На протяжении десяти лет мне, как врачу, было предложено проводить у ребят старших классов уроки и недельные эпохи по половому воспитанию. Тогда, десять лет назад, в первый раз передо мной была поставлена задача, не знакомить учеников с основами сексологии, а попробовать рассказать им о волнующих их темах не только доступным для них языком, но и раскрыть перед ними духовную глубину и суть половых отношений, как с точки зрения эволюции, так и повседневности.

Для многих взрослых вести разговор с молодыми людьми о половых взаимоотношениях нелегкий, а порой просто непосильный труд. И связано это с тем, что эта тема важна не только для подростков и молодых людей, но и каждого взрослого. А как мы взрослые, родители и педагоги, относимся к этому вопросу, каково наше мировоззрение? Именно от мировоззрения зависит, каким образом мы будем подходить к теме полового воспитания.


Прежде чем поделиться своим опытом работы с молодыми людьми и взрослыми на тему полового воспитания и образования, я должна сказать, что мое мировоззрение имеет свои истоки в Антропософии и вальдорфской педагогике. Именно благодаря антропософскому мировоззрению и духовнонаучному подходу в изучении и понимании мира смогла быть осуществлена эта работа.

Занятия на тему «Пол, секс, любовь и зависимость» проводятся на протяжении пяти уроков. Фактически их можно назвать эпохой. На уроках могут присутствовать взрослые, например, учителя как работающие в классе, так и из других классов, друзья подростков, интересующиеся взрослые. Для родителей такие занятия проводятся параллельно по вечерам. Это важно как для ребят, так и для взрослых, т.к. познакомившись одновременно с темой, они могут далее иметь общую точку зрения для дальнейшего общения. На занятиях для взрослых тема затрагивается глубже, хотя принципы и подход в рассмотрении темы практически одинаковы.

Я всегда ставлю на уроках рядом с собой самого шумного и скептически настроенного подростка, и мы вдвоем предстаем перед всем классом. Ребята с огромным удовольствием нас рассматривает и перечисляет принципиальные различия в строении женского и мужского телосложения. Оказывается так сложно порой в открытую сказать, что у женщин есть грудь, округлые бедра, более высокая талия и маленькая ножка по сравнению с мужской. Во всем теле присутствует тенденция мягких и округлых линий. Мужчины же более тяжелые в своем скелете, у них длиннее кости и стопа, больше мышечная масса, у них растет борода. А во всем теле присутствует тенденция к более земному, прямому и вытянутому.

Когда дело доходит до половых органов, то в первый момент шум, гогот и разного рода шутки и высказывания остановить порой невозможно. Хорошо… У мужчины половые органы снаружи, а женщины внутри. Но, как уже говорилось выше, сейчас пластическая хирургия достигла высокого уровня совершенства: убирается или увеличивается грудь, наращивается половой член или ампутируется, создается искусственное влагалище и т.д. Внешне пол можно поменять, более того, использовать мужские или женские гормоны, которые могут заставить организм развиваться по женскому или мужскому типу. Что принципиально не может поменявший пол организм человека? И, все-таки, где же находится это сущностное, основное разделение на мужское и женское?

Знаете где? В половых клетках. Ни один человек, поменявший свой пол, не сможет даже после гормональной терапии производить половые клетки противоположного пола. Именно в половых клетках заложен и видим основной принцип мужского и женского начала.

Как выглядит женская половая клетка – яйцеклетка? Она одна, круглая, неподвижная.

Далее, она старая, т.к. закладывается еще в организме эмбриона в утробе матери, в течение одного месячного женского цикла зреет и оказывается в пространстве матки только один раз в месяц и жизнеспособна не более 48 часов. Потом, яйцеклетка очень избирательна и может принять в себя только один сперматозоид и то необязательно.

Мужские же половые клетки – это многочисленные сперматозоиды. Миллионы сперматозоидов за одну эякуляцию – 120 миллионов. Сперматозоиды вытянутой формы, фактически выглядят, как прямая, подвижные, всегда молодые, т.к. продуцируются постоянно, активные, проникающие, идущие дальше и вперед. Их можно представить как огромную армию, которая постоянно стремиться совершить длительный переход и проникнуть на территорию, не принадлежащую им.

Если подвести итог, то истинно женское начало проявляет себя в округлой форме, неподвижном, в процессе принятия, избирательности и покое, а чисто мужское – в форме прямой, активности и движении, устремленности к проникновению и обновлению. Эти качества мы смогли описать из наблюдения за половыми клетками, т.е. только при наличии микроскопа. Но, если обратиться к широко известным образам греческих богов Марса и Венеры, то именно эти два бога с древнего Олимпа максимально проявляют в своих характеристиках чисто мужское и женское начало. Более того, их символы открывают всю мудрость бытия.

В зеркале Венеры мы видим сверху окружность, которую подпирают две перекрещенные прямые, как ручка зеркала. В символе Марса направленная в бесконечность стрела опирается на окружность, словно копье и щит. У древних греков не было микроскопа, они понимали сущностные, основные законы мира. Только говорили они об этом, не на сухом языке современной науки, а на языке мифов и образов. Древние греки еще обладали душевными способностями в проявлениях внешнего видеть отражение праоснов и празакономерностей бытия.

Именно в первом классе вальдорфской школы первые занятия начинаются с рисования основных линий – прямой и округлой. Если вы внимательно всмотритесь в окружающий нас мир, то кроме этих двух линий нет никаких других. Все формы созданы только этими линиями. Все окружающие нас формы имеют в себе только вариации прямой и округлой. Именно в них заключены празаконы мироздания.

Перейти ко второй части материала