Будущее развитие каждого отдельного ребенка и человечества в целом зависит от здорового опыта в первые семь лет жизни. Атмосфера любящей теплоты и ведения, которая способствует радости, удивлению и благоговению, поддерживает такое здоровое развитие. Наиболее важным аспектом работы с маленьким ребенком является внутреннее отношение воспитателя к миру, к тому, что происходит вокруг. Именно это отношение и становится для ребенка примером для подражания. Поэтому работа вальдорфского воспитателя нуждается в постоянном исследовательском процессе и самообразовании, в том числе антропософском исследовании, медитативной практике, художественной и практической деятельности.

В вальдорфских яслях-садах, программах по уходу на дому, центрах по уходу за детьми, различных других программах для родителей и детей лежит фундамент для обучения и здорового развития на всю дальнейшую жизнь, в том числе физического, социального, эмоционального, интеллектуального и духовного роста. Это образование, основанное на понимании развития человеческой индивидуальности, обеспечивает защиту и уважение достоинства раннего детства. Оно включает в себя понимание разворачивающегося развития ребенка от зачатия до семи лет, в том числе уникальное значение развития ходьбы, речи и мышления в течение первых трех лет жизни.

Деятельность в вальдорфском дошкольном образовании учитывает возрастные потребности развития детей раннего возраста: ориентированная на волю физическая активность в течение первых трех лет, игры, исходящие из воображения в средние годы раннего детства, а позже – более когнитивный подход к обучению после поступления ребенка в школу.

Образовательные принципы

Программы, основанные на вальдорфской педагогике, могут отличаться в зависимости от географии, культуры, размера группы, возрастного диапазона и индивидуального подхода воспитателя. Допуская и предполагая эти различия, вальдорфская программа имеет определенные фундаментальные характеристики:

  1. Интерес, исполненный любви, и принятие каждого ребенка.
  2. Возможности для самостоятельно инициируемой игры с простыми игровыми материалами, как основной деятельности маленьких детей. Такая игра является работой маленького ребенка, и она дает ему возможность переварить и понять его переживания.
  3. Осознание того, что маленькие дети учатся через подражание, через опыт различных чувственных впечатлений и через движение. Их естественной склонностью является активное изучение своего физического и социального окружения. Окружение предлагает ограничения, структуру и защиту так же, как и возможность рисковать и принимать вызов.
  4. Акцент на реальных, а не виртуальных ощущениях, чтобы поддержать ребенка в формировании здорового отношения к миру.
  5. Художественная деятельность, которая способствует здоровому развитию воображения и творчества: сказки, музыка, рисование и живопись, ритмические игры и лепка.
  6. Исполненная смысла практическая работа: приготовление пищи, выпечка, садоводство, ручной труд и работа по дому, что предоставляет возможности для развития раскрывающихся человеческих способностей. Здесь акцент делается на жизненных процессах, а не на результатах обучения.
  7. Предсказуемые ритмы в течение дня, недели и года, которые обеспечивают безопасность и чувство взаимосвязи и целостности жизни. Сезонные и другие праздники празднуются в соответствии с культурной и географической ситуацией.

Мы признаем, что здоровое развитие ребенка разворачивается наиболее полно в контексте сообщества со здоровыми социальными отношениями между родителями, учителями и детьми. Вальдорфские воспитатели стремятся создать подобные сознательные сотрудничающие сообщества вокруг детей с заботой о них и рассматривают их деятельность в рамках всемирного культурного импульса.

Впервые опубликовано в «Журнале Педагогической секции Гетеанума»,
№53, Рождество 2014