Что надо, чтобы дети могли почувствовать, пережить цвет, поиграть с ним и насладиться его красотой? Так, как чувствуют и наслаждаются в игре с водой, песком, камешками, деревяшками… Задача взрослых в этом занятии с ребенком – дать возможность играть с цветом, зазвучать ему, услышать его, обеспечить восприятие во всей полноте.
В чем же дело? Зачем так все усложнять, зачем какие-то процедуры? Дадим детям краски – вот пусть и знакомятся!
Что же нужно, чтобы малыш мог с чем-то играть и знакомиться?
А необходимо вот что, чтобы цвет был податлив, изменчив, слушался, был прозрачен, красив, дышал и переливался, чтобы кисточка была по руке, была достаточно широкая, упругая, и чувствовала бумагу волосом, а не скребла железкой. Лично я предлагаю плоские кисти, щетинные, широкие, номер 20-22, да-да-да, никаких беличьих и с остреньким кончиком круглых кистей ребенку не нужно для того, дабы почувствовать краску. Нужно, чтобы краски можно было легко взять, а не выковыривать их из крохотных (и часто уже грязных) кюветочек в пластмассовой коробке. И вообще, в большом количестве красок можно голову потерять, так как в стандартных коробках их слишком много, и в них нет там никакого ясного порядка – случайный набор цветов.
Те материалы, которые получают обычно дети для рисования, совершенно не подходят для живописи. Это подменные, третьесортные эрзацы, которыми и взрослый ничего толком-то сделать не сможет. Они настолько же отличаются от того, что надо ребенку, как пластмассовый молоток от настоящего. Гвоздя им не забьешь!
Вы видели хоть одного серьезного художника, который работал бы таким набором, который предлагается детям? Набор, который предлагают для школьников, не пригоден, это фальшивка, сделанная по принципу: «Идиоту все сойдет, а ребенок – идиот».
– Вы не правы! – закричит иная мама. – Я не считаю своего ребенка идиотом, он для меня – всё! Я уважаю его как личность! И я пошла с ним в художественный салон, мы купили ему самые дорогие, самые лучшие краски и кисти, бумагу, мольберт! Вы воображаете, что во всем разбираетесь!
А мы советовались с продавцом, там работают специалисты, и они уж знают, что нужно художнику – не какие-то там ваши щетинные кисти! Теперь он ходит в студию раннего развития, и его рисунки уже взяли на конкурс!
Бедная мама… Она не видит в своем ребенке того, что ему как ребенку, требуется, а видит фетиш, которому надо поклоняться и приносить дорогие жертвы.
А ему надо дать не то, что нужно мастерам-специалистам – но все же и не эрзац-материалы, а то, что даст возможность игры и восприятия цвета. Ему хотелось бы поиграть в цвет, с цветом, а его муштруют сюжетами и формами, не давая насладиться переливами, красотой и волшебством цвета! Ему «прививают навыки и умения», исподволь подсовывая дрессуру и шаблончики в занимательной форме, конечно, на всех занятиях вместо того, чтобы позволить получить полноценный опыт восприятия игры. Ибо игра есть единственный путь развития ребенка, его уже подвергают обработке и «прививкам».
Можно было бы развести растворы красок, полюбоваться, поставив их на свету, какие они красивые, прозрачные! Покрасить в разные оттенки лоскутки ткани, повесить их на окне сушиться и порадоваться, тому, что получилось…
Или покрасить разными оттенками акварели лист бумаги, а потом свернуть из него фонарик, и вечером, поставив внутрь свечку, погрузиться в это волшебство цвета, рассказывая сказку на ночь…
Ему купили скрипку Страдивари, но сможет ли он на ней сразу заиграть? А нужен-то был всего лишь набор из красок из трех- шести колокольчиков, но настоящих, звонких, а не пластмассовых фломастерных имитаций…
Вы ведь знаете, что сухой лист бумаги в предлагаемых альбомах для рисования сразу же коробится, создает неприятное ощущение. Бумага в таких альбомах низкого качества, и при попытке что-то поправить тотчас размокает, раскисает до дыр, верхний слой задирается.
А тонкая мягкая кисточка не позволяет хорошо ощутить, пружинисто почувствовать основу поверхности бумаги, быстро махрится и начинает ездить железкой по бумаге.
Цитирую из переписки мам:
Вот и с кисточкой у нас не сразу получалось, нажимает, как на карандаш, а ведь надо не нажимать кисточкой, а ручку на весу держать, чтобы по бумаге не чирикать железкой. Все это развивает ребенка…
Да только это не развивает его, а мама сидит рядом и напрягает: «Не чиркай железкой, не дави, неправильно делаешь, держи руку на весу…»
Вместо этих вливаний в голову надо просто дать подходящий инструмент, чтобы ребенок его чувствовал, и инструмент сам подскажет: как работать. Ведь рисующему очень хочется порадоваться цвету, а для этого нужно накладывать большие плоскости цвета.
Оглянитесь: небо, вода… Они-то и есть самые красивые… Так хочется ярких, сочных пылания заката, голубизны небес, перелива зелени! Но тут совсем беда, поскольку на мягкую кисточку из «красок-таблеток» в твердом состоянии, жестких, цвет или никак не наберешь, или, наоборот, когда краски размокнут, попадает на лист густым куском! И на более-менее большой плоскости равномерно или с красивым переходом никак не удается цвет наложить. А тут еще бумага капризничает, то слишком сухая, тогда у мазков остаются жесткие края, краска ложится неравномерно, пятнами; то перемочишь, и все плывет на соседние, уже нарисованные части рисунка, – грязь, гадость…
И затем можно услышать от ребенка:
– Не нравится мне рисовать!
А если вспомнить себя в детстве, то, может быть, и сами приходили к выводу после таких художеств: «нет у меня способностей!» Но это вас обманули… Вам просто подсунули негодные методы и инструменты, и вы поверили…
Итак, материалы, которые обычно покупают детям, либо слишком взрослые, либо последнего – т.е. второго – сорта! Они не пригодны для обучения: жестки, сухи, сковывают внимание и движение, малы по размерам, требуют предельной аккуратности, точности и концентрации, не допускают поправок.
Для того чтобы пользоваться ими, надо уже быть великим мастером. Уметь танцевать на канате. Они требуют сложных техник работы, специальной подготовки, предусмотрительности на каждом шагу…
В переписке я получил такой вопрос от мамы маленького ребенка: «Один цвет? А как его выбрать? На мой взгляд, выбрать его должен ребенок (именно тот цвет, который ему нужен сейчас). Но я же не могу поставить перед ним несколько баночек с краской, а потом убрать все, кроме одной, он обидится».
Как же выбрать цвет для первой встречи? Способ выбора очень простой, так же, как вы выбираете: что ребенку сказать, куда пойти гулять сегодня или надо ли ему улыбнуться? или произнести какое-то слово? В основе этого способа лежит то, что ребенка на этот свет и привело – его доверие и любовь к вам, и ваше доверие и любовь к нему. – Дарение и благодарение. Можно одну и ту же краску брать хоть каждый день, если она вам интересна, любима вами, если вы в состоянии ей улыбнуться. Мне известна одна история, от одной знакомой мамы. Они поехали в деревню, надолго, и оказалось, что в сумке был один-единственный тюбик с одной такой веселой апельсиново-оранжевой краской. А дитё очень ждало, что мама с ним порисует. Так они неделю этой одной краской рисовали. Сначала она у них была «большим-большим миром (царством, где живет Солнце)», весь лист закрасили одним цветом. Потом, на следующий день, лист покрылся точками-звездочками. На третий день развели совсем жидко, и по листу потекли золотые речки. А на четвертый раз мама взяла варенье из малины и развела его, как краску, добавив немного меда – и вот, появился еще один цвет. Так они и играли каждый день во что-то новое. Забыл сказать, в деревне не было поблизости магазина, где можно было купить акварель. Но было нечто другое – собственно, мама угадывала краски, настроение, в котором сегодня стоило побывать им… Она не спрашивала – какую ты хочешь краску? Она ее создавала своими действиями, игрой, затеями, – одним словом, просто любовью.
Будьте рады и уверены в той краске, которую вы выбрали именно сегодня и сейчас, именно для него, и вручите ее от сердца, добавив в нее немного некоего волшебного вещества – своей игры, радости и фантазии. Здесь не нужен страховой полис (от слова страх): «А вдруг ребенку это не понравится, не полезно будет?» – сердце подскажет.
Чтобы было понятнее, представьте себе: любящий вас мужчина стоит перед киоском с цветами, и выбирает, какие же вам купить? Он же не бежит вас спрашивать: «какие тебе цветы купить?» Он вас представляет внутренне, обнимает своей душой и видит, какие цветы вам именно сегодня и сейчас надо нести.
Постоянные вопросы, которые мамы задают детям: какой сок ты будешь? кашу будешь? гулять пойдем? тебе не холодно? – атрофируют собственное чувство к ребенку, а кроме того, приводят его к неуверенности в себе. Если мама (а она же знает все на свете!) не знает, куда мы пойдем гулять, и спрашивает у меня, то… В общем, неуверенность взрослого в себе пытается прикрыться фиговым листком вопросов к ребенку и вредит ребенку, растит из него капризного неврастеника.
Конечно, я могу поделиться опытом предпочтений детей. Они очень часто нуждаются в нежно-розовых тонах, и что в целом для маленьких детей предпочтительны теплые цвета (розово-красно-оранжево-желтые, но они с удовольствием хватают также и «цвет морской волны» – зеленовато-голубой – просто потому, что он очень острый, пробуждающий).
Понимаете, цвет – это препарат, вселенский дар, Собственно, как и все на свете. Вы же не спрашиваете, каким ласковым словом наделить вашего ребенка или как его обнимать? Попробуйте дать и цвет так, как будто ваша душа в этот момент обнимает и целует в этом цвете его… Одевает его в этот цвет, как в волшебный плащ, как в царские райские одежды, взятые в волшебном доме радуги, сияющем и цветном. Как будто вы в раю, и дарите цветок этого цвета, со всей любовью и благоговением – к нему, к цвету – и к самой жизни, которая дает возможность этот цвет видеть и им дышать.
И тогда все будет на месте, дар от сердца всегда достигает своей цели.
Смотрите статьи автора о рисовании с детьми.
Фото взяты оттуда
педагогіка
Первая встреча ребенка с цветом
Что надо, чтобы дети могли почувствовать, пережить цвет, поиграть с ним и насладиться его красотой?