В Украине и России, как и в других странах мира, современные художники и дизайнеры стремятся создать актуальные произведения искусства. Однако заметной стала тенденция, чтобы конечный результат виделся художником не как преумножение гармонии, а как выделение проблемы или идеи с последующим привлечением внимания широкого круга зрителей. Далее следуют активные дискуссии, пресс-конференции и презентации. Но очевидно: в результате у нас не остается ощущения, что мы приобрели нечто наполняющее нас. Новые идеи способны лишь на мгновение захватывать наши умы либо на короткое время вовлекать эмоционально. Но со временем их место занимают новые. Нас это никак не изменяет, а лишь создает иллюзию значительных перемен.
Таким образом это приводит к огромному количеству идей. И каждый новый автор считает своим долгом сделать акцент помощнее, а шумиху погромче. И что же в результате? Меняет ли новая идея в дизайне людей к лучшему? Приносят ли людям их дома здоровье, счастье? Способны ли броские картинки из ромбо-многогранников питать человека добром и вдохновением?
Если рассмотреть качества, то можно увидеть такие аспекты:
Современное искусство и дизайн | Объекты органического подхода |
Кристалл | Раковина |
Геометричность, многогранность | Плавность |
Кричит о себе | Спокойно подтверждает |
Развивается взрывообразно | Выявляет закономерности |
Смелый, провокативный, уносящий | Аккуратный, придерживающийся середины |
Шок, пробуждение | Успокоение, гармонизация |
Задача — провоцировать | Задача — гармонизировать (как крайность — уход от проблемы, засыпание) |
Содержит искажения на разных уровнях (странные выводы, акценты на смерти, недостатках, упор на проблемы, а не на выход из них) | Следование пути (крайность — зацикленность на старом) |
Не всегда сознательное понимание законов и сил, с которыми работают. Формы рождаются математически, программно, не всегда полностью зависят от автора | Глубокий взгляд, философское рассмотрение, следование законам через понимание. (Не всегда присутствует ощущение актуальных тенденций) |
Ярко | Нежно |
Чувства отсутствуют либо уносят, мышление зашкаливает | Упор на чувство + мышление |
Внимание к обертке, имиджевой стороне | Внимание к содержанию, влиянию объекта на зрителя |
Как результат —концепции бесконечны | Нехватка понимания среди людей, не знакомых с таким подходом, необходимо говорить на их языке |
Кто громче крикнет свое имя, стихийные всплески | Нет соперничества, но сотрудничество как принцип |
На стыке этих двух потоков возникает еще одно направление, включающее в себя части от предыдущих двух, перемешивающее их в себе. Часто его называют «экологическим подходом». Но сразу отметим, что в нем внимание обращается на здоровье физического характера (польза для тела, полезное питание), часто без учета влияния, которое действует на более глубоком уровне — духовном. Такие акценты приводят к тому, что в архитектуре человек начинает использовать здоровые технологии, стремясь к достижению своей цели — получить здоровое жилище, упуская из виду факторы, которые могут влиять на него разрушающе. Доверившись старым и проверенным технологиям, он начинает подражать и формам, часто создавая дома-берлоги, юрты, хоббитовские норы. Как результат, живя в таких домах, он имеет состояние духа и самочувствие тех давних, более древних людей, с тем же качеством сознания. Данное утверждение — вывод, сделанный после наблюдений и опросов. Так, в доме в виде полусферы или центричной (?) формы хочется больше спать, чем в доме с выраженной динамикой, где есть прямые и кривые формы. Это схоже с ощущением себя в утробе матери, поэтому человек и погружается в покой, не осознавая, что для взрослой жизни нужны другие качества и иной характер активности.
И сейчас очень много молодых, ищущих людей, либо не зная о таком влиянии пространства, либо не желая принимать во внимание особенности форм, возможно, считая их не столь важными, — продолжают преумножать количество нор и домов-куполов. Часто это похоже на своеобразный романтичный уход от всех проблем в различных сферах жизни.
Всюду модно строить из каркаса и соломы, популярно делать мебель из старых ящиков и покупать материалы с наклейкой «Эко». Но, на мой взгляд, использовать безвредные материалы как залог экологичности, но не учитывать качество будущего пространства может быть сродни пониманию, что полезно и необходимо кушать суп, но совершенно не понимать, где и кем этот суп будет сварен.
Потому очень важно понимать, в чем выражается это влияние архитектурных форм на человека и его окружение, и знать скрытые внутри явлений законы.
Далее приведу примеры, как в своей работе пыталась решать эту задачу я.
Пример парка в г. Комсомольском
Заказчики попросили меня и моих коллег придумать ряд скульптур для молодого и небольшого города, в котором главным центров является рудодобывающее предприятие.
Семь скульптур необходимо было разместить в центральном парке. Заказчики настаивали на своей концепции — чтобы скульптуры выражали ценности, которые они хотели привнести в этот рабочий город. Таковыми были Любовь, Дружба, Семья, Здоровье и предложенные нами Воля и Развитие.
Несмотря на пожелания заказчиков (бетонные кубики «Семья» и белые буквы «Любовь» над водой в окружении лилий), мы все же приняли решение сделать эти скульптуры пространственными, предоставив людям возможность новых переживаний при прохождении через разные пространства.
Всем скульптурам мы постарались придать форму, выражающую их основное качество. Чтобы совместить воедино философскую идею и современные технологии, мы использовали сенсорные датчики движения, поэтому, когда человек проходит через форму «Любовь», при его приближении начинает негромко звучать музыка. При поглаживании рукой вогнутой поверхности скульптуры датчики, реагируя на движение руки, включают разноцветные лампочки на поверхности.
В других композициях можно сидеть в беседке в тени зелени большой разновозрастной компанией (Семья), проходить через них, укрываться в дождь, чувствовать разные уровни (в Заботе), взбираться с усилием наверх и осматриваться по сторонам (Воля), проходить по аллее зеленых зон с холмами-клумбами-лавочками, которые поочередно увеличиваются и меняют свое качество (Развитие).
Этим проектом мы хотели помочь городу и его жителям организовать в их парке качественно другую среду. Это небольшой пример того, как я и мои друзья попытались совместить живые, осознанные и приятные формы и современные технологии, найдя поддержку у потребителей.
Пример. Интерьер квартиры в Киеве
Еще один пример, где я попробовала найти путь совмещения органического подхода с современными качествами пространства. Трехкомнатную квартиру с видом на Лаврский монастырь и центр Киева заказчики попросили меня реорганизовать, дополнив новыми зонами и сделав две отдельные детские для разнополых детей.
Данная планировка родилась естественно, как только я соединила в себе все качества и особенности членов семьи, их пожелания и характеры. Мастер из Закарпатья выполнил потолки в комнатах, использовав различные породы дерева. Формы для деревянных частей, а также стен и — позже — мебели возникали как ответ на желание создать гармоничное, органичное пространство, но также и желание удержать баланс между мягкими линиями и современным, более динамичным качеством, которому соответствовали сами заказчики. Характер лессировки стен тоже появился из различных особенностей помещений. В процессе работы решения появлялись спонтанно, например: роспись в столовой (как синтез узоров всех плиточек на кухне) или керамическое панно в спальне как продолжение и дополнение к движению стены и дерева в зоне кровати.
Сейчас доделывается индивидуальная мебель по нашим чертежам.
Я уверена, что кроме единства и общности архитектора, художника и заказчика очень важным фактором является постоянная «включенность» в свое творение и любовь к нему, а не зацикленность на собственном эго. Только тогда, по моему опыту, получается результат, который живет не только в материальном проявлении, но и ощутимо действует на более тонких уровнях.
Что необходимо органическому подходу и как сделать его более современным, понятным и доступным?
Один из важных факторов, выделяющий органический подход, состоит в том, что к нему интуитивно тяготеют люди, которые уделяют внимание вопросам духовного развития, что важнее моды и эгоизма.
Каким же способом духовное может стать более понятным для широкого круга? — Как мне кажется, через позитивный пример и открытость, желание идти в ногу со временем, не теряя глубокого понимания сути.
Я прихожу к выводу, что действовать согласно законам органичности, не учитывая современности, — неверно. И создавая объекты искусства или дизайна, необходимо не слепо следовать инструкции, а соотносить написанное 100 лет назад и дух времени. Автор (дизайнер или художник) должен быть способен впитать в себя и соединить элементы органического подхода, используя живое мышление и обладая острым ощущением актуальных течений в искусстве и архитектуре.
Со стороны современного искусства решительный шаг навстречу углублению смыслов может произойти при более осознанном подходе к работе и в том случае, если выбранные аспекты хотя бы в какой-то своей части будут глубоко продумываться их авторами.
антропософія
Органическое окружение. Что, как и зачем?
Почему так важно, какие формы нас окружают? Чем отличается органический подход от современных тенденций в архитектуре, дизайне и искусстве? Насколько реализуем и современен такой подход сегодня?..