Вальдорфский учебный план по географии

Трудно ограничить изучение географии изучением одного предмета. Ребенок еще до школы познает окружающий мир, играя с камушками, водой и песком, изучая тропинку от дома до ближайшего парка. Ведь если разобрать само слово география («гео» . земля, «графия» . описание), – разве можно изучать окружающий мир, вселенную, мироздание только через абстрактные понятия, сформулированные как результат чьих-то исследований и открытий? Ребенку просто необходимо самому пережить радость открытия и удовлетворение от того, что его собственные наблюдения указывают на всемирный закон. Трудно представить себе Землю просто предметом стороннего рассмотрения.

Преподавание географии как предмета в вальдорфской школе вводится в 4  классе. Подготовка к этому в младших классах ведется при рассказывании на основных уроках, в природоведении, а также во время эпохи Ветхого Завета в третьем классе. За это время дети пережили и увидели множество моментов, связанных с географией, но они ощущают себя внутри увиденного и неспособны отделить себя от него. В 4 классе у детей появляется способность описывать воспринятое – противопоставлять себя тому, что наблюдаешь. Именно вновь приобретенная в период «рубикона» способность противопоставления, основанная на живом описании мира и Земли, дает возможность детям совершать открытия. Но открытия не «бунтарей», а «первооткрывателей».

Первые описания и зарисовки приводят к созданию условных обозначений, рисованию планов, составлению карт и т.д., – с каждым шагом возникает все больше абстрактных представлений, но приобретенных благодаря своей собственной активности. Если же действовать наоборот – вместо рисования плана своего класса или школы долго показывать картинки и готовые карты, – дети выучат условные обозначения, но не свяжутся с размерами и расстояниями, не удивятся им, ведь не они сами их измеряли. Тогда абстрактность будет лишь картинкой, как картинка с экрана телевизора, в которой нет собственного усилия, собственной активности. Это сразу развивает односторонность.

Коротко приведу концептуальный материал учебного плана по географии в вальдорфской школе:

  • 4 класс. Ориентация в пространстве: стороны света, горизонт, направления, планы, карты, историческая география родного края (города); построение плана школы, класса, города.
  • 5 класс. Описание родного края: Украина, границы и соседи, реки, рельеф, горы (Крым и Карпаты); самостоятельная прорисовка карт.
  • 6 класс. Описание разных сфер: литосферы через минералогию, гидросферы, атмосферы, биосферы; атмосферные и климатические явления, погода, небо и астрономические картины, геоцентрическая система.
  • 7 класс. Великие географические открытия, продолжение рассмотрения астрономических взглядов, рассмотрение региональной географии, начало экономики, география материков.
  • 8 класс. Продолжение географии материков, региональной географии, углубленная экономика на примерах и в сравнениях.
  • 9 класс. Первое представление Земли как организма с четким представлением Альпийско-гималайского и Тихоокеанского креста, вулканы.
  • 10 класс. Продолжение изучения Земли как целостного организма, где в движении атмосферы, гидросферы и литосферы находят физические взаимосвязи.
  • 11 класс. Объединение всех знаний и углубленная картография, картография по экономической либо физической географии (климатические карты).
  • 12 класс. Во время выбора детьми своего дальнейшего пути идет дифференциация географии.

Рудольф Штайнер говорит, что география – это мир астрономии, физики, химии, экономики, биологии и математики вместе, и одновременно география – это Земля, описанная, зарисованная, и она не может быть просто картинкой.

Уже в 4 классе мы видим, что география – это описание мира, неотъемлемое от искусства и нашей собственной деятельности.  И насколько искусно мы нарисуем план, насколько точно шагами или метром измерим с детьми наш класс, настолько живым будет первый шаг в географии. А затем, чем лучше мы сможем в ритме календаря времен года либо в ритме еженедельных уроков дать такое живое описание Земли, а с 6 класса и Вселенной, тем глубже мы погрузим ребенка с его волей, чувством и мышлением в тайну мироздания.

Впервые опубликовано в журнале “Дитина” №9-10, 2003 г.