Уже по традиции мы продолжаем нашу беседу о столе сезонов в вальдорфском детском саду. Сегодня мы поговорим об осенней эпохе – удивительном периоде, который наполнен щедростью и невероятным богатством природы. А поможет нам в этом деле Наталья Орлова, воспитатель вальдорфского детского сада «София».

 

Праздник «открытия»

После долгого летнего отдыха дети возвращаются в сад, где их ждет эпоха урожая. В западных вальдорфских детских садах урожайная и михайлическая эпоха чаще всего совпадают. Или же урожайная эпоха проводится чуть раньше, так как каникулы у них намного короче. И это на самом деле ближе к природе, ведь хлеб убирают уже в июле месяце. Мы же встречаем это время немножко с опозданием, но полностью пропустить эту эпоху никак нельзя. Это очень важное переживание благоговения – этап, без которого невозможно взрастить в себе душевную силу любви.

Наша работа начинается в сентябре месяце с праздника «открытия». Это очень важный этап для детей, которые остались с прошлого года, так как им нужно открыться и принять новых детей. И новым деткам также нужно попытаться открыться – это всегда непросто. У нас по этому поводу есть небольшая история про цветок астру, которая была на небе звездочкой и всегда грустно смотрела на землю, мечтая очутиться внизу среди большого количества цветов.

И вот в сентябре Месяц отпускает эти звезды, хотя и предупреждает, что путь к земле очень не прост. И не все попадают сюда – некоторые исчезают в морях и океанах, некоторые оказываются слишком глубоко под землей или же не долетают вовсе. И только немногим удается попасть на эту мягкую землю и прорасти цветами. В переводе, слова астра значит звезда. Эти цветы смотрят в небо, вспоминая, откуда они пришли. И лепесточки у них такие же тоненькие, как лучи. Астры не боятся холода, очень долго цветут и несут в себе радость всем тем детям, которые приходит в школу и в детский сад.

В этой простой истории отображается все то, что переживают дети, оказавшись в новой для них ситуации. Это очень сложное, мужественное, я бы даже сказала, михаилическое решение, как со стороны родителей, так и со стороны детей.

 

Стол сезона

В это время стол сезонов постепенно наполняется плодами. Для меня это тоже искреннее удивление, что несмотря на то, как иногда небрежно мы поступаем с землей, она все равно каждый год одаривает нас щедрыми подарками. Это переживание мы проживаем с детьми. И эта эпоха находится в таком растянутом состоянии в течении всего года, так как мы целый год кушаем овощи и ищем там солнышко в морковке, и волну в капусте, и звездочку в яблоке. Мы пытаемся прожить с детьми путь от зернышка до хлеба, поэтому на столе сезона также появляются колоски.

Главное в этой эпохе прожить с детьми пробуждение чувства благоговения и благодарности. В современных детях это крайне трудно взращивать, потому как наше время настолько комфортное, в нем столько излишеств, что дети в принципе не переживают чувства голода – и сложно при этом почувствовать какую-то благодарность по отношению к тому, что есть на столе. Поэтому мы очень внимательно относимся к тому, как мы едим, никогда ничего не выбрасываем, очень аккуратно относимся к хлебу и к плодам. В наше время детям очень сложно пережить благодарность и на это уходит очень много сил. Сейчас приходит много детей, которых заставляют кушать – у нас это не допустимо, так как это противоречит самой сути еды. Еда – это награда за проделанный труд. Человек должен испытать голод, получить еду и с благодарностью принять ее, как образ Божьего дара.

 

 

Поэтому на столе сезона мы пытаемся показать эту удивительную красоту плодов и щедрость природы. Нет никаких ограничений в том, что именно представлять на столе сезонов. Единственное что – мы стараемся, чтобы представленные плоды были выращены в наших широтах. Это может быть виноград или яблоки. К слову, именно виноград очень символичен – он как древо жизни. Лоза, которая требует больших усилий по уходу, которая только через какие-то годы дает эту гроздь, наполненную солнцем. Это сильный образ человеческого труда. Стол сезона всегда соответствует тому, что происходит за окном. Вот сейчас уже начали появляться желтые листья, дети с удовольствием их собирают, и мы также  помещаем это на стол сезона. Из этих же листьев мы делаем витражи на окна, украшения и венки. Можно делать украшения из каштановой кожуры, также можно заваливать желуди в цветную шерсть, а сверху приклеивать шапочку. Это очень хороший вид деятельности, особенно для активных детей: у нас на ладонях очень много нервных окончаний, а в процессе этого занятия они активизируются, потому для ребенка, находящегося в рассредоточенном состоянии, это очень полезно. Такая деятельность помогает ему прийти в себя. Также можно делать поделки из каштанов, например, солнышко, – в основу вставляются зубочистки и оплетаются ниточками. Это уже такая серьезная работа для легкой моторики, и дети всегда с удовольствием ее делают.

 

 

Праздник урожая

К празднику урожая мы с детьми печем хлеб, и для них это тоже огромное удивление. Большой хлеб мы разрезаем во время общей трапезы, а после дети берут часть хлебушка домой и угощают членов семьи. Также дети берут домой часть урожая, который представлен на столе сезона – овощи, фрукты, орехи.

Главное в этой эпохе – возможность восхищения щедростью нашей земли и природы. За этим всем, на самом деле, стоит Творец, но мы этого не объясняем детям. Плоды – хорошие образы, чтобы это пережить, и на такое переживание воспитатели тратят очень много сил, как в этой эпохе, так и во всех последующих.

Эпоха Михаила

После праздника урожая начинается эпоха Михаила (конец сентября, начало октября) – в нашей широте это всегда происходит очень соответственно, так как именно в это время все начинает багроветь, листья становятся насыщенными. Михаил в переводе означает – кто, как Бог. Именно он закрыл врата рая для змея и хранит их до сих пор. Михаил заботится о каждом человеке на земле, посылая ему свою помощь в борьбе со змеем. Змей – это наши человеческие страсти, и то, чему мы позволяем быть внутри нас. Мы этого никогда не объясняем нашим детям, это присутствует только в легендах и в сказках.

В этот период стол сезона становится красным – присутствуют красные ткани и яркие цветы. Красный цвет как цвет действия, умения принимать решения, – и желтый цвет как луч духовной силы, которая помогает человеку действовать. Можно представить красивую репродукцию Михаила повергающего змея, а также весы, так как Михаил все время взвешивает.  Это может быть равновесие между разными поступками, чувствами, мыслями.

 

 

Иногда для детей устраивают буквальное виденье, того, что такое добро и зло. В начале эпохи появляется большой темный камень на одной чашечке весов, а после, внимательный воспитатель, видя какие-то добрые поступки детей, обращает это все в красивые камни и минералы. И каждый день дети переживают то, как эти камушки, накапливаясь, перевешивают чашу. Это своеобразное мастерство со стороны взрослого. Это очень сильный образ, который требует внимательности и аккуратности, для того, что бы это получилось действительно честно и красиво.

В эпоху Михаила все действия с детьми (хоровод, сказка) направлены на укрепление внутренних душевных сил, на поддержку этого импульса в человеке, который позволяет обуздать свои страсти и двигаться вперед. Сказки мы используем наши, народные: Котигорошко, Кирилл Кожемяка, Илья Муромец, Ивасик-Телесик.

Эпоха осени

И если остается еще время по сезону, то у нас бывает также эпоха осени. Обычно это уже совсем желтое время. Все эпохи, о которых мы с вами говорили, это такое плавное переживание от буйной и цветущей зелени, от ярких насыщенных цветов и до постепенного увядания, но в таком тожественно золотом и красном цвете.

Осень – это тоска и нехарактерная грусть. Это то время, которое напоминает взрослым об их уходе и о том, что их ждет духовный мир. Это необычайно торжественный, важный и очень красивый период для взрослого человека. А дети переживают это через природу и через взрослых, которые находятся рядом с ними. В осеннюю эпоху мы стараемся много гулять, чтобы дать детям возможность услышать шуршание листьев, посмотреть, как они падают от дуновения ветра, понаблюдать за тем, как постепенно меняются их цвета. Удивительно, когда дети могут самостоятельно замечать это!

Появление гномов

Когда уже почти зима, когда становится совсем холодно и мокрый снег уже начинает покрывать землю – к нам приходят гномы. В это время земля на столе сезонов становится темного цвета, также присутствуют разные коряги и стволы деревьев, из-под которых появляются гномы. Эти необыкновенные гномы хранят мудрость. Обычно они сделаны из фетра и шерсти.

Эпоха фонариков

В это время за окном становится уже совсем темно, и наступает время для сказки при свече. Так начинается эпоха фонариков. Для детей это переживание двух сил – света и тьмы. И мы сознательно позволяем им пережить темноту, но не страшную, а загадочную. Удивительно, что одна свечечка может осветить так много вокруг себя. Это своеобразный образ света, который несет в себе каждый человек, и если он способен хоть чуть-чуть поделиться этим светом с другими людьми, то его круг становится намного светлее и добрее. Это очень важное и трепетное переживание для детей. К тому же это начало входа в зиму, в холодную и долгую зиму, которая требует от нас смелости, мужества и решительности.

 

Впервые опубликовано в электронном журнале «Дитина Вальдорф+» №3, 2013