«Знаешь, — обращается задумчиво мальчик лет двенадцати к бабушке в троллейбусе, — надо всех украинцев переселить в Канаду или Америку, или еще куда-нибудь». «Но зачем?» — удивляется бабушка. «Как зачем? — в свою очередь удивляется внук. — Тут все развалено, загрязнено, безнадежно, а там всем будет хорошо». «А что же тогда делать с Украиной?» — продолжает разговор бабушка. «А пусть будет мировой свалкой, ведь отходы всем странам надо куда-то девать», — отвечает внук.
Избитая фраза: «Дети – наше будущее» сегодня, как и всегда, актуальна. Как ребенок воспринимает мир сегодня, таким он будет лепить его завтра. А задумываемся ли мы о том, какой образ окружающего мира создается у наших детей?
С каждым годом в Украине возрастает количество случаев самоубийства среди детей.
Давайте прислушаемся к тому, что говорят наши дети!
На улице было холодно, но шапку я решил не одевать. С карниза над парадным капало. В луже под крыльцом отражалось серое небо и плавал желтый листик. Где-то далеко завыла сигнализация в машине. В такие дни жизнь кажется особенно паршивой. Я ступил на черный блестящий асфальт и чуть не растоптал щенка. В последнюю секунду мне чудом удалось поставить ногу на другое место. Зверек был не больше моего ботинка. Дрожа и поскуливая, он пытался прижаться к моей ноге. Я отступил на шаг. Щенок удивленно огляделся, смешно морща брови и, неуверенно поднявшись, заковылял, спотыкаясь, ко мне. Неуклюже ставя толстые лапки, на каждом шагу припадая к земле, он все же шел, веря, что я помогу ему — накормлю и заберу в теплый дом, где у него будет свой матрасик и мисочка. Бедняга еще не понимал, что человек далеко не всегда творит для собак одно лишь добро. Он даже не знает, что обречен, подумал я. Маленькому щенку не было места в этом мире. Если его не убьют люди или не съедят крысы, то он умрет сам от голода и холода. Надежды на то, что его кто-нибудь возьмет в дом, не было никакой, разве что какая-то сердобольная старуха, у которой таких двадцать штук в однокомнатной квартире. «Надо его накормить», — решил я. Щенок между тем уже до меня добрался и теперь доверчиво прижимался к ноге. «Смешной какой, — подумал я, доставая припасенные для школы бутерброды, — и ушки у него домиком». Бутербродом с колбасой я заманил его на крыльцо под карниз, где было потеплей. Можно было бы завести его в парадное, но там его точно не заметят и растопчут. Я положил бутерброды в уголок, и малыш набросился на них как волк. И что-то произошло. Все как-то стерлось, ушло на второй план — и серые дома, и мокрый асфальт, и угрюмые прохожие. Остались только я и щенок. Как будто раздвинулась, треснула какая-то скорлупа. Скорлупа злобы, непонимания, жестокости, скорлупа зла и людских пороков. И сквозь эту прореху на нас со щенком упал светлый луч, отделив нас от остального мира. Все ушло, осталась только радость, покой и полнота бытия. Так, наверное, и должно было быть, таким изначально, наверное, и задумывался человек — увидев живое существо у себя на пороге, он должен был не пинать его ногами, а кормить бутербродами с колбасой и быть счастливым. Но человек ничего не понял и все изгадил. А теперь мучается и ищет счастье, которое оказывается совсем рядом, только руку протяни. И не так уж много для него нужно, всего лишь пара бутербродов. Щенок тем временем расправился с едой и теперь дремал, положив мордочку на передние лапы. Он выглядел беспомощным и несчастным. Маленький пушистый зверек, спящий на холодном бетоне крыльца. Вся злоба мира была в этой картине. Он был похож на маленькую девочку, которая неизвестно как оказалась в самом сердце ужасной битвы и стоит там, прижимая к себе любимую куклу, удивленно глядя, как вокруг рвутся снаряды, плавится броня танков и падают в кровавую грязь солдаты, прошитые насквозь пулеметными очередями.
— Я скоро вернусь, — прошептал я щенку и побежал домой за мисочкой молока. Вернулся я минут через пять с коробкой из-под маргарина, наполовину наполненной молоком. Что ж, думал я, может он и умрет, но не сегодня. А может, мать с отцом увидят, как я к нему привязался, и разрешат взять его в дом. Вот будет здорово! Своя собака. Друг, который будет всегда тебя защищать и никогда не предаст. Я буду с ним играть, дрессировать, выгуливать. Своя собака! Это казалось невероятным еще несколько минут назад, но теперь — кто знает! Домашнего животного у нас не было, а родители вполне могут разрешить, если за них взяться как следует.
Щенка на прежнем месте не было. Сердце упало. «Может, он куда-то переполз», — подумал я, пытаясь отогнать злые мысли. Оглядевшись, я увидел его. Он лежал возле угла крыльца. Я подошел поближе, не веря до конца в происшедшее. Но малыш действительно был мертв. Из носика у него текла тонкая струйка крови. Он, наверное, даже не понял до конца, что произошло. Такая маленькая и такая большая смерть. Искать виновных было бесполезно. Все грезы разбились. Душа опустела. Я поставил мисочку рядом с трупиком. В ветвях мокрого дерева каркнула ворона. Ветер сорвал очередную порцию желтых листьев и закружил ими в сыром воздухе, унося все выше и выше. Начал накрапывать дождь. День начался отвратительно.
(Александр Натальчук, 8 класс)
Современные подростки находятся в жутком вакууме. Родители — или без денег, и тогда их надлом, отчаяние и безнадежность передается детям и закрепляется полуголодным и нищенским образом жизни (70% граждан Украины имеют доход меньший прожиточного минимума), или, наоборот, целый день на работе, им не до ребенка и опять-таки нет в доме тепла, доброты и понимания. Но есть телевидение. По телевизору дети смотрят все подряд: убийства, ужасы, предательство, погони и драки… Вот и складывается у них представление о мире как о клоаке. Для психического здоровья городского ребенка из обеспеченной и благополучной семьи тоже существует особенный источник угрозы.
Раньше дети гуляли во дворе. Там были и сверстники, и ребята постарше, и ребята помладше — происходило естественное социальное становление личности. Сейчас механизмы естественного социального взросления сломаны: дети сидят по 6—8 часов в школе и по 4—6 часов тратят на домашние задания, оставшиеся крохи свободного времени отдаются либо телевизору, либо компьютеру. Вот и получается, что моральное отношение к миру взрослые пытаются сформировать у ребенка одним бесконечным словесным морализированием. Чаще всего это оказывается бесплодным.
Как же сделать так, чтобы воспитание морального отношения к миру не стало пустым морализированием?
«Если в отношении воспитания и обучения стоять на позициях вальдорфской педагогики, то придется признать, что главным для учителя и воспитателя является его понимание жизни, его мировоззрение. Живя в воспитателе, в учителе, такое мировоззрение становится источником всего, что он сообщает ребенку. Именно тогда закладывается в развивающемся человеке правильное отношение к миру. Именно тогда весь учебный материал как бы сам собой облекается в живые образы», — говорил Рудольф Штайнер. «Чтобы созидать миры из человеческих деяний, необходимо в самом человеке узреть мир».
Вальдорфская педагогика строится на уважении и бережном отношении к миру ребенка, а главной ее целью является создание оптимальных условий для свободного развития, расширения и углубления этого мира. Очень часто от людей мало знакомых с вальдорфской педагогикой я слышу вопрос: «А как ваши дети будут чувствовать себя в современном мире, когда вырастут, если вы прячете их от реальной жизни, окружаете красивыми стенами, добрыми историями и песнями?». В ответ я обычно привожу пример дерева. Ведь если мы хотим вырастить могучий дуб, который мог бы противостоять ветрам и жгучему солнцу, это не значит, что, посадив росточек, мы не будем его поливать и сразу выставим на солнце и ветер — пусть закаляется. Что получается из такой «закалки» с современным подростком, мы можем наблюдать вокруг и всюду.
Моральное отношение человека к миру формируется с детства естественным образом через душевную силу и мировоззрение самого взрослого, через совместное с ним переживание добра и зла, через развитие чувства удовлетворения добром и неудовлетворения злом. Давайте не будем забывать о том, что ребенок имеет право на детство, что ему необходимы наша любовь, тепло и забота. Тогда не так уж страшны будут материальные ограничения, да и жизнь наша станет светлее! Ведь, как сказано в одном известном изречении:
Только когда я мыслю светлое,
Светит душа моя.
Светит душа моя — Земля становится Звездой.
Только когда Земля — Звезда,
Я поистине — Человек!
суспільство
Подростки и мир
А задумываемся ли мы о том, какой образ окружающего мира создается у наших детей?