В начале 20-го столетия французский врач Клод Сиго (Claude Sigaud) феноменологически описал некоторое число конституционных типов. Тем самым он хотел дать домашним врачам средство быстро определить, как будут реагировать их пациенты на хронические и острые заболевания.

Один из его учеников составил такую схему:

Церебральный тип

Церебральный тип с высоким лбом и широким черепом. Мозговая часть черепа доминирует над лицевой частью. Если провести линию через переносицу поверх глаз, она пройдет ниже середины расстояния между самым нижним концом подбородка и высшей точкой черепа.

Церебральный тип восприимчив ко всем чувственным впечатлениям и склонен к слабости обмена веществ. Его наблюдают у интеллектуалов (например, Эйнштейн) и других людей, работающих исключительно головой. С возрастом тело проявляет склонность к хроническим заболеваниям. Острые болезни протекают тяжело, особенно в молодости.

 

Дигестивный тип

Противоположен ему дигестивный тип. Линия по переносице проходит много выше середины расстояния между кончиком подбородка и высшей точкой черепа. Доминирует подбородок. В облике преобладают живот и торс, человек много и хорошо кушает. Такие люди могут быть очень трудоспособными. Однако они легко склоняются к односторонней ориентации на материальное и к злоупотреблению властью. При этом сопротивление часто вызывает вспышки гнева.

 

Респираторный тип

Промежуточной формой является респираторный тип. Тут доминирует длинная, обычно плоская грудная клетка и срединная часть лица, область носа (Шарль де Голль). Респираторные типы в общении тяжелые, своенравные люди. Еще детьми, в школе они становятся исключением из правил.

 

Мускульный тип

Кроме этих Сиго выделяет мускульный тип, в котором вышеописанные типы уравновешиваются. Линия глаз проходит несколько выше середины. Этот тип обладает гармоничным строением тела с хорошо развитой мускулатурой, подвижен, спортивен, настроен на практическую деятельность. Редко заболевает и быстро выздоравливает.

Дальше уже мы в этих четырех «формах обитания» встречаемся с собственно индивидуальным человеком. Конституция играет большую роль как при первом контакте, так и при дальнейших отношениях. Она определяет первое впечатление от другого человека, впечатление, которое может вызвать симпатию или антипатию и которое одновременно выявляет и «тембр» того инструмента, который мы несем как физическое тело нашей нынешней инкарнации. Можно сказать, что конституцией определено, идем ли мы по жизни скрипачами, флейтистами или трубачами. Что играет затем человек на своем инструменте — это уже дело его «Я».

Конституция, как мы уже говорили, — это образ, в котором физическое тело открывается в пространстве.
Этот облик по существу оказывается трехчленным: голова, туловище и конечности. Лишь изредка эта троичность находится в равновесии, как это было идеалом греческой культуры.

Однако физический облик человека — не мраморная скульптура, но живое тело с многообразными функциями всех своих членов. Односторонность облика — это доминирование какой-либо одной функции. Так как облик человека видим для каждого, можно на основе его односторонности делать выводы относительно конституционно определенных возможностей человека в целом.

Конституция как выражение старой кармы определяет поведение, здоровье и тенденции развития первых семи лет жизни. Поэтому ее надо особенно учитывать в детских садах.

Биологические функции на душевном уровне проявляются в четырех темпераментах: холерическом, сангвиническом, флегматическом и меланхолическом. Эти свойства тоже чисто функциональны и еще не выражают саму личность. В поведении, поступках и реакциях человека темперамент проявляется несколько позже, чем конституция, и он также есть плод кармического прошлого.

В основе темпераментов людей лежит определенная структура эфирного тела. Темперамент — это «облик времени», то есть определенный образ движения и реагирования в жизни.

Можно познать темпераменты, если углубиться в то, как человек двигается. Время расцвета развития темперамента приходится на период от 7 до 14 лет. Школа в первую очередь должна учитывать темпераменты. Невероятно большое значение для понимания процесса обучения как части общего поведения ребенка имеет знание тех возможностей, которые заложены в различных темпераментах. В каждом из четырех темпераментов выражена какая-то преобладающая сила нашего эфирного тела. Итак, темперамент — выражение физиологии эфирного тела.

Темпераменты проявляются после того, как конституция уже определилась. Темперамент и конституциональный тип могут взаимно укреплять или разрушать друг друга.

В первом случае (например, при соединении флегматичного с дигестивным или меланхолического с церебральным) могут выступать крайние односторонности; во втором случае может возникнуть конфликтная ситуация, которая отразится на поведении. Надо научиться видеть это, чтобы быть в состоянии педагогически (а иногда даже и медицински) правильно вмешиваться.

В качестве третьего элемента, главным образом после полового созревания, на передний план выступает душевный тип или тип характера. Характер — это «окраска» нашей душевной структуры, он коренится в определенных фундаментальных силах астрального тела. Они же развиваются между 14 и 21 годами. В этой фазе как внутренняя жизнь, так и поведение в высшей степени определяются развертыванием этого астрального тела, принесенного человеком кармически. Астральное тело раскрывается в связи с семеричностью планетарных свойств, поэтому существует семь типов характера. В моей книге «Кризисы жизни — шансы жизни» они характеризуются как Исследователь, Мыслитель, Организатор, Хранитель, Обновитель и Регистратор. Каждый из этих шести типов может выступать в двух формах, в активной или пассивной — экстравертной или интровертной. Седьмой тип — Соглашатель, Уравновешивающий.

Астральное тело находится вне пространства и времени. Это качественная структура, которая образует основу душевной жизни и придает ей свою «окраску» подобно тональностям, которые определяют характер музыкального произведения совершенно независимо от того, как протекает все остальное.

С 14 по 21 год прорезывающийся теперь характер преобладает над ранее образованными структурами темперамента и конституции; они все более отходят на задний план, однако в бессознательных слоях личности все же сохраняют свое влияние и могут усилить и соответственно усложнить определенные структуры характера.

В старших классах вальдорфской школы знание типов характера становится залогом правильного понимания и сопровождения учеников.

Из намеченного выше в общих чертах становится ясным, что конституция, темперамент и характер связаны с тремя «оболочками» человека, с его физическим, эфирным и астральным телами.
За этими покрывалами скрывается индивидуальность, «Я», или «Самость» человека, то, что поставило перед собой цель в этой жизни.

Эта индивидуальность большей частью остается сокрытой, и только через некоторое время начинаешь узнавать истинного, духовного человека — через множество бесед или хороший контакт. Но часто личность человека все же прорывает все пелены и непосредственно говорит с нами.

Конституция, темперамент и характер возникают из прошлого человека, из его старой кармы. Индивидуальность стремится к новой карме. Она не хочет просто нести дальше свои старые завоевания, но хочет присоединить к ним нечто новое. В жизни человека это происходит посредством того, что «Я» влияет на три оболочки и постепенно изменяет их. Вследствие этого в душе человека образуется нечто совершенно новое. Это стремление «Я» дать душевной жизни собственный характер действует в срединной фазе жизни, в период между 21 и 42 годами.

Когда «Я» активно работает над преобразованием астрального тела, наступает нечто подобное оплодотворению яйцеклетки. «Яйцеклетка», в данном случае астральное тело, вырастает в новое существо — в душу ощущающую. Астральное тело сориентировано вовнутрь. Оно нацелено на построение, поддержание и функционирование внутренних органов и душевно выступает в форме вожделений. Теперь «Я» направляет это астральное тело в мир, так что оно может оплодотвориться чувственными впечатлениями. При этом возникает богатая внутренняя жизнь, которая высвобождается из связанного с органами эгоизма астрального тела. «Я» создает свой собственный инструмент души. Душа ощущающая раскрывается между 21 и 28 годами.

«Я» может развивать это оплодотворяющее воздействие и в эфирном теле. В этом случае жизненные силы частично высвобождаются из физического тела и создают душевную область, образованную «Я». Эти эфирные силы, в соответствии с тем, из сферы какого органа они взяты, вносят в душу новые качества. При этом из нервного полюса организма возникает душа рассудочная, а из ритмической системы — душа характера. Это важно, что наряду с силами рассудка развиваются и элементы души характера, ибо в противном случае рассудок стал бы абстрактным, сухим и бюрократичным. «Период расцвета» души рассудочной и души характера лежит между 28 и 35 годами.

Наконец, «Я» должно преобразовать силы формы физического тела так, чтобы и они подчинились душевному развитию. Так рождается душа сознательная. Она связана в первую очередь с нашим моральным устремлением, несущим в себе силу поставить цель пред нашей волей, так что она может побуждать нас к моральному, сознательному действию. Душа сознательная может начать развиваться между 35 и 42 годами.

Из сказанного выше, наверное, уже ясно, что то в нашей конституции, что поначалу еще носит характер двойника, в течение жизни постепенно образовывается и преобразовывается нашим «Я», благодаря чему может стать инструментом нашего душевного развития.

 

Впервые опубликовано в электронном журнале
«Дитина Вальдорф+», №1, 2014 г.