Мальчиков интересует движение и сила
Мальчики обладают прекрасными способностями — как и все дети: они любознательны, сострадательны, любящие и готовы помочь. Но у них есть и качества, которые присущи в основном мальчикам. Даже когда они совсем еще маленькие, они проявляют особый интерес к движению и силе.
Почему же так происходит, что мальчик двух с половиной лет очень радуется, когда в дом приходит мастер — «дядя с дрелью», который делает «др-др» — и мальчик потом неделями играет в мастера, в то время как на его сестру-двойняшку это не производит никакого впечатления? Почему мальчишки хотят остановиться и обстоятельно рассмотреть, как опустошаются мусорные контейнеры, как выгружаются из грузовика толстые кабели или понаблюдать за работой трактора, экскаватора или крана? В то время, как девочек намного меньше привлекают подобные события, мальчики хотят шумно проигрывать все то, что они видят.
Мальчишки не хотят всегда играть мило и приятно
Мальчики хотят быть сильными, и иногда надо им позволить быть шумными.
«Давай построим себе машину?» — говорит пятилетний малыш своему другу. Стул перевернут. Оба хотят втиснуться туда. Не пойдет. Они перевернули табуретку и пытаются вдвоем туда втиснуться. Ничего не выходит. Тогда они переворачивают стул и плотно пододвигают его к табуретке. Они сидят друг за дружкой, отталкиваются ногами и начинается: «Эээээнн, джннн, джннн…». И дальше: «Это не обычная машина. Давай лучше играть в то, что это машина — титан». — Еще громче:« Тати-тата, тати-тата». Один из них кричит:«Стоп, подожди, мне нужно кое-что еще», и приносит себе палку и ракушку. «Это мой радиотелефон», — говорит он. Он держит ракушку возле уха и говорит в палку. Поездка продолжается.
Мальчики хотят проявлять себя по-мальчишески, они хотят какого-то риска. По крайней мере, немножко.
В зеленой усадьбе, есть ручная тележка. Если с ней играют девочки, то для них вполне достаточно уложить в нее свои куклы и возить их по двору. Но как только она попадает в руки мальчиков, то используется на полную катушку, они даже вытаскивают ее на горку, откуда она потом опрометью мчится вниз. Девочки находят это заманчивым. Они также хотят поучаствовать. «Возьмите себе тоже тележку, — дерзко кричат мальчики. В конце концов, девочки действительно раздобыли еще одну. И теперь они с грохотам съезжают вместе вниз. Впереди девочка, сзади мальчик. Девочки визжат, в их визгах слышны и страх, и радость, и отвага. В то время, как мальчики стараются казаться сильными.
«Я хочу буянить!»
«Я больше не хочу играть в папу, маму и ребенка, — говорит пятилетний, — я хочу быть диким!» — Мать: «Ужасно. Раньше, когда он был еще маленьким, все было намного проще. Почему мальчики не могут быть хоть немного спокойнее?»
Быть диким нежелательно в нашей практической культуре. И быть шумным тоже. Но мальчики хотят этого и они в этом нуждаются и требуют этого.
«Не могли бы вы играть потише?»
«Не могли бы вы играть тихо? Вот как девочки, они же так могут. Почему вы шумите?!»
Мы не можем, мы не девочки. И мы хотим заниматься мальчишечьими делами. Но где? И вообще, где же еще другие мальчики? Ну да, в детском саду, но там тоже нельзя шуметь.
Что же нам делать? Подумайте об этом. Где мы можем по-настоящему побегать и побеситься? Ах, и потом многие из нас слишком изнежены. Им ничего не разрешают самим попробовать. Всегда есть взрослый, который у них все отнимает и делает трагедию, когда ты падаешь.
Мы окружены заботой. Стоит нам проявить недовольство, мы тут же получаем что-то вкусное или кучу игрушек. Все у нас всегда есть, но мы хотим быть живыми и быть шумными.
Как вы думаете, почему мы любим останавливаться, когда мы видим мужчин, работающих на стройке? Потому что там присутствует сила. Мы хотим ощутить силу. И также самим проявить свою силу.
Поэтому вы можете также спокойно чего-то требовать от нас, сказав, например: «Нет, эту часть пути ты в состоянии уже пройти пешком. Нет, я не буду тебя нести». И когда мы плачем и кричим — лучше не балуйте нас. Иначе мы никогда не научимся владеть своей силой.
Мы расшатываем невидимые стены. У вас нет для нас ничего другого, кроме как увещевать нас: «Тихо, спокойно, играйте так же бесшумно, как девочки?» Мы хотим выпустить пар, использовать наши силы, а не сидеть тихо в кафе или ресторане, пока от ваших требований дать вам покой и вести себя хорошо, в какой-то момент взорвемся. Помогите, вы слышите нас?
Мы хотим, чтобы вы были интересовались нами, вместо того, чтобы слушать нас только в пол-уха.>
Мальчишки хотят проявлять ребячество
И много раз мальчики сталкиваются с чем-то вроде этого:
Накануне карнавала воспитательница спрашивает, в кого дети хотят переодеться. Девять из десяти девочек желают быть «принцессой». Для Тимми (шесть лет) все совершенно ясно. Он говорит: «Я стану рыцарем». «Может кем-то еще? Разве ты не можешь стать садовником или еще кем-то?» — «Нет, рыцарем!» — «Ну, тогда без меча!»
Сегодня мальчиков можно, скорее, встретить в универмаге, где предлагается бесплатно аквагрим для детей, чем на улице за игрой.
Только, пожалуйста, никаких дикостей! Рыцарь — но без меча! Двое детей стоят на качелях — Господи Боже, немедленно спуститесь! Не так высоко! Не так далеко! Не так буйно! Осторожно! Тихо! Стой! Стоп! Лазить по деревьям запрещено. И мериться силой тоже.
Но мальчики хотят показать себя сильными. И если они побежали, потому что у них сильная потребность в движении, их, к сожалению, часто без всякой на то причины зовут обратно. Мальчикам недостаточно просто немного «проветриться», им нужно больше, чем медленно прохаживаться по городскому парку во время воскресной прогулки.
Не тормозите мальчишек понапрасну
Они ведь никому не мешают, эти два мальчика, которые со здоровым детским смехом бегают между скамейками в парке и играют в догонялки. Некоторые люди останавливаются и наблюдают, улыбаясь. Но только не отец. Он спешит за ними, и, схватив одного из мальчиков за рукав, сердито кричит: «Прекратите уже! Вы не должны здесь так бегать. Сколько раз я должен вам это говорить!»
«Эх, папа. Эх, дорогие родители, разве вы сами никогда не были детьми?» — мысленно могли бы воззвать к нам эти мальчишки. Является ли приведенный пример единичным случаем? О нет, их огромное множество — детей, которым мешают в их игре.
Или этот семилетний мальчик. Воскресным днем он едет с папой в машине — на улице стоит прекрасная зимняя погода. Выпал снег. Настоящий липкий снег! На улице много народа. Тут и там уже делают снеговиков. Мальчику тоже хочется. «Хорошо, но не более пяти минут», — говорит отец. Мальчик начинает. Он очень старается, работает с большим рвением. «Иди сюда, папа!» — кричит он. «Нет, нет. У тебя еще две минуты», — говорит он, взглянув в свой мобильный телефон. И вскоре после этого: «Время вышло!» — малыш все еще поглощен своей игрой. «Я сказал время вышло, — торопит его отец, — ну, иди уже сюда наконец». — Сын оставляет своего лишь наметившегося снеговика. Что же ему еще осталось делать?
Маленькие герои с подрезанными крыльями
То, что вредит силе мальчика, это преувеличенные представления о том, что надо быть «хорошим и милым». Но пока их крылья еще не полностью обрезаны, мальчики ищут возможности побороться друг с другом.
«Мы всегда говорили нашему сыну: «Никакого насилия», и вот на тебе», — жалуется мама Йорга. Ее испугал громкий крик. Она выбежала из дома посмотреть, что происходит. А там ее шестилетний сын обрызгивает водяным пистолетом соседних детей . «Я была так огорчена, — рассказывает мама. — Я сразу начала его расспрашивать — откуда у него водяной пистолет и объяснять, что он не должен причинять боль другим детям. В наказание я не разрешила ему выходить на улицу». — «Откуда был водяной пистолет?» — «От соседей». — «Но тем не менее».
Мальчик, которому не позволяют помериться силой, не может на собственном опыте испытать, что такое боль и какова она — настоящая борьба. Поразительно, что здесь часто подходят с разной меркой: Хорошенько друг с другом подраться? «Эй, только не это!», тотчас же вмешиваются многие родители. Однако в этом контексте поразительно то, что родительские опасения обычно молчат, когда в так называемых детских программах показывают, как на кого-то охотятся, преследуют, избивают или убивают. Пай-мальчик, наблюдающий на экране, как другие нападают друг на друга, не плачет, не кричит, он не доставляет особых хлопот. Какая раздвоенность! Как это сказывается на детях? С этим вопросом родителям мальчика придется по-настоящему конфронтировать.
Мальчишки хотят мериться силами
Конечно, родители обязаны присматривать за детьми. Важно только не переусердствовать! Потому что мальчики хотят мериться силами. Драться и сражаться друг с другом в том числе. Это обеспечивает чувственный опыт, который мальчикам не повредит в любом случае. Реальная борьба происходит на другом уровне, чем когда мальчики угрожают друг другу игрушечным пистолетом, ведь в последнем случае не происходит физического контакта. В борьбе же или водных боях они непосредственно противостоят друг другу, как настоящие герои, и удовлетворяют важную потребность мальчиков: они устанавливают, кто сильнее.
И тогда это просто громко, когда они играют. Тогда они «по-настоящему» поливают друг друга с помощью водяных шаров или водяных пистолетов и они ощущают самих себя (свое тело) и промокают насквозь, вместо того, чтобы играть в соответствующую игру перед экраном компьютера. И тогда они по-настоящему сражаются.
«Должны ли мы отводить глаза, когда мальчики катаются по земле?» — спрашивают матери и воспитатели. Если нет опасности: да!
Если мальчикам постоянно приходится подавлять эту часть своей мужественности, то не стоит удивляться тому, что полиция жалуется на растущую жестокость среди подростков, старше пятнадцати лет, избивающих ногами лежащую на земле, беззащитную жертву. Одна из причин заключается в том, что многие даже не знают, что они причиняют своими ударами или пинками. Потому что в детстве они никогда не играли в борьбу. Потому что борьба была табу.
А когда игры становятся слишком буйными?
Ну, а если, в конце концов, «существует опасность», и несколько нападают на одного и происходит нечестная драка? Когда родители это видят, то конечно же банду нужно хорошенько отчитать и напомнить о правилах честной игры:
Правила честной игры:
- Никогда не должны бороться несколько против одного, но всегда только один против одного.
- Царапаться, плеваться, кусаться, тянуть другого за волосы, хватать за шею не касается — непозволительно.
- Когда другой кричит «стоп», заканчиваем. То же самое, если другой лежит на земле. Мальчики это понимают.
То, как мама может спокойно относится к мальчишечьим дракам, показывает следующее воспоминание из детства.
«Мы очень счастливо играли вместе. Но поскольку боевой дух присущ всем мальчикам, и они хотят испробовать свои силы друг на друге, то и между нами доходило до потасовок и драк. Считалось крайне недостойным цепляться друг другу в волосы. Это было неписанное правило во время борьбы с моим царственным противником; но как только он однажды, когда преимущество было на моей стороне, вцепился мне в волосы, я сделал то же самое, причем с такой яростью, что он разразился жутким криком. Сбежался весь салон. «Когда царственная мать нашла своего сына в слезах и «принц не мог отрицать, что он первый вцепился мне в волосы», мать не стала защищать своего сына, а сказала ему: «Вот видишь … что посеешь, то и пожнешь!»
Основные потребности — что нужно мальчишкам
У мальчиков есть несколько самых важных основных потребностей, учитывать которые может любой взрослый:
- Необходимые воспитательские сообщения мальчикам должны даваться кратко, ясно, без дискуссий.
- Мальчики хотят сохранить свое лицо. Когда есть необходимость вмешаться, следует кратко и четко показать границу. Дальнейшие разбирательства — наедине, никогда не следует этого делать перед зрителями. Получить выговор в присутствии других для многих мальчиков считается потерей лица.
- Мальчики хотят, чтобы им позволяли играть шумно.
- Мальчики хотят, чтобы им позволили мериться силами, а не принуждали изображать фальшивую умиротворенность и гармонию.
- Мальчики хотят выпустить пар и испытать свою силу.
- Мальчики нуждаются в ежедневном движении на свежем воздухе
- Не следует в наказание лишать мальчиков движения. Домашний арест делает их неуравновешенными и агрессивными.
- Давать мальчикам играть на природе, а не просто немного их «проветривать».
- Мальчики хотят чем-то рисковать.
- Чтобы развивать свою идентичность, мальчикам нужны мужские образцы для подражания.
Мальчики ищут мужского подтверждения. Похвала из уст отца или вообще любого мужчины («Это ты хорошо сделал», «Я горжусь тобой») равноценна получению медали и укрепляет у них чувство собственного достоинства.
Мальчишкам нужно достаточно поводов, чтобы выпустить пар
Это должно быть написано на каждом столбе, об этом нужно громко трубить на каждом углу: «Мальчику нужно как можно больше движения и возможностей выпустить пар, при этом, он должен иногда даже уставать до изнеможения и ощущать самого себя».
Именно в наших довольно стесненных условиях жизни, когда дети уже больше не могут даже просто выйти за дверь, следует с особенной серьезностью воспринимать этот «крик о помощи».
Где могут сегодняшние мальчики испытать свои силы и вдоволь поиграть? Каждый, кто воспитывает мальчиков, должен задумываться над этим, задавая себе следующие вопросы: достаточно ли у мальчика возможностей для собственной активности? Доверяем ли мы ему что-то, верим ли в него? Бывает ли он каждый день на свежем воздухе, может ли он хотя бы побегать, полазать или каким-то еще другим образом выпустить пар?
А если мальчик и правда несколько неуравновешен? Тогда не должно быть никаких ограничений движений с играми типа «тихий стул» или другими подобными мерами, но девизом должно быть: на улицу!
Мама мальчика рассказывает о своем рецепте успеха: «В такие моменты мы надеваем ему куртку и отправляемся с ним кататься на велосипеде. Через десять минут гнев исчезает. Через полчаса он в прекрасном настроении. А час спустя он уже валится с ног и почти засыпает над своим мороженным».
практичні матеріали
Не тормозите мальчишек понапрасну
Как же маленьким героям быть мужчинами, когда без всякой необходимости тормозят их радость от игры, и они ощущают: таков, каков я есть, я не достаточно хорош?