Скоро одиннадцать вечера, а Фабиан все еще носится по квартире. Четырехлетний малыш весь вечер привлекал к себе внимание. Вот стакан выскользнул из рук, и сок течет по скатерти.

«Все, хватит!» – сердито кричит мама и решительно уносит сына в кровать. Когда вскоре она возвращается к гостям, кто-то из них замечает: «М-да, ты же могла это сделать уже три часа назад…» – «И как же? Он же целый вечер психовал, говорил, что еще не устал».

 

Непоследовательность вселяет в детей глубокую неуверенность

Как часто по отношению к ребенку мы говорим: «Ты психуешь!» Однако в ситуации описанного вечера нервничают не только взрослые, но точно так же и ребенок. Более того, он находится в состоянии невероятного стресса. И почему? Из-за такого партнерского обращения: «Хочешь?» – «Ну, а теперь не хочешь?» – «Ну, хорошо» – «Чего же ты хочешь?» Когда мы относимся к детям как к партнерам, для них это становится чрезмерно завышенным требованием. Постоянные вопросы и желание угодить ребенку рано или поздно приводят к конфликту.

Там, где мы как родители хотели бы выступать в роли партнеров, а не воспитывать, все усугубляется: в вечернем отходе ко сну, в еде и – часто – в начале дня. Один папа: «Моему сыну четыре года. Вообще он милый мальчик. Но по утрам мои нервы на пределе».
Снова эти «нервы». И вся вина перекладывается на ребенка. Часто несправедливо, ведь там, где царит такой хаотичный, без прочных привычек распорядок дня, дети испытывают стресс. Они вводят в стресс и свое ближайшее окружение. А это поглощает жизненные силы всей семьи – вплоть до того, что пропадает радость от ребенка и царит всеобщее истощение.

 

Замечательное средство – ритм

Что делать? Образцом, где все процессы, от простейших до самых сложных, происходят без трений, является природа – наша собственная телесная организация. Только задумаемся о том, благодаря чему в нас удерживается жизнь: о биении сердца, о дыхании. Почему здесь всегда все функционирует без каких-либо проблем, словно само по себе? Это волшебное средство называется ритмом, и в теле все происходит по схожему принципу.

Пауза и повторение: одно и то же снова, и снова, и снова – в одном и том же месте, одним и тем же способом, в один и тот же промежуток времени. Регулярно. Надежно.

Так устроено все живое. От наименьшей клетки до больших мозговых ритмов: день–ночь, день–ночь. Основной принцип ритма – надежное повторение.

Повторение, с точки зрения известного терапевта Энн Джин Айрес, экономит «нервную энергию». Именно это нужно нам в воспитании. В семейной повседневной жизни это значит, что нам нужны четкие последовательные действия, регулярно происходящие в определенное время. Так мы избавляем и себя, и детей от многих страданий, недовольств и безрезультатных нервных дискуссий.

 

Четкий ритм дня

Как же можно наладить осмысленный ритм дня в семье? Лучше всего поступить практично – взять лист бумаги и карандаш.
Сначала в одну колонку запишем все важные процессы, повторяющиеся изо дня в день. Например, утром у детей Клары и Якоба все происходит одинаково:

  • их будят,
  • подъем,
  • ванная комната,
  • одевание,
  • общий завтрак,
  • еще раз ванная комната,
  • обувь и верхняя одежда,
  • выход из дома (в школу и детский сад).

В колонку напротив вписываем время. «Настолько точно? Это действительно нужно?» Да, вначале обязательно, так у нас самих, у родителей, формируется необходимый ясный образ. Так же, как для организации утра, регулярные нормы времени в семье нужны для трапез, домашних заданий, игр, прогулок, упражнений на музыкальном инструменте. И конечно же, мы вовлекаем в это детей, если весь распорядок дня записываем четкими буквами на одном большом листе и побуждаем детей дорисовать к нему маленькие картинки, например, возле времени подъема – солнышко, возле времени чистки зубов – зубную щетку и пасту… И если прикрепляем лист на видном месте, где-то на кухонной двери или в коридоре, он всегда бросается в глаза, когда мы проходим мимо, и всякий раз побуждает добрые намерения выполнять установленный распорядок.

 

Где и что?

Лучше, чтобы одевание и выполнение домашних заданий всегда происходили на постоянном месте, это облегчает ориентацию. У детей хорошая пространственная память, но все же не стратегия обучения. Потому они очень зависят от нашего четкого руководства!
Когда мы посещаем разные семьи на дому или встречаемся на консультациях, все чаще выясняется: во многих семьях уже нет даже обеденного стола. Но именно это обязательно. Обеденный стол – это место силы. И он важен для всей семьи. Каждому – и, естественно, нашим детям – необходимы регулярные приемы пищи, проходящие на этом месте: утром и вечером. Если дети остаются дома, то и в обед. Еда – это не то, что происходит между прочим, это культурное, социальное, укрепляющее здоровье событие. Потому первый совет семьям без стола: ближайшая суббота – день покупки стола!

 

Ритм дня и ночи

Наши дети могут черпать силу благодаря надежному ритму дня и ночи. Чтобы ввести его с необходимой уверенностью, нам, взрослым, поможет знание о том, в каком возрасте сколько часов сна необходимо ребенку. Трехмесячному грудничку требуется в совокупности 13-15 часов сна: приблизительно пять часов дневного сна и остаток – на ночное время. С двумя-тремя просыпаниями ночью. Детям дошкольного возраста необходимо до 12 часов сна, школьникам – 10-11 часов. «Ой, тогда мой спит слишком мало», – часто констатируют родители, когда это слышат.

 

Почему так важен достаточный сон?

Хороший сон важен для того, чтобы дети могли развиваться здоровым образом на всех уровнях. Во сне регенерируются израсходованные за день силы. Дыхательный ритм стабилизируется. Ночью «перевариваются» дневные впечатления. Во сне растут органы ребенка, включая мозг. Чтобы ночью дети получили достаточно сна, вам потребуется достаточно «жесткое» время укладывания. А благодаря красивым ритуалам укладывание станет кульминационным моментом дня.

 

Ночь есть ночь

Сон ночью тоже следует упражнять. Постепенно ночные просыпания – еще абсолютно нормальные для грудничков – следует сокращать. Если мы, взрослые, по возможности меньше будем привлекать к ним внимание ребенка, это поможет решению задачи. Например, как можно меньше света; успокаивающие жесты заботы, утешения. Ни в коем случае не играть, не прижимать к себе, не укачивать и не превращать ночные пробуждения в интересные события.

 

Упражнять ритм

Когда установлен осмысленный ритм дня, его вначале следует усвоить. Это не происходит с сегодня на завтра. Это путь. Если в определенной ситуации точно так же повторяется та же последовательность, с каждым разом будет легче и легче. Это облегчает путь каждому, так как каждый может все лучше и лучше ориентироваться.

Усвоение нового распорядка длится как минимум четыре недели. Далее единственно важным будет повторять, повторять и повторять. После уже описанного основного принципа ритма (необходимый процесс происходит в определенный промежуток времени), он повторяется: на том же месте, точно так же, регулярно, надежно.

В повторении заложена сила! И тогда о некогда критичных ситуациях вы даже не вспомните.

 

Внести ритм в повседневность

Ритму необходима связь с красивыми ритуалами. Тогда он не схематичен, как, например, расписание уроков в школе, а приобретает качества, соответствующие детской радости действий и характеру ребенка. Отличает ритм повторение. Так в знакомой ребенку последовательности что-то происходит вновь – завтра, и послезавтра, и недели спустя. Это дает ему опору и защищенность, которых болезненно недостает, если мы из мнимого великодушия говорим: «Ребенок должен сам сказать, когда он хочет есть». У детей еще нет никакого представления о своих истинных потребностях. Поистине ребенок на самом деле как бы говорит нам: «Давайте, воспитывайте меня!»

Ритм облегчает воспитание. Возникает значительно меньше споров, злости и нервных ситуаций. Не все и вся будет выторговываться, обсуждаться или требоваться с криком и слезами, так как дети смогут рассчитывать на повторение привычного. А это дает им уверенность.

 
Из книги «Воспитание в спокойствии»
Перевод Людмилы Деменковой