Сейчас мы находимся в исключительной международной ситуации – школы во всем мире временно закрыты. Поэтому мы обязаны переключиться на онлайн-обучение, особенно в старшей школе. И в то же время нам нужно создать баланс, потому что в вальдорфской педагогике работа в интернете не является приоритетом. С другой стороны, мы должны использовать его для «значимых» целей посредством сознательной человеческой и духовной работы.

Некоторые важные моменты.

  1. Какие задачи являются значимыми, даже если они передаются онлайн? Что касается старшей школы: нет ничего, что могло бы помешать выполнять математические задания, задания по родному языку, по иностранному языку, выполнять письменные работы, такие, как эссе, отражающие текущую ситуацию, возможно, посмотреть фильм. Все это требует от учителей находчивости и фантазии, но, прежде всего, необходимо помнить об индивидуальном контакте с каждым молодым человеком, будь то по электронной почте, по телефону или приходя в школу для индивидуальных бесед, когда это возможно. И конечно, по всем канонам вальдорфской педагогики, необходимо соблюдать равновесие между заданиями, которые по возможности можно выполнять на природе: метеорологические задания, которые можно выполнять наслаждаясь солнцем, наблюдая за растениями, облаками, наблюдая за птицами и т. д. Есть бесконечное количество возможностей, как организовать реальные встречи с природой, что сейчас особенно важно, для того, чтобы сбалансировать занятость детей в Интернете. Речь идет не о демонизации онлайн-обучения, а о создании противовеса, что является одной из актуальных задач вальдорфского образования. И, конечно, для того, чтобы соблюдать это равновесие на принципах вальдорфской педагогики и салютогенеза, необходимо «заправляться» солнцем и свежим воздухом.

  1. Младшая школа – это другая ситуация. Ясно, что в вальдорфской педагогике детям недостаточно или даже не полезно давать задания в Интернете. Лучше, если они придут в школу, чтобы забрать свои «учебные пакеты» у учителя каждый индивидуально. Правильно было бы учителю поддерживать более плотный контакт с родителями, общаясь с ними онлайн, по вопросам детей и вальдорфского образования. Так, учителя могут поддерживать индивидуальный контакт с родителями и помогать им. Конечно, не надо забывать и об «обучении в жизни» – помощь в домашнем хозяйстве, в саду, работа на участке, если он есть, или выход на природу, разведение костра, наблюдение за лесом, ведение небольшого ежедневного дневника природы с зарисовками. Также важно, чтобы учителя помнили каждого ребенка и, возможно, даже старались поддерживать постоянный контакт с родителями посредством регулярных писем. Возможно, это даст им представление о вальдорфской педагогике, на что раньше у них не было времени или понимания необходимости.
  2. Очень важно, чтобы учителя следили за собой, соблюдая здоровую психологическую гигиену и душевное равновесие, чтобы они ходили в лес, на природу или занимались художественной деятельностью. И необходимо культивировать медитативную жизнь: последние руководящие принципы Штайнера говорят, чем больше мы вынуждены погрузиться в «подприроду» новых технологий, тем важнее жизнь, в так называемой, «надприродном», то есть в духовных мыслях и, в конечном итоге, в живой антропософии. Нужны конкретные идеи. Не достаточно с тревогой отказаться от этого нового вызова, это не в духе эпохи Михаила, нужно быть активным и проявлять инициативу, реагировать из внутренней силы, которая может прийти к нам из духовного мира.
  3. Обмен и общение: это лишь некоторые из руководящих идей, которые, безусловно, необходимо дополнить. Мы, как вальдорфское движение, можем также налаживать связи на местном и международном уровнях, больше общаться друг с другом по-новому, обмениваться опытом, чтобы противодействовать «социальному дистанцированию». И думая таким образом обо всех детях, не только о детях из вальдорфских школ, мы станем судьбоносным сообществом для человечества.

Перевод с английского Наринэ Мальцевой

Опубликовано в Вестнике Педагогической секции Гетеанума 25.03.2020