«Человечеству в настоящее время грозит величайшая опасность. Мы не имеем в виду химическую войну или всеобщую экономическую катастрофу, хотя эта угроза вполне реальна. Но сама современная жизнь приняла такие формы, что человечество стало на путь забвения собственно человека как такового» — так писал Фридрих Риттельмайер в своих «Письмах по самовоспитанию» в 1928 году.

Эта катастрофу нам всем приходится наблюдать. Это и застывший взгляд ребенка, смотрящего в гаджет, подсунутый ему мамой или няней, чтобы не плакал, и огромное количество коммуникативных средств, помогающих нам оставаться на острие событий, но не позволяющих остаться наедине с собой. Будильники, напоминалки, планнеры и т.д. — кажется, что ты распределяешь свое время, планируешь, но они начинают овладевать тобой.

«То, как ныне нас изо дня в день занимает профессиональная деятельность, особенно в технических профессиях, но отнюдь не только в них одних, — вот что действует разрушительно, вот что грозит истребить в нас человека, сделать невозможным подлинную человечность, уничтожить истинное будущее человечества, погубить саму человеческую жизнь. Немногие из людей способны отчетливо увидеть, как они, собственно, живут. Не они живут — ими живет какая-то неведомая сила, постоянно подстегивающая их кнутом. В определенный час звонит неумолимый будильник обязанности, и одна обязанность подгоняет другую, а все они вместе подгоняют человека».

Рудольф Штайнер сказал однажды, что еще несколько десятилетий такой бешеной жизни — и дело кончится тем, что даже новорожденные дети будут страдать нервным тиком.

Поэтому особенно важно в наше время находить моменты, в которых в полном душевном покое человек может найти самое себя, заглянуть в собственную суть.

Предлагаем вашему вниманию и деланию одно из начальных упражнений, которое служит достижению спокойствия духа. Оно особенно благотворно действует на человека, затравленного современной жизнью, а кроме того, показывает, как от совсем простого можно подняться к наивысшему. Обратимся к слову «покой». Выбери мы его во времена, когда тихая уединенность и без того была делом обычным, такой выбор едва ли оказался бы удачным. Но в эпоху вечной спешки возможность наконец-то освоиться в слове «покой» становится для несчетного множества людей редкостным телесным и душевным благодеянием.

1. Поза

Телесно действует одно-единственное правило: естественное телесное бытие, по возможности, не должно нам мешать. Лучшей будет та поза, при которой наш дух, насколько это возможно, не ощущает препятствий. И найти для себя такую позу каждый человек должен сам, эмпирическим путем. Одному необходимо побольше удобства, тогда как другого от этого клонит в сон. Для этого другого хороша строгая подтянутость, которая первого отвлекает. В общем, настолько комфортно, насколько это возможно без лености.

2. Образ-воспоминание

На помощь должно прийти все богатство воспоминаний. Где я в течение жизни сильнее всего ощутил, что такое покой?

Возможно, на ум приходит тихий вечер в лесу. Мы сидим на скамье у озера. Мирно лепечет-играет вода у наших ног. Чуть заметно покачиваясь от вечернего ветерка, шумят деревья. Сумерки разливаются окрест, окутывая все и вся. За день сделано великое множество дел. И вот теперь отдых…

Чем живее и конкретнее образ, тем лучше. Для одного человека это будет вечер в лесу, для другого — впечатление от высоких гор в шапке вечных снегов, которые он неожиданно увидел вдали во время похода, — непостижимый зов вышнего мира. Для третьего это может быть ночное звездное небо, которое по-особенному ярко запечатлелось в памяти, — возможно, когда он покинул шумное собрание или оживленное общество.

Во всех случаях главное, чтобы детали воспоминания служили только подмогой для обретения чувства великого покоя.

3. Ощущение покоя

Когда же образ оживет в полную силу, мы погасим его, сохранив одно только ощущение — ощущение огромного, благодетельного, всеобъемлющего покоя. Ощущение покоя должно быть как можно более сильным.

4. Усиление покоя

В этом упражнении, которое может длиться от пяти до пятнадцати минут, необходимо не только постоянно и возможно более осознанно удерживать это ощущение покоя, как бы внутренне все время говорить ему «Да!», но и по возможности усиливать его, стараясь наполнить им все тело, как бы омыться в нем. Для сохранения внутренней активности можно также один за другим погружать в покой свои члены. Тогда-то и заметишь, сколько ненужной суеты у нас в руках, в ногах, в мозгу, в мышцах шеи, поддерживающих голову, и будешь смотреть на покой как на напиток, что разливается по всему телу.

5. Выполнение упражнения ритмично

«Постепенно упражнение «Покой» становится для человека чем-то вроде санатория, построенного им самим для себя. Когда он захочет отдохнуть, ему более не понадобятся дальние и дорогостоящие поездки в горы. Он заглянет к себе в покой. Вначале я иной раз представлял себе, будто живу в этом покое, как ныряльщик, пребывающий в море под большим стеклянным колоколом. Снаружи бушует море, вокруг снуют рыбы, на них нападают морские хищники, а он, под защитой своего подводного дома, глядит на все, что его окружает. Так и мы из своего Дома Покоя можем бросить духовный взор на тревогу и спешку, царящую снаружи, и через созерцание противоположности усилить чувство покоя.
На этом пути многие лишь исподволь начинают постигать, что такое истинный покой. Прежде они знали его только в форме бессознательного сна. Настоящий покой входит в нас, покоится в нас, бодрый и живой, питает нас, исцеляет, обожествляет. Когда я испытал его впервые, у меня было такое чувство, что лишь теперь наконец появилась возможность работать над «нервами». Здесь как с грузом, который можно поднять, ухватив его снизу, — обнаруживается область, лежащая глубже нервов, и, помыслив слово «покой», человек тотчас оказывается в своем Доме Покоя. Посреди самой яростной уличной суеты, посреди самого шумного собрания — стоит только подумать о покое, и он воздвигается, точно храм, и облекает нас своей безмятежностью.

Говоря здесь об этом, мы подобно врачу-невропатологу работаем над духовной жизнью человечества. Никакие пилюли не помогут человеку так, как эти упражнения покоя. Если человечество примет написанное нами всерьез, опасность неврастении и еще худших психических заболеваний, которые возникают от изнурительной спешки, будет преодолена за несколько десятков лет» — Фридрих Риттельмайер

Я несу в себе покой,
Я несу в себе самом Силы,
которые меня укрепляют.
Я хочу наполниться
Теплом этих сил,
Я хочу пронизать себя
Мощью своей воли.
И я хочу чувствовать,
Как покой струится
Через все мое бытие,
Когда я себя укрепляю,
Покой как силу
Найти в себе
Мощью своего стремления.

Я несу в собі спокій,
Я несу в собі самому Сили,
які мене зміцнюють.
Я хочу наповнитися
Теплом цих сил,
Я хочу пронизати себе
Міццю своєї волі.
І я хочу відчувати,
Як спокій струменить
Через все моє буття,
Коли я себе зміцнюю,
Спокій як силу
Знайти в собі
Міццю свого прагнення.