Введение в вальдорфской школе преподавания предметов художественного цикла было в начале ХХ века одним из тех моментов, которые с самого начала отличали ее от всех других направлений. Но если сейчас, скажем, рисование прочно вошло в учебный план большинства школ, то уроки лепки пока остаются достоянием лишь вальдорфских школ. Об особенностях преподавания лепки, о ее значении и терапевтическом воздействии на детей немецкий вальдорфский учитель Хелла Лева писала еще в 1980-х годах (в русском переводе ее книга вышла в 2008 году в издательстве «Наири» под названием  «Работа с глиной»). Автор этой статьи, работая с ее исследованиями и рекомендациями, делится собственным опытом проведения уроков лепки и размышлениями о месте этого предмета среди других в учебном плане школы.

Утро. Понедельник. Я стою в третьем классе. Тишина. 36 кусков глины лежат наготове, по одному на каждого ребенка. Ученики заходят в класс, и помещение постепенно наполняется их голосами. Раздаются смех и громкие крики, но, похоже, не все сегодня в ударе – некоторые кажутся уставшими или же наоборот – слишком возбужденными.

В глазах детей отражается их душевное состояние: любознательные, открытые, темпераментные, но также отсутствующие или же погруженные в себя взгляды. И всем им необходимо снова «прийти в себя» после насыщенных эмоциями выходных, «собраться» и вновь быть готовыми воспринимать учебный материал.

Насколько трудной может быть эта задача, замечаю я уже после первых возгласов: «Что мы сегодня лепим?», – когда они сами же спешат ответить на этот вопрос: «робота!», «самолет!», «крепость!», «монстра!» – все представления уже сформированы. Такая перегруженность головы, заштампованность визуальными образами заставляет меня опасаться, удастся ли запланированное мною упражнение на осязание.

На занятии речь пойдет не о копировании в глине каких-либо объектов и не о том, чтобы дать волю фантазии детей, как это бывает на уроке живописи с историями о цвете.

Мне бы подвигнуть их к различным движениям руки; я бы хотела, чтобы они работали всей кистью руки и тем самым хочу подвести их к творческому процессу, свободному от всяческих представлений. Я хочу побудить их использовать дифференцированные движения всей рукой и тем самым подвести их к творческому процессу, свободному от всяческих представлений. Мы будем работать с глиной, взяв за отправную точку форму шара. Цель состоит в том, чтобы найти новые формы благодаря метаморфозе основной формы – шара – исключительно посредством делания. Так развивается живое и непосредственное, отличное от копирования данного чувство формы.

Освобождение от фиксированных представлений

Насколько легко происходит этот процесс у детей, как скоро они освобождаются от фиксированных представлений, показывает уже начальная фаза упражнения. Дети с восторгом хватают глину. Каждый в соответствии со своим темпераментом. Некоторые дотрагиваются легко, почти гладят её, другие погружают с неукротимой силой и энергией свои пальцы в глину – это выглядит так, как будто в глине перерабатываются впечатления, полученные на выходных.

Выявляются потребности различных темпераментов: кажущаяся флегматичной девочка запускает с удовольствием обе руки во влажную глину, в то время как мальчик – сангвиник слегка касается глины кончиками пальцев.

Чем дальше продвигается упражнение, тем больше ученики погружаются в действо, предаваясь творческому процессу своих рук.
Доверительно следуют они моим указаниям закрыть глаза, успокаиваются, по их мимике можно увидеть насколько они наслаждаются ощущением от прикосновения к глине…

«Сейчас я больше чувствую!» – удивленно восклицает мальчик, который до этого старался остаться незамеченным. По моей просьбе они открывают глаза, осматривают форму, сделанную своими руками, бодрствующим ясным взглядом и удивляются, что у всех как будто само собой получилось одно и то же. Момент, когда я обхожу круг, ищу взглядом контакт с их взглядом, прошу кое-что откорректировать, наполнен большой интенсивностью – я вижу, что они спокойны и в мире сами с собой. Расслабленное состояние делает учащихся способными воспринимать дальнейшее происходящее на занятии.

В следующий понедельник мы повторим лепку шара и сформируем из нее – медленно, с закрытыми глазами – овал. В третью неделю – всегда начиная с шара – через овал преобразуем его в седло.

Во время всех этих упражнений мы концентрируемся на чувстве осязания, которое мы познаём в процессе лепки.

Художественная лепка гармонизирует волю

То, что душевное «прибытие» детей возможно уже после 20 минут методической лепки поражает меня каждый раз. Но и каждый раз подтверждает то, что раскрывается в беседах со специалистами педагогического и медицинско-терапевтического направления, а также то, что мне как скульптору известно из собственного опыта работы: сегодня необходим новый взгляд на возможности, которые даны преподавателям вальдорфских школ. Особенно когда речь идет о художественной лепке, которая в отличие от других видов искусств пока не имеет прочного места в учебном плане.

На необходимость ввести этот предмет в учебный план и таким образом дополнить рисование карандашом и рисование акварельными красками указывает на значение этих видов искусства в антропософском смысле.

Рисунок карандашом действует на воображение, рисование акварельными красками на чувства, а художественная лепка на волевые силы, гармонизируя их.

Поэтому Рудольф Штайнер говорил о необходимости занятий художественной лепкой уже для учащихся начальной школы: «Лепка должна начинаться еще до 9 класса. Шары, потом другие формы и т. д. При лепке необходимо работать исходя из формы»

Из учения Штайнера о чувствах исходит, что осязание посредством руки, через ладонь является предпосылкой для развития «Я».
Этот опыт помогает осознать себя в повседневной жизни и учит базовому доверию к жизни.

Мы постигаем нашу телесную самость – это закладывает основу для чувства Я, что позволяет воспринимать другого человека.
Современные дети испытывают определенные недостатки в развитии системы чувств. И хотя это известно многим преподавателям, работающим по вальдорфской методике, но целительным силам художественной лепки пока ещё не отведено надлежащее место в учебном плане. И хотя Хелла Лёве говорила о значении художественной лепки для начальных классов уже в 1980 году и, будучи классным учителем, обосновала и сама начала развивать этот вид искусства в младшей школе, но фактического оформления ее инициатива еще не нашла.

А ведь как раз именно сегодня методическая лепка должна была бы круглогодично по разу в неделю проводиться в первых трех классах; в 4 классе эти занятия должны быть дополнены лепкой объектов. Потому что конституция многих первоклассников показывает, как сильно ни нуждаются в порядке, структуре и душевном равновесии.

Оздоровление через руки

В свое время Рудольфу Штайнеру ещё не были знакомы симптомы аллергии, нейродермита или дефицита внимания. Но его идея, что процесс воспитания похож на процесс исцеления, актуальна как никогда. Включив художественную лепку в план занятий, мы помогаем ребенку обрести новый опыт, установив контакт с самим собой. Укрепляется оболочка, стимулируется регенерация и защита организма, благодаря чему улучшается общее самочувствие. Опускание концентрации в руки разгружает переполненную образами голову, эмоции успокаиваются.

Возникает невидимая связь, при которой преподаватель ощущает полное присутствие своих учеников, а они, в свою очередь, чувствуют себя принятыми и понятыми преподавателем.

Этот «золотой» момент создает атмосферу доверия, которая помогает дальнейшему проведению занятия. Укрепляющее действие методической лепки раскрывается полностью благодаря повторяющимся каждую неделю урокам.

Постоянство и ритмическое повторение – каждую неделю, желательно в понедельник, на протяжении всего года – важно для художественной лепки равно как и для других занятий. Художественная лепка – это как «душевный вдох» на уроках в начале недели, за которым в конце недели следует «душевный выдох» при рисовании акварельными красками.

Наряду с растекающимся рисованием, т.е. техника «мокрое на мокром» – стоит собирающая, формирующая лепка земной глиной.

Статья базируется на материалах дипломной работы, представленной
на Семинаре по вальдорфской педагогике в Штуттгарте, Германия.
Впервые опубликовано в журнале «Дитина» № (4), 2013