Созвездия

Как распознать созвездия на небе

Многие дети хотят знать названия наиболее крупных и узнаваемых созвездий на небе. Может произойти так, что однажды утром несколько детей, сияя от радости, станут рассказывать, что они видели Тельца или Льва…

Как мы, учителя, могли бы подготовить эту часть астрономии? Названия самых ярких звезд и наиболее четких созвездий выучить довольно легко, если в течение долгого времени до начала эпохи регулярно по вечерам наблюдать их с одного и того же места. Мы увидим, как определенные созвездия восходят в восточной части горизонта и поднимаются в южном направлении, в то время как другие опускаются, чтобы совсем исчезнуть с поля зрения в западной части горизонта. Если нам еще удастся несколько раз увидеть восход Солнца, то мы легко получим картину движения звезд по отношению к горизонту.

Для того, чтобы знать названия созвездий, мы должны знакомиться со звездной картой. Ясным вечером выйдем на открытое место с широким круговым обзором. Осмотрим наиболее яркие звезды и четкие звездные группы. После того, как найдем через две крайние звезды Большой Медведицы Полярную Звезду, попытаемся с помощью звездной карты сориентироваться в сторонах света. Начинают обычно с наиболее заметных звезд и созвездий. Они затем служат в качестве ориентиров для нахождения менее заметных.

Начинающий наблюдатель должен вначале тренировать свой взгляд на различение качества света отдельных звезд и уже затем на различение созвездий. Реальные созвездия на небе выглядят намного большими, нежели изображенные на схемах и иллюстрациях. Многие созвездия так велики, что для того, чтобы увидеть их целиком, приходится сильно перемещать взгляд, а иногда даже поворачивать голову. Созвездия можно узнавать по композиции ярких и неярких звезд.

Опытный наблюдатель узнает звезду по интенсивности ее свечения, ее цвету (теплому – оранжево-красноватому или холодному – голубоватому), по ее положению над горизонтом в определенное время и по тому, как она расположена по отношению к другим звездам в своем собственном созвездии или по отношению к другим созвездиям.

Начинающий наблюдатель может удивиться, когда при дальнейшем наблюдении обнаружит изменения в расположении созвездий. Например, Близнецы в начале, при восходе в северо-восточной части неба, расположены горизонтально, Кастор находится над Поллуксом. Когда же они заходят на северо-западе, их головы – Кастор и Поллукс – стоят друг возле друга.

Можно однажды попробовать обернуться несколько раз вокруг своей оси, смотря, например, на Кассиопею или любое другое созвездие, находящееся высоко в небе. Неопытному наблюдателю трудно бывает снова отыскать нужное созвездие из-за изменения расположения звезд. Интересно, что и опытные наблюдатели иногда не могут вспомнить местонахождение звезды, но тогда они обращают внимание на свет звезд и вновь узнают картину.

Если вы не находите на подвижной звездной карте определенную картину ярких звезд, то причиной этого может являться неправильное расположение карты по отношению к звездному небу. При использовании подвижных карт нужно обращать внимание на отмеченные стороны света. Если вы сначала, сверяясь с картой, рассматривали восточную часть неба, а затем перешли к наблюдению западной, не забудьте перевернуть и карту.

Если учитель хорошо разбирается в ярких звездах, то он может тогда обсуждать с классом вопросы типа: «Как называется звезда, которую вы видите из окна вашей спальни?» (В какой стороне света располагалась эта яркая звезда? Который был час? Были ли еще яркие звезды поблизости?) И если затем вечером или утром весь класс будет совместно наблюдать звездное небо, то узнать яркие звезды не помешает даже небольшая облачность.

 

Выбор звездной карты

Если мы сравним звездные карты, то заметим, что изображения созвездий на них отличаются, равно как и выбор изображенных звезд и способы их соединения между собой. Неизменными остаются их расположения – например, Большая Медведица и Кассиопея располагаются по разные стороны от Полярной Звезды. Прежде чем пользоваться звездной картой, обратите внимание на следующие моменты:

  1. Четко ли показана различная яркость звезд.
  2. Не разорваны ли созвездия.
  3. Достаточно ли легко можно увидеть характерные фигуры созвездий.

На многих подвижных картах созвездия изображены настолько схематично, что невозможно разглядеть отличия в их размерах. Кроме того, созвездия возле самого края карты часто разделены. Такие изображения не могут служить как образец для рисунков на доске.

Однако некоторые феномены мы не можем увидеть на картах в принципе. Так, например,  восходящий Лев в восточной части неба выглядит намного крупнее и впечатляюще, чем когда он расположен над южным горизонтом.

 

Методико-дидактические замечания

Январь и февраль – наиболее подходящее время для проведения эпохи астрономии. Тогда по вечерам можно наблюдать самые красивые созвездия. Все это время до начала «летнего» времени, т.е. до конца марта, у школьников будет возможность ежедневно наблюдать и переживать движения самых ярких звезд. Затем начинается весна. Весеннее Солнце и новая жизнь затмевают вечные искры неба. Воспоминания уходят, но впечатления от усыпанного звездами неба будут продолжать жить в душе.

Для детей совместный поход за город – событие, которому они всегда рады. Лучше всего выбрать такой вечер, когда лунный свет достаточно мал (например, неделя до или после новолуния). Может быть очень интересно каждые 2-3 часа из одного и того же места наблюдать небо в течение нескольких минут  – и так всю ночь. Ученики тогда сами откроют, как меняется расположение планет и созвездий. Результаты наблюдений мы затем обсуждаем вместе.

Во время эпохальных уроков не следует злоупотреблять обилием иллюстраций, некоторые ученики и без того уже испытывают усталость от необходимости постоянно ориентироваться в пространстве. Мы рекомендуем использовать не более двух иллюстраций в день и не более пяти в неделю.

Упражнения на точное срисовывание созвездий в классе являются хорошей подготовкой для того, чтобы затем, в качестве домашнего задания, найти нарисованные созвездия на небе. Если тщательно срисовать все различия в яркости звезд и расстояния между ними, то тогда, может быть, при наблюдении неба вы услышите восторженный возглас: «Я вижу созвездие Близнецов!».

Если небо долгое время будет покрыто облаками, школьники могут ознакомиться с небесными светилами, изучая их по карте.

 

Рисунки на доске

Чтобы прийти к намеченной цели и избежать ошибок, мы даем следующие практические советы.

На большой, предпочтительно черной, доске белым мелом сделаны первые наброски  созвездия. Для этого совершенно не нужна линейка. Вначале рисуются только контуры – в таком расположении, в каком их можно найти на небе. Итак, мы начинаем с линий между звездами, а не с самих звезд.

Мы выбираем, например, положение созвездия сегодня вечером в 20 часов. Линии между точками свечения, которые будут нарисованы позже, короткие; вокруг звезды должно оставаться еще достаточно места. Те изображения созвездий, в которых линии дотянуты до звезд, не «сияют».

Также можно нарисовать и соседние созвездия. При этом необходимо будет точно учесть расстояния и соотношения между звездами. Их лучше проверять с некоторого расстояния от доски. Стоя у противоположной от доски стены, мы тщательно сравниваем рисунок на доске и иллюстрацию в книге, корректируем неправильно проведенные линии, рукой (не тряпкой) вытираем те, которые зашли слишком далеко.

Затем, когда все линии на доске будут нарисованы верно, белым мелом мы рисуем звезды различной величины. Самые яркие звезды делаем самыми крупными. Необходимо обращать внимание на то, чтобы они находились на воображаемом пересечении соответствующих линий. Сами линии можно еще более укоротить – иначе звезды не будут «сверкать». Здесь снова сравним  с известного расстояния рисунок на доске с иллюстрацией в книге и добьемся наиболее полного сходства. За этим следует проработка.

Далее мы разрисовываем всю доску мелками нескольких цветов (темно-синим, светло-синим и фиолетовым). Не зарисовываем только пространство непосредственно вокруг звезд – оно остается черным или беловатым. Теперь уже нет необходимости оставлять видимыми белые вспомогательные линии, они могут быть закрашены.

Потом рукой смешиваем на доске цвета – синий, фиолетовый и белый, – это придает живость изображению. Кое-где мы наносим еще краску. Затем моем руки.

При помощи линейки белым мелом проведем  тонкие, короткие линии между центральными точками звезд. Линии не должны обязательно доводиться до черного ореола вокруг звезд. В созвездиях с отчетливым рисунком (например, ковш Большой Медведицы) линии можно вообще не изображать. Уже по самому расположению звезд можно увидеть в них ковш.

Яркие звезды оранжевого, красного или голубого оттенков изображаются своими природными цветами, и тем же цветом пишутся их названия.  Названия созвездий пишутся белым мелом.

 

Рисунки в тетради

На большом синем листе или тонком синем картоне ученики рисуют острым твердым простым карандашом тонкие линии и точки (этот лист позднее будет вклеен в эпохальную тетрадь). Ученикам нужно обратить внимание на то, что все должно изображаться в крупном масштабе, поскольку эта карта будет использоваться по вечерам, в темноте. Кроме того, все начальные наброски необходимо наносить очень тонко. Нужно учесть, что при работе придется много стирать, а синяя бумага быстро грязнится от использования резинки.

Если учитель находит, что ученик совершенно точно передал расположение звезд, черные точки стираются и на их месте рисуются желтые или другие звезды различной величины. Если у учеников есть белые карандаши, то линии, проведенные простым карандашом, заменяются на белые.

Названия звезд и созвездий пишутся теми же цветами, что и на доске:

– названия звезд – красным или оранжевым красным, синим соответственно их цвету;

– названия созвездий – белым.

Синяя бумага вклеивается в тетрадь.

 

Перевод Ирины Шмайловой