«…Ребенок приходит на землю и принимается родителями. Как чудесно сформировано его тело, пальцы рук и ног, нос, уши и рот… Но откуда пришел он сам? Кто это Он, который теперь живет в этом маленьком теле? Мы даем ему имя, — и даже если это имя матери или отца, все же Он не является их частью… К нам пришел маленький человек, принадлежащий самому себе. Учитывая это нам полагается встречать его надлежащим образом: с благодарностью за дарованное нам доверие, с настоящей, любящей человеческой дружбой и вниманием к незнакомой индивидуальности. В особом тепле таких чувств ребенок будет ощущать себя хорошо… В его душе вырастает доверие к надежной почве для его жизни, на которой он может стоять прямо — неосознанная вера в то, что мир добр в своей первооснове».

Рудольф Вепфер 

Что являет миру любовь? Кто-то скажет: милость быть любимым — это значит стать для любящего неповторимым и незаменимым, не сделав ничего этого. Но любовь — это и волшебство: весь мир расцветает под лучами тех ценностей, которые видит лишь любящий. Наряду с милостью быть любимым и волшебством любви существует и чудо любви. Благодаря ей совершается нечто непостижимое, а именно то, что через биологическое в жизнь вступает новая личность, в свою очередь также полная тайны и неповторимости: ребенок. Благодаря развитию психологии, в особенности пренатальной, часто говорят и пишут о секретах раннего воспитания, часто относятся к ребенку, как к объекту для экспериментов, основанных на разного рода произвольных представлениях. А не лучше ли в советах и рекомендациях исходить из потребности ребенка? Помоги мне стать человеком— каждый ребенок рождается с этим требованием. Он шаг за шагом учится обходиться со светом, звуком, теплом, пищей, своим окружением, с людьми. Все сразу ему не нужно, но и упускать что-либо он не хочет. Часто перед родителями встает вопрос: «Что делать? Как мне поступить? Кого не спрошу все говорят разное». Родители живут бок о бок с ребенком, они несут за него ответ. Только они в состоянии решить, что правильно для их ребенка. Остальные могут лишь поделиться своим мнением и опытом, что может дать толчок более пристальному наблюдению за ребенком и его окружением, что, в свою очередь, позволит родителям развивать внутреннее чутье, приобрести собственный опыт жизни в семье, в которой есть ребенок. Как важно уметь создавать условия, обеспечивающие здоровье, гармоничное развитие ребенка! Это искусство, это жизнь. Речь сегодня пойдет о самых маленьких, о детях грудного возраста.

Обратим внимание на перемены, которыми отмечены первые минуты жизни после рождения.

Первую перемену назовем «сменой климата». Пребывание в теле матери — это существование в жидкой среде, при температуре 37,5_38?С —  закончилось, ребенок после родов попадает в воздушную, более холодную среду. Кожа ребенка особенно интенсивно вырабатывает особый защитный слой — сыровидную смазку. Благодаря ей, находясь в  материнском теле, он изолирует себя от жидкой среды, в которой плавает. Эта смазка смягчает роды, ребенок как бы «скользит». Затем она защищает его от резкого переохлаждения после родов. Кровь ребенка не переносит слишком большой потери тепла и реагирует более интенсивным распадом красных кровяных телец (эритроцитов), что ведет к затяжному течению младенческой желтухи. Очень важно закутать ребенка в согревающую и хорошо сохраняющую тепло ткань, постель также согреть грелками.

Вторая перемена: изменение дыхания. Привычного для нас «земного дыхания» находясь в утробе матери, ребенок не знал: мать давала ему все, в чем он нуждался для своего развития. До рождения ребенок осуществляет дыхание, питание, теплорегуляцию, выделения отработанных веществ через плаценту. С первым вдохом происходит раскрытие легких, вздуваются альвеолы, легкие заполняют грудную клетку. Теперь  через дыхание ребенок связан с землей и ее средой, он стал «гражданином земли». Накопление углекислоты, возбуждение дыхательного центра, первый крик, все эти процессы взаимно обусловлены.

Третье событие: перерезание пуповины. Кровеносная система ребенка отделяется от питавшей его кровеносной системы матери. Остаток пуповины засыхает и отваливается через несколько дней, ранка заживает, а на ее месте остается рубец — пуп. Новое переживание — это изменение способа получения питания, теперь ребенок получает его извне. Природой ему дается новое полноценное питание — материнское молоко, образующееся из плазмы крови. Когда произойдет первое прикладывание к груди, зависит от многих факторов: характера родов, состояния ребенка и матери. Однако известно, что ребенок более энергично сосет в первые 1-2 часа после родов, такое раннее прикладывание к груди стимулирует лактацию у матери.

Прикладывание к груди — второе по важности после первого вдоха событие в жизни новорожденного, оно включает его обмен веществ в процессы внешнего мира. Материнское молоко созревает постепенно, оно связано с жизненными силами матери, отвечает потребностям ребенка и легко усваивается им. Сосание — это работа. Когда ребенок сосет грудь, он еще и жует. От всего этого малыш естественным образом устает, поэтому засыпает сразу же после еды или во время еды. В первые дни жизни младенец спит почти непрерывно (бодрствуя только в моменты приема пищи) около двадцати часов в сутки. Затем время бодрствования увеличивается, время сна и приема пищи взаимно регулируются, устанавливается определенный, индивидуальный ритм. Упорядоченный, размеренный образ жизни — залог нормального роста и развития.

В процессах роста и становления ребенка можно наблюдать удивительные вещи. В общей картине становления так трудно разделить все многочисленные проявления, понять их суть и взаимосвязь. Это как рост и цветение растений в весеннюю пору, когда быстро разворачивается множество явлений, захлестывающих нас неизгладимыми впечатлениями. Каждый день, каждую неделю обнаруживаем мы перемены, открываем что-то новое в поведении ребенка.  Поначалу малыш много спит, движения его рук и ног не упорядочены, глаза закрыты. Все чаще он открывает глаза, издает звуки; и — о радость! — ребенок начинает поднимать головку,  дарит матери первую улыбку, лепечет. Постепенно движения становятся осмысленными. Чем более упорядоченными становятся движения ручек и ножек, тем разнообразнее и упорядоченнее становятся речевые упражнения ребенка: простой крик сменяет гуление, затем лепет, первые слова.

На первом году жизни развитие ребенка интенсивно происходит по трем основным направлениям:

— он осваивает движения, подчиняет их своей воле таким образом, что в возрасте около года принимает вертикальное положение;

— развивается речь: от первого вздоха и крика через гуление, лепет, осознанное произношение отдельных слов к стремительному развитию речи на втором году жизни;

— развивается мышление, ребенок учится думать.

Первое направление легко поддается внешнему наблюдению и характеристике: происходит упорядочивание движений рук и ног, ребенок начинает уверенно держать голову, затем садится, встает, ползет, делает первые шаги. Следующая ступень более связана с внутренними изменениями, но они имеют и внешние проявления: мы отличаем крик от лепета и гуления, отличаем первые слоги и слова, произносимые ребенком. В этот период ребенку необходим контакт с людьми и общение с ними. Третий импульс — развитие мышления — осуществляется исключительно внутри ребенка, весь этот процесс сосредоточен в голове и в органах тела. Он скрыт от внешнего наблюдения, проявляясь лишь иногда в задумчивости, иногда в характерных жестах, как бы отчужденности.

Дети — не взрослые в миниатюре. Изначально перед ребенком стоит задача, которую он, сам того не зная, должен выполнять, и выполнять всеми силами. Тело новорожденного развито еще не до конца, и для его окончательного формирования необходимы импульсы, идущие к ребенку из внешней среды. Неограниченная возможность учиться так же заложена в существе человека, как и риск остановиться в развитии. «Мы должны стать для ребенка оптимальным окружением, чтобы глядя на нас он воспитывал себя так, как ему необходимо воспитываться в согласии со своей внутренней судьбой» (Р. Штайнер).

Впервые опубликовано в электронном журнале “Дитина Вальдорф” №3, 2004р.