Сегодня, пожалуй, как ни в какое другое время, перед каждым человеком, стремящимся жить в мире осознанно, так или иначе встает проблема слабости собственной воли. Особенно это касается тех случаев, когда твои действия не предопределяются и не навязываются тебе извне (начальством, коллективом и т.д.), но ты должен родить их из себя сам.
1 июня 2003 года в Киеве побывал Антон Кимпфлер, немецкий антропософ, писатель и публицист, занимающийся анализом множества вопросов современной жизни социума и индивидуума. Много лет он посвятил работе с самыми разными людьми в самых разнообразных проектах. Выдержки из его лекции, посвященной проблеме развития воли, мы приводим здесь как описание возможного пути укрепления внутренних сил.
В современном мире человек в значительной степени освобожден от физического труда. У нас есть множество машин и механизмов, призванных взять на себя тот труд, которым раньше занимался человек и который в определенном смысле упражнял и постоянно подстегивал его волю. Сегодня, с появлением большого количества свободного от физического труда времени, мы становимся все пассивнее. Однако, с другой стороны, тем самым мы получаем шанс развивать свою волю в новом качестве — не волю, понуждаемую к действию обстоятельствами, но волю как свободное внутреннее решение. Как же это делать?
Очень хорошо здесь помогает ритм. В детском саду и школе, например, ритм дня, недели, года играет очень важную роль. К примеру, я каждый день 30-40 минут пишу книгу. Регулярно и ритмично. И вскоре начинаю замечать, что это действительно помогает — не отнимая много сил и привнося ритм,— это и терапия, и необходимое дело, я ведь каждый год издаю свои книги. Можно выбрать любое занятие по себе — это может быть и медитация, и какие-нибудь упражнения, или просто работа в саду.
Когда мы учимся упорядоченно пользоваться временем, то Духи времени тоже обращаются нам навстречу, и тогда мы вдруг замечаем, что времени нам хватает на все и дела двигаются быстрее.
Кроме ритмичности важную роль играет наша готовность совершать работу, подготовленность к ней. Например, если я собрался копать, но целый час ищу свою лопату, это действует разрушающе. Нужно развивать заботливое отношение к мелочам: если я сажусь писать, то карандаш у меня должен быть уже заточен, бумага тоже под рукой. Не о педантизме идет речь, а именно о внимании и фантазии в отношении к мелочам. Ведь часто фантазия получает как раз темную окраску, с успехом выискивая тысячи причин, почему я сейчас не могу сделать это конкретное дело. «Черт скрывается в мелочах» — говорит известная пословица, но мы воспитываем в себе любовь к мелочам и тогда продолжаем: «…а Бог проявляется в деталях».
Фантазия может работать положительно, если мы при неудачах не впадаем в депрессию, а творчески ищем, что же еще можно сделать, чтобы дело получилось. Очень важно сохранять внутреннюю подвижность и работать с радостью, тогда мы развиваем позитивное мышление. В этом нам, немцам, есть чему поучиться у русских. Например, в Германии часто случается так, что если человеку, который начал что-то делать, указывают (например, со стороны государства), что делать это нельзя, он возвращается домой и говорит себе: «ну, нельзя так нельзя, буду делать что-то другое». Русский человек в таких случаях, наоборот, загорается и начинает искать возможности, как бы обойти это «нельзя».
Однако часто случается, что как только ты приступаешь к какому-то делу, на тебя тут же сваливается множество препятствий. В этом случае необходимо уметь правильно обходиться с теми людьми и обстоятельствами, которые тебе неожиданно мешают. Ведь они на самом деле не мешают, а сигнализируют о чем-то. Можно сказать, что когда к тебе приближается какое-то важное и глубокое событие твоей жизни, оно как бы «гонит впереди себя волну» в духовном мире, и первой до тебя докатывается его тень. Ведь духи раньше нас видят приближение этого события и поэтому как бы испытывают нас, насколько мы к нему готовы. Скажем, если я чересчур эмоционален и бурно реагирую на подобные преграды, я, может быть, вообще не попаду на главную встречу своей жизни. Поэтому препятствия — это тоже упражнение для воли, они учат нас не перевозбуждаться в испытаниях, но сохранять душевное равновесие.
Другим важным качеством является верность тем обязательствам, которые были тобой заявлены. Договоренность — это святое. Нарушая договоренность, человек подрывает свои силы. Нельзя позволять себе отговорок типа «да, я обещал ему, но для него это все равно не столь важно, он даже забыл уже об этом, сделаю это позже». Важно сделать это именно сейчас, вовремя. (Стоит добавить, что сказанное имеет отношение к моим собственным усилиям, оно не означает, что я могу ходить и всех упрекать: «вот, ты обещал и не выполнил!».) Поэтому нужно учиться договариваться только о том, что тебе по силам. Не стоит строить больших планов и давать глобальные обещания — они превращаются в тяжесть и ложатся на тебя мертвым грузом. Живым образом работает именно конкретная договоренность — не «мы хотим сделать то-то и то-то и еще много чего…», а «мы сделаем вот это!». За нами стоят большие силы, но им нужны наши маленькие выполненные дела. Очень хорошо, если я способен взять на себя ответственность за конкретное дело. Например, часто бывает, что мы говорим: «Смотрите, надо сделать вот это! Кто за это возьмется?». И ждем добровольцев… Но если я увидел, что это дело необходимо, быть может, оно является именно моей задачей? Почему я должен переваливать его на другого? Более того, еще лучше будет, если я сделаю его незаметно для окружающих. Не буду говорить об уборке, а возьму и уберу. Такие незаметные вещи действуют даже сильнее, чем, скажем, шумная кампания «за уборку территории». Ведь духовные силы на самом деле все видят. За маленьким цветком, который я поливаю, стоит весь мир. «Что вы сделали одному из братьев Моих меньших, то сделали Мне». И эта концентрация на малом помогает нам постепенно решать глобальные задачи.
Однако бывает и так, что мы пытались, мы работали, но ничего не получилось, и теперь мы лежим на полу, раздавленные и растоптанные. Тогда нужно уметь «экстренно затормозить » и ничего не делать, ведь впереди может быть пропасть. Например, я учитель, и вот мой класс бесится и совершенно «отрывается». В этот момент всякая моя реакция только усугубит проблему, потому что я ужасно раздражен и не знаю, что делать. Тогда имеет смысл просто остановиться и не реагировать, позволить времени утихомирить силы, буйствующие во мне. И потом, когда я вновь успокоюсь, можно начинать искать правильные реакции.
Другая похожая проблема — это когда я начинаю некое дело, но бросаю его и принимаюсь за новое. Оно тоже идет не лучшим образом, я берусь за третье и так далее… Это, так сказать, «хроническое поражение воли». То, что ты не можешь ничего довести до конца и вообще оформить в что-то существенное, действует опустошающе. В этом случае мне помогает образ, заложенный в немецком слове «unterlassen» («оставлять, отказываться» или же дословно — «дать упасть вниз»). В русском языке ему соответствует слово «забрасывать». Я совершаю некое дело, но подхожу к пропасти, и забрасываю дело. Затем начинаю другое — и вновь его забрасываю. Но со временем непременно наступит момент, когда я «набросаю» их столько, что они заполнят собой пропасть у меня под ногами, и я смогу пройти дальше.
Может еще возникнуть вопрос о том, насколько важно обдумывание дела перед его совершением — стоит ли погружаться в размышления или же лучше действовать спонтанно, по возникновению импульса. Здесь, опять же, нужна внутренняя подготовленность к делу, тогда идея и импульс смогут прийти сами, когда это будет необходимо. Известно ведь, что выдающиеся идеи далеко не всегда приходят к тебе тогда, когда ты стоишь в храме с золотыми куполами, но часто и тогда, когда тебе просто падает на голову яблоко.
И напоследок коснемся еще одного момента. Если я вообще чувствую себя уставшим и ни на что не способным, что тогда? Как восстанавливать силы, что может помочь мне отдохнуть? Кроме здорового ритмичного сна есть еще несколько основных вещей, возвращающих человеку утраченные силы.
Прежде всего, это юмор. По словам очевидцев, Рудольф Штайнер был веселым человеком с хорошим чувством юмора. Возможно, это и помогало ему работать не переставая, а в последние годы вообще буквально на износ, когда на сон оставалось каждый день по 2- 4 часа. По его же словам, он отдыхал не только во время сна, но и занимаясь искусством.
Искусство — это вторая возможность восстановления сил. И есть еще один способ — это дар другому человеку. Если я совершаю что-то для другого, пытаясь понять, что ему действительно необходимо, в чем состоит его потребность, тогда этот дар возвращается ко мне, укрепляя и мои силы.
саморозвиток
О маленьких выполненных делах
Выдержки из лекции Антона Кимпфлера, посвященной проблеме развития воли с описанием возможного пути укрепления внутренних сил