Человек, внимательно наблюдающий за кругооборотом года, к какой бы религиозной и культурной традиции он не принадлежал, наверняка согласится, что период между Рождеством и Пасхой – это особое время. Время между двумя точками года, глубинный смысл которых символизирует то, что происходит с каждым человеком: его приход на землю и неизбежный уход – переход в духовный мир… «Умри и воскресни» – таково настроение Пасхи. И подготовка к нему начинается еще задолго до праздника. Сорокадневный пост делает более ярким переживание страстной недели. Пост – это не только школа физических испытаний. В первую очередь это сознательное руководство собой, воспитание своей воли, духовный рост.

А что предшествует Великому посту? Это время святок, веселья. На Западе оно завершается массовыми карнавалами, у нас – масленичной неделей. Масленица – это не просто красивая народная традиция, берущая начало от языческих времен (естественно, об узловых точках года было известно и в дохристианские времена).  Масленица и по своим срокам, и по своему смыслу привязана, с одной стороны, ко времени после Рождества, с другой – к следующему за ней посту. Было бы неверно сводить ее обряды только к сытной еде перед предстоящими ограничениями, как думают многие.

Человек, как известно, имеет и светлые, и темные стороны души. Ему свойственны страсти, над которыми он бывает не властен ни в мыслях, ни в поступках. Всевозможные черти, ведьмы – это ведь образы, отражающие темную, подсознательную часть нашей души. Смысл святочных веселий, карнавалов – в возможности «выплеснуть» из себя темное в безобидной игровой форме (причем это очищение происходит иначе, чем в Адвент – перед Рождеством человек с другим настроением готовит душу, в которой должен родиться свет любви).

Готовясь ко встрече с духовным миром, которую можно пережить в пасхальное время, человек как бы пытается не просто обуздать, победить темное, а преобразовать, метаморфизировать его. В конечном итоге в этом и заключается победа над злом. Голым морализаторством его можно лишь временно задавить, приглушить.

Подступить к духовному миру очищенным – в этом суть многих обрядов. «Разгул» во время карнавала или Масленицы, «выброс» страстей – это как бы очищение души перед ее близким контактом с высшим.

Кроме того, маски на карнавале или народном гулянии – это возможность побыть «в чьей-то шкуре», ощутить себя в иной роли. Традиция эта проистекает еще от древнеримского праздника Сатурналий, во время которого рабовладельцы и рабы сознательно менялись ролями. Может быть, в этом заключен глубокий социальный смысл? Развитие способности поставить себя на место другого?

В одной из своих лекций Рудольф Штайнер коснулся этой темы. Он сказал, что в будущем карнавалы займут свое место, если в них будет снова заложен социальный аспект, но теперь уже на более высоком уровне.

Мы живем в эпоху повсеместного «выпячивания» собственного «я». Многие ли в наше время способны по-настоящему побывать в шкуре другого, отстранив свою личность? Немногие. И может быть, потому, что вначале нужно обрести свою личность. Если она не развита, не индивидуализирована, тогда и отстранять нечего. Речь идет о сознательных процессах – именно в них нуждается современная эпоха.

Хотя сегодня люди и не верят в чертей и домовых, в это время года игры и веселья воспринимаются естественно. Празднуя Масленицу, мы в большой степени отдаем дань традиции – однако, не мешало бы прийти к сознательному переживанию праздника, сознательной работе над собой. И в связи с этим – помнить о задачах педагогики, придавая древним традициям современное звучание.

Для взрослых воспитание детей в вальдорфских детских садах – абсолютно сознательный процесс. Как мы знаем, он, в частности, построен на естественном переживании ребенком ритмов года. И праздники здесь играют немаловажную роль, хотя и совершенно иную, чем у взрослых. Вальдорфский воспитатель всегда задает себе вопрос: что стоит за внешней стороной праздника, что полезного несет он для развития ребенка.

Итак, что же необходимо детям пережить сейчас, в масляную неделю? Дело в том, что маленький ребенок и в повседневной жизни «с головой» погружен в различные образы. В течение дня он перевоплощается в принца или капитана, птицу или животное. Красочный карнавал с переодеванием обычно нравится детям, но зачастую, переодевшись в кого-то, они не знают, что дальше делать. Поэтому карнавал – не самоцель, он может быть лишь фоном для гораздо более важного праздника профессий.

Основа эпохи профессий – хоровод, где ежедневно в течение недели дети учатся быть портными и дровосеками, пекарями и плотниками, строителями и музыкантами. Во время хоровода дети вырабатывают точные и умелые движения, свойственные той или иной профессии. Это очень важно – ведь из-за высоких темпов современной жизни у многих детей движения становятся хаотичными и нервозными. Во время эпохи мы стараемся обучить детей многим навыкам, заложить хорошие привычки (как известно, привычки формируются именно в первое семилетие).

Изображаемые профессии должны быть просты, «зримы», легко угадываемы. Они должны представлять самые основы жизни – как возникают предметы и продукты питания, окружающие нас. Ведь как часто приходится слышать вот такой диалог с маленьким ребенком: «Где твой папа?» – «На работе». – «А что он там делает?» – «Работает». – «Кем же он работает?» – в ответ молчание. Ребенок не знает что делает его папа, работает – и все. Совершенная абстракция.

О проблемах современных детей писалось много. Главные из них – мультфильмы и электронные игрушки. Если дома – соответственное окружение, ребенок приходит в детский сад взвинченным, несобранным. Носится по помещениям, не знает куда девать свои руки, чем заняться. В движениях просматривается привычка нажимать на кнопки.

Детей с ярко выраженными социальными проблемами (а это все чаще дети из благополучных семей, где предпочтение в воспитании отдается телевизору и компьютеру) видно сразу. Часто поначалу они отказываются становиться в хоровод, однако рано или поздно включаются в общее занятие. Надо ли говорить, какую гармонизирующую роль в этих случаях играет знакомство с профессиями, попытка их «нащупать»?

Во время эпохи мы с детьми и печем, и вышиваем, и работаем с деревом. И в завершение, как концентрированное переживание эпохи, проводим праздник, обязательно совместно с родителями. В этом году на празднике у нас будет несколько «уголков профессий»: швейная и ювелирная мастерские, пекарня, мастерская по обработке дерева. Неплохо, если кто-то из пап продемонстрирует навыки чистильщика обуви и начистит всем ботинки. Тут же будут заниматься садоводством – рассаживанием растений. После праздника ребенок сможет унести с собой собственное или подаренное изделие – браслетик, мешочек с зерном, горшочек с комнатным растением.

После театрализованного действа – хоровода – мы съедим только что испеченный в собственной «пекарне» пирог, все вместе попоем песни. Карнавал с переодеванием, повторяюсь, служит здесь только фоном для придания праздничного настроения.

Как показывает опыт, дети после такого праздника уходят домой счастливые. Они страшно гордятся своими родителями, которые так много знают и умеют. А еще, оказывается, умеют с ними играть, петь и быть веселыми, как дети.

Родителям я постоянно объясняю, что они не должны быть сторонними наблюдателями. Переживите процесс, побудьте детьми – и вы получите совершенно другие ощущения, которые помогут вам лучше понять вашего ребенка. Вообще, нужно помнить, что в первом семилетии важна не столько цель обучения, сколько сам процесс.

Эпоха профессий в детском саду не только дает возможность детям попробовать разные виды деятельности, «перевоплотиться» в разных людей, но и прививает важный принцип: мне что-то нужно – значит, я сам придумаю и сделаю.

А нам, взрослым, необходимо помнить, что темное, подсознательное преобразуется в светлое волей и делом.

 

Впервые опубликовано в газете «Дитина»
№2, 2002 г.