Прошло почти полтора часа, пока девочка вышла из воды — довольная и сияющая. Она молча уселась рядом с Марком. Спустя несколько минут он осторожно спросил, что она там делала. “Я была водой”, — ответила она тихо. “Ты была водой?” — переспросил он. “Да, — ответила она, — это было супер. Я была водой. Я ее
люблю, а она меня любит. Я не знаю, как еще объяснить”. Они молча сидели рядом, пока Миранда не вскочила и не принялась играть с песком».

Ребенок воспринимает услышанное всем своим существом, всем своим телом: он слышит всем телом. Кому не случалось видеть маленького ребенка, напуганного шумом? Такое бывает, например, когда мать или отец с коляской останавливаются на красный свет и внезапный рев машин достигает уровня глаз (вернее, ушей)
ребенка. Все его тело при этом непроизвольно содрогается, резкий шум полностью пронизывает его. Чем чаще ребенку в его юном возрасте приходится испытывать подобное, тем скорее он предпримет внутренние защитные меры и закроется от любых акустических переживаний. К сожалению, при этом он лишает себя и возможности воспринимать мир звуков.

Любое слушание требует держать уши открытыми. Каждый сам решает, открыть ли ему собственные уши, но ответственность за детей берут на себя взрослые. Когда мы подвергаем младенца воздействию громкого шума, он не может защититься, он еще грудничок и не может заткнуть себе уши! Тут и вправду можно говорить о насилии по отношению к детям!

Задача преподавателя или родителей заключается в том, чтобы как можно лучше изучить слуховое поведение ребенка и создать для него такие условия, при которых он может иметь достаточное количество способствующих его развитию слуховых восприятий всем своим телом. Это вполне может потребовать от взрослого изменения собственных акустических привычек, к примеру — отказа от громкой фоновой музыки. Воспитание — всегда еще и самовоспитание, как бы это ни было неприятно нам, взрослым.

Аудиопедия

Это искусство учить слушать, стимулировать слух, углублять и интенсифицировать его. Слух — основа любой коммуникации, предпосылка любого учения. Поэтому я убеждена, что, несмотря на все трудности, каждый учитель музыки должен стать аудиопедом. Почему столь важен именно слух?

Благодаря исследованиям Альфреда Томатиса мы знаем, что ухо — первый орган чувств, который полностью формируется уже на пятом месяце беременности. С другой стороны, из сообщений людей, имевших посмертные переживания, мы узнаем, что слух остается активным даже тогда, когда деятельность других органов чувств уже прекращается. В Тибетской Книге Мертвых есть свидетельство о том, что в прошлом существовал ритуал, называвшийся «освобождением через слух» (bardo thodöl). Во время церемонии жрец рассказывал умершему о том, что ожидает его после смерти, ведь было известно, что его способность слышать еще не угасла. Таким образом, слуховое восприятие имеет место как до рождения, так и после смерти.

Тем самым, как никакой другой орган чувственного восприятия, слух прокладывает
мост в жизнь и из жизни.

Луиджи Ноно в своей женевской лекции «Заблуждение как необходимость» сказал: «Тишина. Очень трудно ее слушать. Очень трудно в тишине слушать других». Пусть эти импульсы достигнут открытых ушей и побудят к новому преподаванию музыки: к терапевтически-педагогическому преподаванию музыки с опорой на слух.

Открывать пути слуха — здесь учитель может идти неизведанными тропами. Что может быть более захватывающим, чем вслушиваться в то, как по-разному развиваются пути детского слуха, создавать для него пространство и встраиваться в него своим слухом? Как могу я, взрослый, создать атмосферу, в которой дети и учитель могли бы отправиться в путешествие к новым открытиям и вместе услышать что-то небывалое?

Вслушиваться означает одновременно открывать себя, отпускать себя. Но одно- временно это означает стать ранимым, поступиться самым интимным. Всем, кто отправится в путешествие по неслыханным ранее дорогам слуха, я желаю осторожности и понимания на всех путях, в том числе и на тех, что кажутся неверными. Ведь только пройдя множество путей, я открою тот, который будет правильным для меня. Я хотела бы, чтобы второе издание этой книги порадовало вас на этом пути и подарило радость открытий в новых пространствах слуха! (О вслушивании и об открытии новых слуховых пространств рассказывает также фильм Гербурга Фукса «Открывая
пути слуха».)

Райнхильд Брасс

Приобрести книгу “Открыть пути слуха” можно здесь