В одной из лекций, прочитанных перед открытием вальдорфской школы, Рудольф Штайнер говорил учителям, что возраст двенадцати лет является важным поворотным пунктом в развитии ребенка. И действительно, сразу заметно, что с началом пубертата (полового созревания) дети постепенно теряют изящество движений, становятся неуклюжими и неловкими, не знают, что делать со своими конечностями – это проявляется и в вызывающих манерах, и даже в мимике. Длинные руки неловко висят в рукавах, которые всегда слишком коротки. (В современной одежде это учтено, и подростки предпочитают прятать руки, шею и даже голову в трикотажных просторных кофтах с капюшонами – прим. ред.). Можно сказать, что на данном этапе жизни ребенок находится под господством своей костной системы – скелета. Параллельно с этим физическим явлением в подростке пробуждается новая способность, он становится менее зависимым от окружения, своих родителей и учителей, его суждения обо всем становятся все более критичными.

В этом возрасте (в шестом классе) подростки впервые знакомятся с начальными основами физики и подходят к изучению абстрактной арифметики в новом для них предмете – алгебре. В это же время, находясь под влиянием своей костной системы, подросток может ближе познакомиться с «костным» строением Земли.

Природоведение (изучение окружающего мира) в школе Рудольфа Штайнера начинается в четвертом классе с эпохи «Человек и животное» и продолжается в пятом – ботаникой. В течение этих двух лет уроки, посвященные изучению окружающего мира, в центре которых всегда стоит человек в своем природном окружении, все ближе и ближе подходят к земле, пока в шестом классе мы не приближаемся к ней вплотную на занятиях по минералогии и геологии.

Рудольф Штайнер дал несколько советов о том, как подходить к изучению и пониманию природы в целом и минералов, в частности. Следуя его бесценным указаниям, мы начинаем с географии, в связи с чем дети учатся распознавать первичные базовые породы: гранит и известняк (а также широкий ряд их производных). Для занятий в штате Нью-Йорк (США), например, естественным будет начать с изучения геологического строения гранитных основ Манхэттена (основание полуострова Манхэттен скалистое, состоит в основном из гранита и гнейса). Бесчисленные подземные туннели метро и железобетонные фундаменты самых высоких зданий на земле (небоскребов) становятся возможными только благодаря этой твердой земле. Даже внутренняя сила жителей этого города, кажется, зависит от этих пластов гранита.

Важно, что дети должны узнать и на самом деле понять тот факт, что гранит возник в древнейшую эпоху развития Земли и поэтому является самым твердым и крепким из каменных образований. Давным-давно гранит был огромной огненно-жидкой массой, которая медленно охлаждалась, в то время как другие породы образовывали слои над ней. В более поздние периоды эти выше лежащие породы были разрушены водой и ледниками, а гранит выступил на вершинах самых высоких гор.

Рассказывая об этих медленных, но в то же время величественных и волшебных изменениях, учитель должен постараться пробудить чувство глубокого благоговения к «старейшему алтарю сотворения мира». Пусть дети подольше побудут в этом настроении, высказанном в словах Гете.

Дети с удовольствием рисуют и описывают этапы развития Земли, открывая их для себя. Чудеса и красоты, сокрытые в глубинах Земли, можно пережить и с помощью поэзии.

В торжественных глубинах горных древних круч
Мистерии времен, сокрытые в правечности, явились.
Там, в давнем времени рассвете,
Рожденное в троичности явилось слово мира:
Сначала лишь как первый слабый отзвук,
Затем, все возрастая постепенно,
Вещало первозданную гармонию единства;
И слово устремилось в белоснежный кварц,
и в темный гнейс,
И в золото слюды, подобное смоле застывшей,
Чтобы воздвигнуть здесь алтарь,
Вмещающий в себя творение тех давних дней.

Противоположностью гранитным горам, которые являются результатом огненного извержения (в смысле застывания горячей массы), являются известняковые горы, которые были созданы в результате эрозии. Огонь и вода как первозданные силы развития поверхности Земли понятны детям и без теории. Ученики вполне в состоянии понять, как творящие божественные силы работали над развитием Земли в давние времена Вулкана и Нептуна. В данном случае как раз можно изобразить схему вулкана: дети могут нарисовать различные слои земной поверхности, нисходящие от песчаника, известняка, угля, гнейса к граниту и магме – огненной первоначальной основе Земли.

Эпоху можно разделить на четыре части: горные породы, минералы, металлы и драгоценные камни. Горные породы состоят из минералов, которые в свою очередь содержат в себе многочисленные химические вещества, а в них часто присутствуют металлы. Минералы и металлы появляются на более высоком уровне развития при особых условиях кристаллизации. Кристаллы и драгоценные камни являются редчайшими и самыми благородными формами твердого элемента. Преподнося материал таким образом, мы ведем детей от описания пород и минералов к металлам и кристаллам. Важно заметить, что именно благодаря кристаллам мы можем разглядеть скрытую от нашего глаза в грубых формах горных пород и минералов духовность и изысканность архитектуры Земли.

Так как мы всегда стараемся исходить из целого, подводя к частному,
проходя путь от источника к следствию,
то кварц рассматривается как первоначальный феномен
всех минеральных веществ.

Как мед, хранящийся в кристаллах-сотах,
Был собран с радостью в дневных заботах,
Так свет немеркнущий в кристаллы воплощен,
А минерал, сокрытый ныне в недрах, кварцем наречен.
И в этом солнечном рожденьи кварца проявилось
Все множество других камней, но темных и тоскливых.
Однако свет правечный, мудрость вековая
И в этих камнях скрыты, изнутри их освещая.
А кварц как первенец, старейший из детей лучистых,
Напоминает нам о том, как души в детстве чисты.

Металлы – это очищенные руды. Исследование металлов можно начать с золота, которое является архетипом всех металлов. При изучении золота стоит затронуть вопрос о его важной роли в легендах, волшебных историях и мифах, истоки которых находятся в древней эпохе человечества, называемой «Золотой век». Затем мы говорим об уникальных качествах золота: его податливости, пластичности, гибкости и нерастворимости. Золото можно раскатать очень тонко (до 1/250000 дюйма). Частицу золота размером меньше, чем булавочная головка, можно вытянуть в проволоку длиной 500 футов. И это благодаря его высокой пластичности. Наконец, оно никогда не теряет свой цвет и блеск, не тускнеет.

Мы всегда должны найти нити, ведущие от человека к миру природы. Описывая пять качеств золота, которые делают его царем всех металлов, можно провести параллели с пятью самыми важными качествами, присущими каждому, кто хочет стать духовным «королем». Другими словами, мы можем подвести детей к пониманию человека, который, прежде всего, знает, как собой управлять и как себя воспитывать. Вероятно, именно эти пять качеств воспитываются на пути духовного внутреннего развития при помощи упражнений, данных Штайнером в работе «Как достигнуть познания высших миров»: контроль мышления, укрепление воли, спокойствие эмоций, позитивность в суждении и беспристрастность по отношению к жизни. В Средние века жили люди, которые искали золото как истинные ученики духовной науки. Они не хотели «делать золото» в поверхностном смысле этого слова, но желали развивать эти пять «золотых» способностей для достижения «духовного царства». Это и есть то основополагающее значение золота во всех сказочных историях и легендах. С детьми учитель, конечно, никогда не говорит об этих фактах или сравнениях в буквальном смысле, но эта связь должна жить в его сознании как внутренний импульс убеждения и энтузиазма.

Такая подача темы и представление предмета, которые включают моральный и вдохновляющий подтексты,
отодвигают на задний план одностороннюю материалистическую идею о золоте
и, таким образом, становятся живой силой в детском мышлении.
Ребенок получает это через мудрость учителя, которому он доверяет,
что оставляет намного более глубокий след в его душе,
чем простое определение из учебника.

Понятно, что после такой подачи материала изучение серебра, меди и железа проходит намного легче. Отметим, что исторически золото было первым обнаруженным металлом. Серебро и медь стали использоваться позже, железо стало применяться в начале первого века до н.э. Железо – это настоящий римский металл. Свинец был обнаружен еще позже, чем железо (около 500 г. до н.э.). Завершить изучение металлов мы можем разговором об одном из самых недавно открытых металлов, например, о радии, упомянув о связи с чрезвычайно загадочными рентгеновскими лучами.

В заключительных занятиях по минералогии мы затрагиваем кристаллы и драгоценные камни. Здесь мы смотрим на величайшие произведения искусства, которые могут быть сотворены царством минералов. Кристаллы и драгоценные камни состоят из тех же веществ, что и горные породы и минералы, но в них искусство созидания земного элемента достигает своего высшего совершенства. Кристаллы имеют самые удивительные геометрические формы – вечный застывший в камне мировой закон. Древние греки говорили, что «Бог есть геометр», и, конечно, кристаллы и драгоценные камни являются результатом этой божественной геометрии. Возможно, в драгоценных камнях на Землю спустилось великолепие звезд.

Самым известным кристаллом для всех нас является снежинка. Форма кристалла льда – шестиугольная призма. Греки называли лед«kristallos», от чего произошло наше слово «кристалл». Начиная с кристаллов семейства кварца (горный хрусталь, аметист, розовый кварц), мы переходим к гранату и семейству корунда (сапфиры и рубины, изумруды и топазы) и, наконец, к алмазу – истинному архетипу всех кристаллов и драгоценных камней.

Алмаз является самым сильным из всех минералов. Он может разрезать другие минералы, т. к. он в 140 раз тверже корунда, который стоит рядом с ним по твердости. Все другие драгоценные камни состоят из двух или более химических веществ. И только алмаз содержит одно вещество. Когда чистый углерод или графит кристаллизуется в форму октаэдра, происходит величайшее чудо превращения. Из черного непрозрачного вещества появляется самое светлое и наиболее прозрачное – алмаз. Алмаз может символизировать различение между добром и злом. Мы заканчиваем изучение минералогии, развивая нравственные и идеалистические мысли касательно этого феномена. Мы видим в алмазах чистое великолепие солнечного света, как будто в них вся Земля начинает обращаться к будущему, в котором тьма будет преодолена силой света.

Минералогия предваряет изучение естественных наук в вальдорфских школах. Важно, чтобы их преподавание опиралось на чувство истинного почитания и благоговения перед величием природы, которое возникает при таком подходе к преподаванию и рассмотрению природы.

 

Из журнала «Education as an Art», том 2, №1, весна 1941.
Перевод Наринэ Мальцевой.
Стихи автора, их литературная обработка – Оксаны Фицы.