В наши дни стало очень трудно вписать питание в воспитательный процесс — основу культурной эволюции. С одной стороны, мы все чаще хотим, чтобы наши дети внезапно стали «как мы». С другой стороны, сегодня редко встретишь человека, любящего готовить; в действительности, чтобы готовить то, что по-настоящему питает, нужно вложить туда душу, нужно готовить не только сугубо «технически».
Параллельно с этой новой эволюцией мы констатируем, что теряем представление о еде как о празднике. Мы не имеем ни малейшего понятия, что наше физическое тело — это огромный подарок, драгоценный инструмент, который вообще обеспечивает наше бытие — и который нам нужно обихаживать.
Ребенок в первом семилетии
Чтобы найти верное для каждого возраста питание, нужно рассмотреть деятельность пищеварительных органов, которые тоже ведь постепенно учатся переваривать, с точки зрения хорошо известного принципа воспитания: требовать только то, что возможно в данный момент жизни, но только уж требовать по-настоящему.
После рождения младенец пьет сладкое материнское молоко (человеческое молоко одно из самых сладких). Вначале ребенок должен научиться самостоятельно вырабатывать свой сахар. В этой связи следует заметить, что уже с давних пор сахар является одним из наиболее рафинированных веществ лабораторного происхождения: это информативно обедненная субстанция, не передающая ни жизненных, ни душевных сил. Цель этого периода в питании — дать ребенку постепенно обучиться выработке своего сахара, начиная с амидона (в химическом плане — это сахар, хотя более сложный) в том виде, как он присутствует в зерновых.
Обучать — это искусство поощрять имеющиеся способности, не впадая в две крайности: слишком больших или недостаточных требований. Например, если мать кормит грудью своего малыша слишком долго, более года, поступающее питание недостаточно заботится о пищеварительных органах ребенка. В таком случае он утомляется, пресыщается и органы пищеварения атрофируются. Такие дети, не достаточно стимулированные в питании, в будущем часто испытывают усталость. И наоборот, можно слишком многого хотеть от детских органов, давая, например, маленькому ребенку «грубую» муку. Он не может учиться, это приводит к стрессу, к недостатку интереса: поскольку нужно постоянно потреблять трудную для переваривания пищу, интерес исчезает.
Последствия этих двух крайностей часто видны в школе, куда некоторые дети приходят уже уставшими, а иные ничем не интересуются.
Второе семилетие: необходимое разнообразие
В школе, начиная с 7 лет, ребенок сталкивается с совсем новыми требованиями. От него требуют усидчивости, он должен держать свои конечности в покое и развивать свое мышление. Это момент, с которого питание должно разнообразиться. К сожалению, зачастую родители из благих побуждений еще в первом семилетии предлагают малышу большое разнообразие пищи, и ребенок к 7 годам уже пресыщен. Новая пища, служащая средством обучения в это время, — это жиры, ребенок учится преобразовывать их.
Жир существует в двух формах:
— растительный жир (сюда можно отнести и молочный жир), связанный скорее с первым семилетием;
— животный жир, связанный с третьим семилетием (14-21 год).
Рудольф Штайнер объясняет, что если человеку дают готовый животный жир, у него тем самым отнимают способность вырабатывать свой собственный. Человек остается тогда наблюдателем своего тела. Вот причина, по которой необходимо давать человеку возможность вырабатывать свой собственный жир на основе чистого растительного.
В педагогическом плане второе семилетие может быть как очень трудным, так и наоборот, очень легким периодом в жизни – необходима способность ребенка впитывать и понимать, но речь идет о понимании, проникнутом чувством, а не о чисто интеллектуальном понимании.
Одна из больших опасностей этой жизненной фазы — слишком часто питаться, чему способствуют рестораны быстрого питания. Здесь необходимо соблюдать ритм «еда — пауза». Когда человек все время ест, постоянно работающее пищеварение не успевает преобразовывать съеденное, ведь оно тут же получает что-то новое.
Третье семилетие
Конечная цель развития в третьем семилетии — достичь зрелости к 21 году, чтобы быть отвественным за свою жизнь: быть объективным, способным распознавать, выносить собственное суждение и т.д. Пища, помогающая телу в этом возрасте, — это белок. Человек должен научиться использовать белок. Но зачастую подросток уже утомлен протеинами, в изобилии получая их в более раннем возрасте. Тогда при малейшем присутствии белка у него начинаются аллергии.
Относительно потребления белка зададимся вопросом: какое количество, но особенно — какое качество необходимо?
Белок — это компонент, связанный с животным миром. Для человека это чуждая субстанция, которую он должен сделать своей посредством переваривания. В этом периоде жизни развивающееся человеческое существо входит в мир импульсов, чувств в своей душе. По сути, мы могли бы сказать, что человек знакомится с каждым животным, которого он в себе имеет (ведь в каждом инстинктивном импульсе можно найти образ какого-нибудь животного). Народный язык с давних пор подметил эту связь: когда кто-то ведет себя неуравновешенно, его сравнивают с животным — ты осел, корова, свинья, и т.д.
Умеренное потребление животного белка в этом возрасте может также помочь подростку познать односторонность животного. Но необходимо проследить, чтобы это привнесение протеинов не усилило ранее существовавшие односторонности.
Рудольф Штайнер указывает, что в этом возрасте становится видимым, не угнетается ли телом развитие индивидуальной свободы, к которой человек призван прийти.
Взрослый возраст
Примерно к 21 году тело должно быть способным есть все. Тот, кто еще связан с избранной пищей, не свободен.
Перейдем теперь к обзору различных секторов культуры питания. Современное земледелие имеет тенденцию производить слишком много материи: растения подвержены избыточному росту, жизнь как бы вырывается из них. Цель настоящего земледелия — связать жизнь и субстанцию.
Крестьянин должен думать, для кого он производит пищу, поскольку цель питания — помочь эволюции человечества. В противовес привычному земледелию, производящему лишь разбухшие растения, правильное земледелие должно привнести росток души (качество) в живые продукты: нужно позволить им высвободить аромат, цвет и запах.* Эти формующие качество процессы могут развиться лишь с остановкой вегетативного роста, в самом начале разрушения. Хороший земледелец должен пойти по пути поощрения роста, затем остановить его, дабы помочь проявлению новых, связанных с душой, качеств. Что касается кухни и приготовления продуктов, то здесь нужно спросить себя: откуда пришли продукты, которые мы преобразуем, куда они пойдут и кому предназначены? Далее повар должен развить душевные качества в отношении этих продуктов и их будущих потребителей.
Кулинарное искусство — это, в сущности, искусство тепла, искусство проявить и усилить душевные качества в субстанции. Ведь каждое меню — это композиция, созданная человеком. Мы не потребляем продукты в том виде, в каком мы их находим в природе.
К тому же, повар должен знать, что он готовит для конкретного человека с его особенными потребностями. Полноценная пища может быть предназначена лишь для индивидуума, а не для среднего потребителя. В таком случае кулинарное искусство — это привнесение нюансов в приготовление пищи, позволяющее каждой отдельной личности найти то, что она может и хочет переварить.
То, что было впервые трансформировано приготовлением, будет вторично преобразовано пищеварением с тем, чтобы стать телесной базой для человеческой индивидуальности. Следует уточнить, что питание служит развитию физического тела и жизненных сил, но оно — лишь поддержка для индивидуальных духовных способностей, развиваемых человеком в самом себе.
* Читатель может удивиться тому, что мы связываем качественные аспекты растения с душой. На самом деле, можно провести первую связь, констатируя, что эти качества (запах, цвет, аромат) трогают нас не своим количеством, но качеством, они затрагивают напрямую нашу душу, вызывают ощущения, внутренние впечатления. Больше об этом можно узнать в книге Г. Громана «Жизнь растений» (М., Парсифаль).
Читайте также на русском языке:
Удо Ренценбринк. — Питание наших детей. В 2_х томах. Калуга, 2002.
— Семь злаков. Питание человека. Семь злаков в нормальном питании и диете. Калуга, 2003.
здоров'я
Питание и воспитание
Играет ли роль питание в способности наших детей к обучению?