Чтобы подойти правильным образом к вопросу возрастного питания детей, необходимо сказать несколько слов о предлагаемых нами методах работы. Распространенный взгляд на питание говорил бы языком энергетических потребностей роста, языком цифр. Наше мнение таково, что следует проникнуться атмосферой, свойственной каждому возрасту. Потребности каждого возраста различны, нужно было бы наблюдать повседневную жизнь людей, чтобы составить себе верное представление, что им необходимо (и приятно) в качестве питания. Посещение детского сада и уроков в школе, практикующей вальдорфскую педагогику, предоставляют возможность наблюдать обоснованность учебного плана, уважающего возрастную дифференциацию согласно развитию ребенка.
Ребенок строит фундамент своей телесной организации вплоть до смены зубов. Каждому известно, насколько первые годы важны для формирования органов. Думать лишь о материалах роста в раннем возрасте — суть однобокое видение, человек вырастает медленно! Кроме того, следует заметить, что в противовес взрослым, ребенок не располагает еще завершенным организмом, который позволил бы ему корректно выводить остаток питательных субстанций, в особенности остатки белка. С другой стороны, жизненные силы, участвующие в процессе строительства, — те же самые, что участвуют и в учебной работе, когда она требует мозговой активности. Вот причина, по которой оберегающая ребенка педагогика не обращается к интеллектуальной активности в первые семь лет. Соль — это продукт, стимулирующий мозговую деятельность, поэтому следует следить за ее потреблением в раннем возрасте, а в более общем плане — не давать ребенку слишком быстро богатое и комплексное питание, подходящее скорее взрослому.
Чтобы понять более точно, что же подходит ребенку в первом семилетии, хорошо припомнить самое значительное событие в питании совсем еще малыша. После материнской груди ребенок переходит на питание из бутылочки, затем достаточно быстро — на жидкую молочную кашу, морковное пюре и фруктовый компот. Это питание, богатое сахаром, умеренное в жирах и протеинах, бедное на соль, схоже своей несбалансированностью на материнское молоко. Оно дает ребенку медленное и постепенное развитие. Михаэль Касснер обозначает процесс первого семилетия как процесс плода.
Как понять такое указание? Дело не в том, чтобы давать исключительно плоды, но скорее задаться вопросом, какова внутренняя природа плода и в чем мы можем почерпнуть модель для кухни. Это означает богатое сахаром питание, «медленным» сахаром, разумеется, таким, каким он содержится в зерновых, овощах, и, в некоторой мере, во фруктах. Это означает также, что жест взрослого, готовящего пищу, заботливо продолжает солнечную «кухню», готовящую нам плоды в природе. Подумаем о компотах, о фруктовых пирогах. Обычное яблоко станет великолепным для малыша, если мы возьмем за труд натереть его, а затем посыпим несколькими крупицами коричневого сахара. Но мы начинаем с десертов.
А что в случае закусок? Конечно, хорошо приготовленный суп — это чудо человеческого тепла, по своей природе не слишком далекий от плода. Салат из сырых компонентов — это нечто противоположное супу: он освежает, и придает, позволим себе так выразиться, желание «выйти». Не следует давать его в больших количествах детям слабым и мерзлякам. Во всяком случае, сопровождающие соусы будут хорошо перерабатываться организмом в сочетании с оливковым или подсолнечным маслом и со специями.
А зерновые? Посмотрим, насколько любят дети приготовленные очень просто вермишели, с небольшим добавлением сметаны и петрушки и с кусочком масла, или с, по возможности, домашней томатной подливкой, и капелькой тертого сыра. Вермишели желательно выбирать «полугрубые». Можно также приготовить их самостоятельно. Хорошо приготовленное пшено или овсяные хлопья, в печенье, к примеру, — замечательные злаки. Не забудем и неочищенный или полуочищенный рис. Это лишь несколько примеров злаков, список не исчерпан. Злаки для детей должны быть приготовлены тщательно и умеренно разварены, в некоторых случаях немного обжарены перед использованием, когда пищеварение оказывается затруднительным.
Что касается овощей, они готовятся на пару несколько подсоленными, с добавлением капельки оливкового масла и воды 20-30 минут в зависимости от овоща, иногда с небольшим добавлением пряностей, сметаны, или пюре миндаля или лещины в конце приготовления. Предпочтите чугун или нержавеющую сталь алюминию.
Дети, которые питаются таким простым образом на основе злаков, овощей, фруктов, молочных продуктов, яиц в небольших количествах, и, если в этом ощущается потребность, небольшим количеством мяса и рыбы (лучше всего после 3-4 лет), — обычно не требуют дополнительных протеинов и демонстрируют нормальный рост. Сказать, что вкусный суп способствует росту — это абсолютная на наш взгляд правда, растительная пища приносит не столько питательные вещества, сколько, напротив, витализирует организм и тем способствует росту.
Используем более простой образ: недостаточно иметь кирпичи (протеины), нужно иметь еще и силу, чтобы их соединить. Мой опыт повара показал мне, что детское меню должно быть простым, с минимумом смешиваний, чтобы пища могла немедленно распознаваться. Мы удивляемся, когда правильно питающиеся дети удовлетворяются в итоге очень простыми с точки зрения взрослых блюдами. Вспоминаю рождественский вечер, когда мы, спросив у наших троих детей 5, 7 и 9 лет, что будем есть наутро, услышали: «вермишель!».
Статья из журнала «Biodynamis», №24, 1998
Перевод Елены Рутковской
садочки
Питание в первом семилетии
Детское меню должно быть простым, с минимумом смешиваний, чтобы пища могла немедленно распознаваться