Имя выдающегося венгерского врача-педиатра и педагога Эмми Пиклер (Emmi Pikler, 1902–1984) входит в золотой фонд ясельной педагогики. Несмотря на то, что эта педагогика насчитывает несколько десятков лет, она не стала сегодня менее актуальной, а напротив, стала тем образцом, которому современный мир только начинает следовать.

Свое образование Эмми Пиклер получила в Вене, в знаменитой педиатрической клинике известных ученых того времени Клеменса фон Пирке (Clemens von Pirquet) и Ханса Зальцера (Hans Salzer). Процент выздоравливающих в этой клинике детей был так высок, что туда съезжались профессора и студенты со всего мира, чтобы познать секреты мастерства ее врачей. Подход же основывался на том, что больной ребенок – прежде всего личность, нуждающаяся в особом отношении. И при принятии решения о способе лечения вначале подробно наблюдалось поведение малыша. Врачи не ограничивались лишь изучением и излечением болезни. В центре внимание была не болезнь, а сам ребенок.

Пройдя школу, с одной стороны, здорового воспитания и предупреждения болезней, а с другой – внимательного и дружелюбного отношения к маленьким детям, Эмми Пиклер  с 1935 года начинает частную практику детского врача в Венгрии и получает широкое признание. Она читает лекции по уходу за младенцами и их воспитанию. Позже формирует свой собственный подход к уходу и воспитанию детей раннего возраста. В 1946 году ей доверили возглавить приют для грудных детей под названием Лоци.

Эмми Пиклер разработала особую систему ухода и организации работы ухаживающего за детьми персонала. Это был способ, при котором каждому ребенку максимально обеспечивался постоянный и продолжительный контакт с одной и той же воспитательницей. При помощи своей коллеги Джудит Фалк (Judith Falck) она разработала и систему подготовки воспитательниц, которая помогала избежать урона, нанесенного детям из-за некачественного образования ответственных за них взрослых. В детском доме Лоци уход за детьми, лишенными матерей, сопровождался постоянным вниманием к каждому движению и жесту малыша, а также простыми, не балующими ребенка словами. С первых моментов жизни ребенка возникал постоянный диалог с ним. Через аккуратную трактовку малейших сигналов ответной реакции ребенка (движения головы и взгляды) устанавливалась прочная и созидающая связь.

Оказалось, что только такая связь между воспитательницей и ребенком наиболее устойчива и внушает малышу уверенность.

Во время бодрствования, когда ребенок отдохнул, сыт и чист, он оставался без воспитателя, наедине с самим собой. Он погружался в собственные движения и жесты – пробуя неоднократно то, что ему диктовал природный инстинкт: переворачивался, опираясь на стопы, кувыркался, впервые в жизни захватывал предметы, экспериментировал со всевозможными способами их использования.

Таким образом Эмми Пиклер увидела множество вариантов движений и позиций, которые выдумывают дети, чтобы достичь вертикального положения и ходить на двух ногах. Она обнаружила живой интерес малышей к предметам, применения которым они не знали и пробовали манипулировать ими, повинуясь своему инстинктивному желанию. Эмми Пиклер призывала уважать время младенчества и природные способности детей. Она не скрывала правды о современных трудностях их роста и сопутствующих этому помехах, чинимых взрослыми, вмешивающимися в свободное развитие детей – особенно в свободное развитие их движений.

Например, можно часто увидеть детей, которым слишком рано вложили в руку какие-то предметы и сразу после этого дали игрушки, упражнения с которыми имеют специальные дидактические цели. Но ведь свободный выбор предметов при помощи глаз или еще раньше при помощи рук начинается с самого рождения. И этот выбор ни в коем случае не может руководиться взрослыми!

В основе педагогического импульса Эмми Пиклер лежат следующие принципы:

Уход за ребенком

Речь идет, прежде всего, о таких каждодневных делах в уходе за малышом, как пеленание, одевание, купание и т.д. Эмми Пиклер призывает нас к тому, чтобы это время, которое многим кажется рутиной, превратить в качественное общение с ребенком. Многие мамы в наши дни убеждены, что одновременное выполнение большого количества задач – это ценный и крайне необходимый навык. Однако Э. Пиклер считала, что когда мы пытаемся делать несколько дел одновременно, в действительности это не позволяет нам проявлять уважение к нашим детям. Ребенок, получающий от взрослого сто процентов его внимания, интерпретирует это как воплощение любви к нему. Сосредоточьтесь полностью на потребностях ребенка в данный момент. Ласково и спокойно сообщайте ему, что́вы будете делать вместе с ним. ≪Сейчас мы оденем носочки, сначала правую ножку, затем левую…≫

При таком взаимодействии ребенок чувствует себя не пассивным объектом манипуляций, а партнером, который активно принимает участие в действии. Вы закладываете фундамент его самоуважения и самостоятельности.

Свободное развитие движений

Мы осознанно предоставляем пространство для удовлетворения одной из базовых потребностей каждого ребенка – желания самостоятельно действовать и экспериментировать. Это означает, что мы, взрослые, не должны вмешиваться в естественный ход развития движений малыша, а значит, не должны пытаться ускорить те процессы, которые ребенок еще не готов выполнять самостоятельно: например, вести ребенка придерживая его или помогать ему принять сидячее положение. Это может привести к тому, что ребенок не будет уверен в себе и будет зависеть от взрослого. Действуя самостоятельно, ребенок сам может оценивать свои возможности, он развивает настоящее самосознание и внутренне и внешне пребывает в равновесии.

Свободное развитие движений и свободное развитие в целом согласно своим индивидуальным ритмам было целью Эмми Пиклер.

Свободная игра

Задача взрослого – создать уютное и безопасное окружение для ребенка. Это значит, что мы так обустраиваем внешнее пространство, что у ребенка оказывается место и время для самостоятельных исследований и экспериментов с теми объектами, которые он сам выберет. При этом не стоит комментировать, как обращаться с тем или иным предметом, позвольте ребенку получить свой собственный опыт. В такой самостоятельной деятельности малыш разовьет моторику и будет удовлетворен возможностью самому, без посторонней помощи достичь чего-либо.

Эмми Пиклер говорила, что родителям нет необходимости развлекать их детей: находясь в богатой для развития среде и имея возможность свободно ее исследовать, дети вполне способны самостоятельно ≪развлекать≫ самих себя. Если мы сопоставим исследования Эмми Пиклер и антропософское учение, мы обнаружим следующие сходства:

– Исследования по свободному развитию движений у детей, проведенные Эмми Пиклер, основаны на точном наблюдении поведения детей и таким образом дополняют учение о человеке, расширенное духовной наукой.

– Оба подхода не навязывают ребенку с его индивидуальными темпами развития какую-либо программу или норму извне. Подходы основываются на внимании к личности ребенка, к закономерностям его развития, которые заложены природой и которые проявляются в связи с конкретной организацией его окружения.

– Большое значение придается организации окружения ребенка как важной отправной точке его развития. Рудольф Штайнер подчеркивает: ≪Только правильное физическое окружение действует на ребенка таким образом, что его физические органы принимают правильные формы≫. Исследования Эмми Пиклер подтверждают это. –Взрослые играют решающую роль как пример для маленького ребенка, на который он может ориентироваться и развивать свои подражательные способности.

– Свободная игра – важнейший процесс, в который не должны вмешиваться взрослые. Эмми Пиклер ставит свободное развитие движений ребенка в основу развития личности. Рудольф Штайнер подчеркивает важность свободного развития движений как условие для развития речевых и мыслительных процессов, а также развития самосознания.

Мы благодарны Эмми Пиклер за то, что из своих исследований и накопленного опыта она создала школу для малышей или ясельную педагогику, к которой сегодня проявляет интерес все большее количество педагогов. Наблюдения и исследования, а также практические рекомендации Эмми Пиклер изложила в своих книгах.

Сегодня на месте дома ребенка Лоци в Будапеште работает Пиклер-институт, который возглавляет дочь Эмми Пиклер, детский психолог Анна Тардос (Anna Tardos). Институт, сохраняя традиции дома Лоци, продолжает исследовательскую и образовательную деятельность, сотрудничает с многочисленными международными организациями, неравнодушными к вопросам здорового воспитания детей раннего возраста.

При подготовке статьи использованы материалы из источников:

http://www.waldorf-resources.org

http://www.mariamontessori.ru

http://pikler.org

http://www.kinder-freiraum.at

http://de.wikipedia.org

Книги Эмми Пиклер:

Emmi Pikler: Lasst mir Zeit. Pflaum-Verlag, Munchen 1997.

Emmi Pikler: Friedliche Babys, zufriedene Mutter. Herder Verlag.

Emmi Pikler u. a.: Miteinander vertraut werden. Arbor Verlag, Freiamt 1994.

Myriam David, Genevieve Appell: Loczy ou le Maternage Insolite. Editions du Scarabee, Paris 1973.

Впервые опубликовано в электронном журнале “Дитина Вальдорф+” №4, 2014.