5. Сохранение путем упражнений

Если мы желаем что-либо сохранить, его необходимо повторять. Таким образом, упражнение – это сохранение процесса обучения. В теле сохранение происходит в течение ночи, – как своего рода восстановление. Сон дает возможность духовным существам восстановить все то, что было разрушено в течение дня нашим сознанием. Это означает, что сохранение (усвоение) в теле должно сочетаться с духовным сохранением. В учебном процессе это происходит через упражнения. Вопрос только в том, как мы используем наши упражнения. Ослабляют ли они, а следовательно, разрушают, убивают наши жизненные силы – или же наоборот созидают, восстанавливают, освежают их, способствуя, тем самым росту новых способностей.

Несколько указаний для практики:

Мотив для практики должен исходить из процесса индивидуализации. Каждая идея, которая не становится во мне идеалом, убивает в моей душе силу; и, наоборот, каждая идея, становящаяся идеалом, создает во мне жизненные силы для созидания. Это должно стать образцом для всякого процесса упражнения.

В отношении пути ученичества Рудольф Штайнер часто указывал, что медитация истощает определенные жизненные силы. Их необходимо восстанавливать, иначе упражнения будут причинять нам вред. Восстанавливаются они посредством так называемых шести вспомогательных упражнений, описанных им различными способами. Отсюда следует, что в течение учебного процесса упражнения должны проводиться таким образом, чтобы эти шесть восстанавливающих влияний вспомогательных упражнений тоже могли быть задействованы. Последние должны быть включены в ту форму, которую преподаватель придает упражнениям.

  1. Упражнение, требующее концентрации (воля в мышлении), не допускающее никакого полусознательного подражания. Упражняющийся должен быть полностью сконцентрирован и внимателен.
  2. Должен быть построен элемент самостоятельного действия (мышление в воле). Очень тонкая грань пролегает между выполнением упражнения, полным фантазии, и бездумным, автоматическим выполнением.
  3. Ритмическое повторение упражнения не должно превратиться в рутину или в «обязаловку». Они должны сопровождаться саморегулируемой жизнью чувств.
  4. Нашу любовь к упражнениям ради упражнений нужно разжигать каждый раз заново (воспитание позитивности). Скука, антипатия, преувеличенное чувство долга и т.д. развивают разрушающие силы.
  5. Упражнение всегда должно иметь элемент равновесия и проходить при внутреннем спокойствии . никаких преувеличений и односторонностей.
  6. Гармония целого создается, когда упражнение имеет праобразный характер и задействованным является полностью весь человек. Опыт показывает, что нужно перепробовать множество упражнений, от многих из которых придется впоследствии отказаться. Однако все же остаются некоторые упражнения, которые можно совершенствовать все дальше, потому что они очень действенны и являются праобразными. Духовные существа могут присоединиться к нам по ночам с упражнениями, созвучными духовной реальности, усиливая и поддерживая упражнение так же, как и жизненные силы.

Кроме того, очень важно создать особое пространство для упражнений. Упражнение нуждается в доме, в котором оно могло бы процветать, оно нуждается в уходе. Эта подготовка физического окружения и внутренней душевной среды в сочетании с духовным толкованием является столь же важной, как и само упражнение. Необходимо поместить упражнение в правильное окружение, чтобы оно производило на нас здоровое воздействие. Это требует очень многого от преподавателя. От этого ведь зависит, к чему приведут упражнения . к душевной косности или к образованию в нас плодородной почвы для новых способностей.

С дидактической точки зрения важно рассматривать три шага – переваривание или переработку (Шаг 3), индивидуализацию (Шаг 4) и упражнения (Шаг 5) . как одно троичное целое. Переваривание и упражнения образуют тогда две полярности, между которыми возникает открытая середина. Переработка имеет активный, даже агрессивный мужской характер, в то время как упражнение имеет интимный, заботливый, женский характер. Оба они вместе могут породить нечто новое в своей середине.

 

Переход от Упражнений к Росту способностей

Сопровождать этот переход . постоянная задача преподавателя, так как любое упражнение способно привести к закоснелости или к автоматизму выполнения, что препятствует росту новых способностей. На примере терапевтических упражнений можно наблюдать бесконечные возможности исцеляющего эффекта упражнений. Поэтому при составлении упражнений учитель взрослых уже должен думать также и о процессе роста. Разница между навыками и способностями состоит в том, что навык применим только в определенных ситуациях, предполагает достаточно автоматическое использование, и приобрести его можно сравнительно быстро. Способностями же можно пользоваться различными способами в различных ситуациях. Поэтому они никогда не применяются абсолютно автоматически. Они растут медленно и постепенно.

Мотив к упражнениям в процессе обучения исходит из процесса индивидуализации. Цель упражнений – рост новых способностей.

6. Рост способностей

Рост новых способностей происходит в бессознательном. Можно себе представить, как в области бессознательного (ночью) между упражнениями происходит встреча, приводящая к их «женитьбе» и дающая рождение новым способностям. Учитель взрослых – тот человек, который создает условия для этого. При этом учитель взрослых должен помнить о том, что обучение всегда имеет дело с переживанием и преодолением сопротивления. Жизнь на земле дарит нам всевозможные учебные ситуации. Наша воля наталкивается на их сопротивление, когда мы пытаемся быть активными. Но это напряжение воли бессознательно преобразуется в новые способности: ты вдруг становишься способным делать что-то, чего раньше не умел – умственно, эмоционально или руками.

Таким образом, способности могут лучше развиваться в практических ситуациях. Но упражнения делаются еще и отдельно – в специально отведенное для них время. Применение на практике, однако, приводит упражняемые и изучаемые действия к некоторому синтезу. Проектная работа, практическое обучение, обучение через переживание и т.д. являются при этом дидактическими средствами.

Три последних шага учебного процесса – упражнения, рост и творчество направлены изнутри вовне и больше ориентированы на волю. В процессе роста через «сопротивление реальности» происходит преобразование этих действий в новые способности. Здесь, наверное, время упомянуть о том, что многие курсы обучения слишком ориентированы на классные комнаты, пренебрегая практическим обучением. Однако, верно и то, что такая практика или проект нуждается в очень специфических методах обучения со стороны преподавателя, который чаще всего не обучен такому способу преподавания.

 

Переход от Роста способностей к Творчеству

Если один из предыдущих шагов не был пройден правильно, на седьмом шаге появляется опасность только повторять, обобщать то, что узнали, вместо того, чтобы сделать подлинно новый шаг в обучении. Мы говорим здесь об обучении взрослых.

Это значит, что взрослый, одаренный «Я», самостоятельный человек должен то, что в нем развивалось во время обучения, начинать реализовывать на практике – но не «по накатанной дорожке», копируя то, как это делали другие, а создавая что-то свое, новое. Разница состоит в переходе к седьмому шагу. Преподаватель должен теперь вызвать в ученике творческий настрой. Творчество дает глубокое удовлетворение, но одновременно несет с собой и сильный страх.

Самая лучшая помощь учащемуся – это занятия искусством, не с целью стать художником, а с тем, чтобы отыскать в себе творческий источник.

7. Творчество

Активность, направленная вовне, достигает на этой ступени своей наивысшей точки, так как теперь нужно распознать вопрос, который ставит тебе внешний мир, и только тогда дать на него свой ответ. Это процесс, обратный процессу первого шага восприятия и принятия в себя. При обучении живописи, например, большинство людей способно обучиться технике и развить в себе ощущение цвета, но это не означает, что они также могут распознать, как желает быть написанным конкретный цвет. В образовательной подготовке социально ориентированных профессий можно усвоить, изучить много социальных форм и пронаблюдать различные социальные процессы. Остается только вопрос, как мы можем и должны поступать в каждой отдельной социальной ситуации (которая всегда уникальна), в тот или иной конкретный момент.

Пробуждение воли здесь означает пробуждение в учениках способности и активности чувствовать потребность внешнего мира. Учитель взрослых может создать много учебных ситуаций, которые развивают этот творческий способ действий. Существуют даже специальные семинары, направленные на развитие у участников творческих способностей. Творческая воля может проявляться как по направлению вверх – в познающем мышлении, так и по направлению вниз – в действиях и поведении. Однако, оба направления происходят из ритмической сферы человека – в его подвижной, игровой, подверженной постоянным превращениям серединной области. Учитель взрослых должен осознавать тот факт, что каждый человек имеет свой творческий источник, но имеет в себе также и нечто, что препятствует проявлению этих творческих возможностей. Искусство обучения взрослых состоит в правильном подходе к пробуждению этого источника. Один художник, также являющийся учителем взрослых, однажды рассказал автору о том, как протекают в нем семь учебных процессов, когда он созидает произведение искусств.

  1. У нас появляется идея, например, картины. Она всегда приходит извне, но вдыхается нами, потому что мы очарованы ею; она для нас что-то значит. Художник сам создает себе эти восприятия.
  2. Утепление происходит тогда, когда начинается работа, где неожиданно всплывает много такого, к чему нужно приспосабливаться. Художники создают себе тепло, которое объединяет их с идеей.
  3. Здесь начинаются сложности, так как мы пытаемся решить возникающие проблемы с помощью уже имеющихся у нас талантов. И тут требуется большое мужество, чтобы по-настоящему окунуться в хаос, отбросив все хорошо знакомое нам, то, что у нас уже хорошо получается, что мы уже хорошо отработали. Художник создает себе пустое пространство.
  4. Пустое пространство замкнуто в себе, это особое состояние. В этой пустоте Я способно найти свой собственный ответ, а вовсе не талант. Теперь существо этого художественного произведения родилось.
  5. Это существо нуждается в том, чтобы его надлежащим образом приняли, любили и заботились о нем, научились обращаться с ним так, как это ему подобает. Художник заботится о нем и лелеет его.
  6. Потом это существо подарит нам те способности, которые необходимы для того, чтобы оно проявило себя. Художник принимает их в себя.
  7. Наконец, работа художника завершена и художник ощущает, что он сам изменился в этом процессе. Созданное им произведение искусства сотворило и самого художника . это и будет настоящим творческим учебным процессом. Полное осознание семи жизненных процессов в создании произведения искусства является той исходной точкой, с которой мы могли бы перенести их в практику, в искусство ведения занятий для взрослых людей. В приведенном выше примере третий шаг был критической точкой, так как в нем обнаружилось, повторяется ли художник или созидает что-то новое. У другого же человека критическим может быть какой-нибудь другой шаг.

Этот пример может показать, что проникающая деятельность Я является предпосылкой к поднятию органических, привязанных к телу жизненных процессов, в духовные учебные процессы. Многие произведения искусства все еще являют черты, ограниченные телом и проектируемые вовне. Однако жизненные процессы должны быть полностью преобразованы в душевные процессы. Рудольф Штайнер описывал, как в художественной деятельности первые три процесса приводят к наслаждению искусством, а последние четыре служат созиданию в искусстве. Преобразовываясь в процессы душевные, семь жизненных процессов объединяются друг с другом новым способом. Первые три развивают новое мышление, последние четыре . новую волю, в то время как ритм между третьей и четвертой ступенью пробуждает в нас новое чувство. Это подтверждается опытом, который мы имеем в семичленном процессе Обучения взрослых.

 

Использованы фрагменты картин Рембрандта: «Артемида», «Фредерик Рихель на лошади» и «Святое семейство»

Впервые опубликовано в журнале «Дитина Вальдорф» №9-10, 2003