Судь­ба вклю­ча­ет в се­бя, с од­ной сто­ро­ны, при­ят­ные и неп­ри­ят­ные со­бы­тия, ко­то­рые вли­я­ют на жизнь, а с дру­гой сторо­ны – то, как мы ре­а­ги­ру­ем на них. Ин­ди­ви­ду­аль­но, инс­тин­ктив­но, по­рой поч­ти на­вяз­чи­во. Ду­мая о судь­бе, думаешь о не­от­вра­ти­мос­ти, о том, что она по­рож­да­ется не­из­вес­тны­­ми си­лами. Это ре­аль­ность в на­шей жиз­ни, реальность, кото­рая ка­жет­ся нам не­по­сти­жи­мой.
Од­на­ко, та­кое вос­при­я­тие судь­бы из­ме­ня­ет­ся в тот мо­мент, ког­да мы на­чи­на­ем от­но­сить­ся к ней как к учеб­ной си­ту­а­ции, ко­то­рая да­ет нам шанс по­нять, как мы мо­жем из­ме­нять­ся и, таким об­ра­зом, при­ни­мать со­зи­да­тель­ное учас­тие в осу­щест­вле­нии сво­ей судь­бы. Ког­да мы рас­смат­ри­ва­ем судь­бу как учеб­ную си­ту­а­цию, она ста­но­вит­ся ре­аль­нос­тью, в ко­то­рой мы мо­жем жить соз­на­тель­но.

У нас есть судь­ба, мы жи­вем в ней, ткем свою судь­бу са­ми. Судь­ба — это ре­аль­ность, но по­ка мы не жи­вем соз­на­тель­но с этой ре­аль­нос­тью, она бу­дет пос­то­ян­но скрыта от на­ше­го взгля­да. Это ста­но­вит­ся за­мет­ным, ког­да мы рассматриваем свою би­о­г­ра­фию, ста­ра­ясь, что­бы она по­я­ви­лась пе­ред на­ми как це­лос­тная кар­ти­на. (Это же яв­ля­ет­ся ос­но­вой некоторых те­ра­пий.)
Од­на­ко это не объяс­ня­ет то­го, по­че­му на­ша судь­ба та­ко­ва, какова есть, не про­яс­ня­ет ее за­ко­ны. Мож­но при­ду­мать мно­го раз­лич­ных объяс­не­ний: по­че­му не­ко­то­рые на­ши про­ек­ты ус­пеш­ны, в то вре­мя как дру­гие про­ва­ли­ва­ют­ся; поче­му мы ока­зы­ва­ем­ся в кон­флик­тной си­ту­а­ции или что оз­на­ча­ют на­ши уда­чи и не­у­да­чи; и да­же по­че­му мы та­ко­вы, каковы мы есть. Но без зна­ния от­ве­та вся­кое та­кое объяс­не­ние лишь на­по­ми­на­ет ил­лю­зор­ную па­у­ти­ну, ми­раж, fa­ta Mor­ga­na. Эти объяс­не­ния не в сос­то­я­нии кос­нуть­ся ис­тин­ных воп­ро­сов судь­бы «по­че­му и за­чем». Ес­ли взрос­лые хо­тят че­му-­то на­у­чить­ся у сво­ей судь­бы, они дол­жны ста­вить эти воп­ро­сы. Обу­че­ние судь­бой вле­чет за со­бой рас­поз­на­ва­ние этих «по­че­му и за­чем» в ре­аль­ной жиз­ни и уп­рав­ле­ние сво­ей жиз­нью бо­лее соз­на­тель­но и ре­зуль­та­тив­но.

Зна­ние о ре­ин­кар­на­ции по­мо­га­ет нам доб­рать­ся до су­ти во­про­са, по­че­му судь­ба та­ко­ва, как она есть. Кро­ме то­го, необхо­ди­мо знать о про­цес­сах, ко­то­рые про­ис­хо­дят меж­ду смер­тью и но­вым рож­де­ни­ем. Ес­ли мы не пе­рес­ту­пим грани­цы зем­ной жиз­ни, мы не смо­жем про­ник­нуть в ее сек­ре­ты и бу­дем по-­преж­не­му сле­по на­ты­кать­ся на вымышлен­ный мир. Путь к под­лин­но­му са­мо­поз­на­нию, к ду­хов­но­му поз­на­нию ос­та­нет­ся для нас зак­ры­тым.

Но так ли не­об­хо­дим нам се­год­ня путь «Обу­че­ния судь­бой»? Ак­ту­аль­но ли это? Мно­гое в на­шей жиз­ни ука­зы­ва­ет на ут­вер­ди­тель­ный от­вет. Те­ма ре­ин­кар­на­ции и кар­мы все ча­ще и ча­ще об­суж­да­ет­ся как в ши­ро­кой ли­те­ра­ту­ре, так и в ду­хов­но-на­уч­ных ра­бо­тах. Уве­ли­чи­ва­ет­ся ко­ли­чес­тво книг и лек­ций от­дель­ных лю­дей, ко­то­рые име­ли яр­кие пережива­ния прош­лых жиз­ней или пе­ре­жив­ших кли­ни­чес­кую смерть и «вер­нув­ших­ся на­зад». О та­ких пе­ре­жи­ва­ни­ях все ча­ще слы­шат пси­хо­те­ра­пев­ты. Се­год­ня не­ма­ло лю­дей, име­ю­щих пе­ре­жи­ва­ния, свя­зан­ные с ре­ин­кар­на­ци­ей, и осоз­на­ние кар­мы су­щес­твен­но воз­рос­ло, рав­но как и по­ни­ма­ние, что ре­ин­кар­на­ция — это единс­твен­ный спо­соб объяснить не­ве­ро­ят­ное раз­но­об­ра­зие, ко­то­рое су­щес­тву­ет меж­ду людь­ми и их судь­ба­ми.

Ес­ли мы от­но­сим­ся к по­доб­но­му че­ло­ве­чес­ко­му опы­ту как к ре­аль­нос­ти, то кон­цеп­ция че­ло­ве­чес­ко­го раз­ви­тия продле­ва­ет­ся и воз­ни­ка­ет по­ни­ма­ние судь­бы с точ­ки зре­ния ре­ин­кар­на­ции и кар­мы. В этом слу­чае ста­но­вит­ся совершен­но не­воз­мож­но рас­смат­ри­вать жизнь че­ло­ве­ка как цепь слу­чай­ных со­бы­тий. Ес­ли рас­смат­ри­вать этот опыт од­нос­то­рон­не, вмес­то то­го что­бы пе­ре­ра­ба­ты­вать его и изв­ле­кать из не­го урок, то очень ско­ро мож­но стол­кнуть­ся с угро­зой пси­хо­ло­ги­чес­ко­го бес­по­ряд­ка. (Не­ко­то­рые пси­хо­те­ра­пев­ты уже ди­аг­нос­ти­ру­ют по­доб­ный бес­по­ря­док, называя его не ­пе­ре­ра­бо­тан­ной, не­у­по­ря­до­чен­ной кар­мой.) И в пов­сед­нев­ной жиз­ни, для мен­таль­но­го здо­ро­вья челове­ка ста­но­вит­ся все бо­лее не­об­хо­ди­мым, что­бы каж­дый при­шел к ра­бо­те со сво­ей судь­бой. В са­мом де­ле, для этого приш­ло вре­мя — пси­хо­ло­гия не в сос­то­я­нии объяс­нить та­ко­го ро­да пе­ре­жи­ва­ния.

Ес­ли ре­ин­кар­на­ция и кар­ма яв­ля­ют­ся ре­аль­нос­тью, это оз­на­ча­ет не толь­ко то, что на­ши дейс­твия в да­ле­ких прош­лых ин­кар­на­ци­ях спо­собс­тво­ва­ли из­ме­не­нию ми­ра, но и то, что мы са­ми на­у­чи­лись мно­го­му, учас­твуя в этих из­ме­не­ни­ях. Это оз­на­ча­ет, что в лю­бой мо­мент пос­ледс­твия прош­лых дейс­твий мо­гут нас­тиг­нуть нас и мы в на­шей нас­то­я­щей судь­бе дол­жны бу­дем пред­стать пе­ред обс­то­я­тельс­тва­ми, ко­то­рые са­ми соз­да­ли в прош­лых жиз­нях. В сво­ей судь­бе мы встре­ча­ем са­мих се­бя, обс­то­я­тельс­тва и лю­дей, ко­то­рые при­над­ле­жат на­ше­му прош­ло­му. Многие лю­ди, ко­то­рых мы встре­ча­ем сей­час, жи­ли с на­ми рань­ше. Они так­же че­му-­то на­у­чи­лись и из­ме­ни­лись, про­ра­ба­ты­вая свои прош­лые дейс­твия в жиз­ни меж­ду смер­тью и но­вым рож­де­ни­ем.

Лю­ди, встре­ча­ю­щие друг дру­га в сво­ей нас­то­я­щей жиз­ни, пред­ста­ют пе­ред обс­то­я­тельс­тва­ми, соз­дан­ны­ми в прошлом, но сей­час они во­о­ру­же­ны но­вы­ми спо­соб­нос­тя­ми и из­ме­нен­ны­ми кар­ми­чес­ки­ми воз­мож­нос­тя­ми. Со­бы­тие судь­бы или встре­ча с кем-­то мо­гут ока­зать­ся пос­ледс­тви­я­ми че­го-­то, име­ю­ще­го от­но­ше­ние к прош­лой жиз­ни, но важно так­же по­ни­мать, что каж­дое со­бы­тие судь­бы, вся­кие сло­жив­ши­е­ся и не с­ло­жив­ши­е­ся вза­и­мо­от­но­ше­ния яв­ля­ют­ся в то же вре­мя при­чи­ной бу­ду­щих обс­то­я­тельств. Это мож­но наз­вать «ло­ги­кой кар­мы» в от­ли­чие от «ло­ги­ки психо­ло­гии», ко­то­рая рас­смат­ри­ва­ет при­чи­ны и пос­лед­ствия, ог­ра­ни­чи­ва­ясь толь­ко од­ной жиз­нью.

Ос­нов­ная за­да­ча Обу­че­ния судь­бой вклю­ча­ет в се­бя пре­об­ра­зо­ва­ние судь­бы ис­хо­дя из осоз­на­ния ре­ин­кар­на­ции и кармы. Че­рез та­кое осоз­на­ние за­се­ва­ют­ся се­ме­на бу­ду­ще­го. Каж­дый из нас мо­жет прой­ти путь от прос­той констатации судь­бы до ее пре­об­ра­зо­ва­ния и даль­ше, от ее пре­об­ра­зо­ва­ния до ее тво­ре­ния. Мы мо­жем стать соучастника­ми эволю­ции че­ло­ве­ка и че­ло­ве­чес­тва. Каж­дый здо­ро­вый взрос­лый спо­со­бен ов­ла­деть собс­твен­ным учебным про­цес­сом. И чем боль­ше мы учим­ся, тем боль­ше пре­об­ра­зу­ем­ся из тво­ре­ния в со-т­вор­ца. Ре­ин­кар­на­ция — это дар раз­ви­тия; за­ко­ны кар­мы — это стра­те­гия раз­ви­тия.

Есть неч­то по­ра­зи­тель­ное в том, что еще ждет сво­е­го отк­ры­тия, в том, что фор­ми­ру­ет судь­бу. Ведь она са­ма ста­но­вит­ся пре­к­рас­ной «прог­рам­мой обу­че­ния взрос­лых», нам­но­го бо­лее муд­рой, чем та, ко­то­рую мы мог­ли бы соз­дать са­ми. Одним из за­ко­нов кар­мы яв­ля­ет­ся са­мо­поз­на­ние; это­му слу­жат кар­ми­чес­кие си­ту­а­ции. Судь­ба — это дар бо­гов, который поз­во­ля­ет нам быть не толь­ко тво­ре­ни­я­ми, но и, взяв на се­бя пол­ную от­ветс­твен­ность, учась у судь­бы, стать со-т­вор­ца­ми ми­ро­вой эво­лю­ции. Для это­го мы дол­жны на­у­чить­ся рас­поз­на­вать си­лы судь­бы, пре­об­ра­зо­вы­вать их. Яв­ля­ясь со-т­вор­ца­ми сво­ей собственной судь­бы, мы дол­жны на­у­чить­ся твор­чес­ки от­ве­чать на воп­ро­сы, ко­то­рые ста­вит пе­ред на­ми мир. Каж­дое со­бы­тие судь­бы со­дер­жит в се­бе воп­рос, на ко­то­рый нуж­но най­ти от­вет. Ес­ли мы смо­жем рас­поз­нать каж­дое со­бы­тие как обсто­я­тельс­тво прош­ло­го и вмес­те с тем уви­деть в нем при­чи­ну бу­ду­ще­го, тог­да в нас воз­ник­нет сво­бод­ное пространство для ре­ше­ния, как пос­ту­пить в нас­то­я­щей си­ту­а­ции. Обе сто­ро­ны оди­на­ко­во тре­бу­ют вни­ма­ния — и прош­лые при­чи­ны нас­то­я­щей си­ту­а­ции, и бу­ду­щие пос­ледс­твия на­ших дейс­твий. Семь сту­пе­ней Обу­че­ния судь­бой учат нас дейс­тво­вать твор­чес­ки, встре­ча­ясь с судь­бой.

Книга “Обучение судьбой” на сайте издательства “НАИРИ”