— Сейчас Вы проводите курс для вальдорфских учителей о выборе деятельности на уроках: какая подходит детям, а какая — нет. Вы могли бы немного рассказать нашим читателям об этом курсе?

 

— Это не так-то просто… И все же я постараюсь. Так сложилось, что сейчас наше общество буквально погрязло в материализме, из-за чего возникло очень много специфических привычек в мышлении, а также и в воспитании, которые ведут к сильному акценту на мыслительной деятельности (буквально, сосредоточение деятельности в голове) и ранней интеллектуализации. Такие интеллектуальные занятия воздействуют на человека разрушительно, утомляюще, вызывая закостенение и склеротические процессы: стресс, волнения, нервный тик, бессонницу с ее бесконечными размышлениями, страхи, сомнения, судороги и зажатость, всевозможные отложения. Деятельность же, связанная с движением, подвижностью, фантазией, действует формирующе, укрепляюще. Чем младше ребенок, тем сильнее он испытывает это воздействие интеллектуального обращения. А в это время их формирующиеся силы нуждаются в поддержке. Вплоть до возраста пубертата эти силы в ребенке должны быть задействованы преимущественно для роста и окончательного формирования внутренних органов.

Это очень сложно объяснить родителям. Но ведь, в первую очередь, именно родители должны знать, что не стоит перегружать маленьких детей мыслительной деятельностью, они очень рано переполняются всевозможными «знаниями» и «суждениями». Родители зачастую действуют с наилучшими намерениями, убежденные, что ребенок будет иметь лучшие условия для начала самостоятельной жизни. И все же за 50 лет педагогической деятельности мои наблюдения привели меня к иному пониманию: если детей слишком рано перегружать мышлением, они становятся более слабыми, вялыми, утрачивают предприимчивость и инициативность, а также радость от учебы.

— Вы часто говорите о дисциплине, как дома, так и в школе.

— Да. Мне очень жаль, когда приложенные усилия в школе и дома идут насмарку из-за проблем с дисциплиной. Это можно смягчить, если найти золотую середину между структурой и хаосом, строгостью и доброжелательностью, недоверчивостью и легковерием, то есть стать и беспокоящимся, и любящим, и веселым, и понимающим воспитателем, без предпочтений и неприятия по отношению к ребенку. Дети, которые получают умеренную нагрузку и чувствуют себя хорошо, готовы к сотрудничеству. И наоборот, дети, к которым предъявляются повышенные требования, или скучающие дети, склоннны к агрессии.

— Как можно это наблюдать или, может быть, ощутить?

— Дети быстро устают, если к ним обращаются интеллектуально. И они возращают себе силы, если могут двигаться, играть, и если они устают после такой активности, то это здоровая усталость. Может быть также и наоборот: дети хотят спать, но усталость эта не здоровая, заснуть не дает.

Я убеждена, что об этом все учителя должны знать. Педагоги же вальдорфских школ в большей или меньшей степени это осознают.

— Мы хотим постепенно пробудить в ребенке силу мышления. Как это сделать здоровым образом?

—Я как раз собираюсь говорить об этом на занятии. Необходимо чтобы «нужное слово звучало в нужное время». Это очень важно. История Парсифаля, дитя природы, очень поучительна. Его учитель Гурнеманц внушал Парсифалю, что тот должен быть наблюдательным и, ему как взрослому не подобает постоянно задавать наивные вопросы. Позднее, в своих странствиях он попадает в город Грааля, где встречает рыцаря Грааля, несказанно страдающего от раны, открывшейся из-за содеянного им греха. Парсифалю следовало из сострадания задать вопрос, который бы утолил боль, но он не решился и не смог помочь страждущему. А в тот момент именно нужное слово было так необходимо.

Очень важно, чтобы с детьми общались в соответствии с их возрастом и уровнем развития. Это значит, что взрослый всегда должен подыскивать язык, понятный ребенку. И чем младше ребенок, тем сильнее нуждается он в подобающем обращении — образном и без определений. Например, не стоит объяснять, что ангел — это человек с крыльями, не лучше ли сказать: на каждой звезде живет ангел. Можно придумать что-то и самому, главное, чтобы в это верил сам взрослый и мог понять ребенок. С детьми постарше следует совершенно иначе говорить на подобные темы. То есть, нужное слово в нужное время. Это относится к любому возрасту. Каждый человек нуждается в подходящем к нему обращении. И чем младше ребенок, тем он мягче, тем менее сознателен, тем более старательно нужно оберегать его грезящее состояние и избегать интеллектуального.

Можно заметить из собственного опыта: если целый день работать интеллектуально, то к вечеру ты полностью разбит; если же целый день гулять, особенно на природе, то устаешь, но внутренне собран, особенно на следующий день. Дети не хотят, чтобы их учили, но они хотят жить и в семье, и в школе. Так, собственно, и учителю не следует обучать младших детей, а следует быть вместе с ними.

— Почему Вы придаете такую важность гармонизации разрушающего воздействия именно на уроках математики?

— Поскольку именно на уроках математики очень велика опасность обращения к детям интеллектуально, что равносильно атаке на их жизненные силы. Поэтому я постоянно пытаюсь прибегнуть к помощи ритма и движения, действующих укрепляюще. Ритм вносит порядок, а движение вызывает у маленьких детей радость, если они, конечно, не стали сонными мухами от чрезмерных мыслительных усилий. А именно для таких детей особенно важно, чтобы они опять начали получать радость от движения.

Ранняя интеллектуализация пробуждает педантизм. Дети рассматривают вещи и тут же выносят суждения. Я могу привести в пример собственного внука. Я заметила, что он имеет привычку все сказанное мною тут же подвергать сомнению. Однажды он спросил меня, что было в пустой магазинной коробочке. Я ответила: «Там были вишни». А он в ответ: «Нет». И я спросила этого ребенка пяти лет: «Почему ты говоришь нет?» Он уже умел немного читать, я показала ему коробочку и спросила: «Что там написано?» «В-в-и-ш-ш-ни». То есть он уже может читать и не верит тому, что говорит бабушка. Сегодня это типично для детей. Очень быстрая интеллектуализация, все подвергается сомнению.

— Чтобы бы Вы посоветовали, исходя из вашего практического опыта, как бороться с этим явлением?

По моему мнению в том, что сегодня дети хотят быть такими самостоятельными виновата лень родителей. Ребенка, нуждающегося во внимании и заботе, оставляют одного.

Уже даже в коляске, в которой ребенок развернут лицом вперед. Мама полагает, что ему больше интересно уличное движение, нежели она. Мать исчезает. Я пережила такой опыт, когда работала няней в семье, у которых была такая коляска. Перед нами с грохотом пронесся грузовик. Ребенок, испугавшись, обернулся назад ко мне и понял, что это все же не так опасно. Раньше, сидя лицом к матери, дитя могло непосредственно по ее лицу понять: стоит пугаться или нет. Мать должна быть для ребенка самым важным, не улица, дорожное движение, чужие люди и все прочее. Так что, по моему мнению, это очень существенная вещь. Ребенок может по лицу матери читать, что представляет опасность. К тому же, в этих нелепых, развернутых вперед, колясках сложно вместе с ребенком рассматривать что-то красивое по пути. Ребенок уже проехал цветок, когда его замечаю я, и нужно тянуть коляску назад, чтобы рассмотреть цветок вместе с ним. Я бы упомянула вот эти моменты. Также взрослому не следует обсуждать все с ребенком.

Но как я прививаю своему ребенку самостоятельность? Это же, по сути, цель родителей. И, собственно, благая цель. Понемногу, в соответствии с уровнем развития ребенка, можно предоставлять ему все большую свободу.

А в возрасте 21 года начинается самовоспитание, так что родителям тогда по сути говорить уже нечего. Многие родители тогда находят нужные слова, но в неподходящее время и вразумляют как и ребенка, так и повзрослевшего молодого человека, живущего вместе с ними.

В воспитании детей очень важно быть честными и правдивыми и просто дарить ребенку радость.

Сегодня по дороге на семинар я наблюдала такую картину. Под каштановыми деревьями гуляли родители с маленьким мальчиком. На земле лежали каштаны, и отец бросил каштан ребенку. Мальчик подскочил от радости и тоже стал искать их, и подпрыгивал от радости возле каждого найденного каштана.

Вот такой мелочью родители могут осчастливить свое дитя. Говорят же, богатства в природе уже достаточно для ребенка. Нет необходимости покупать дорогие игрушки. Достаточно простой куклы. Если родители обходятся с ней с нежностью, ребенок учится тому, как потом воспитывать собственных детей.