«Однажды летом мы выбрались в короткое путешествие с одной семьей, с нами было шестеро детей от полутора до семи лет. Несмотря на окружавшие нас совершенно изумительные поля с бродившими на них овечками, чистый свежий воздух, тишина первого вечера была разрушена: наша четырехлетняя дочь обнаружила, что нет ни ее любимой подушки, ни куклы, которую она берет с собой в кроватку, когда ложится спать. Обе жизненно важные вещи были забыты, несмотря на тщательные сборы. Дочь была безутешна, и было очевидно, что ей необходимо, засыпая, что-нибудь прижимать к себе в объятиях.

Я позаимствовала вышитую по краям салфетку, в которую мы заворачивали припасы, и стала мастерить узелковую куклу — завязала четыре уголка как руки и ноги, свернула головку, набила ее собранными в поле кусочками шерсти и обвязала нитью. Вот так по мановению руки появилась кукла, которая и отправилась в кровать к нашему большому облегчению.

На следующий день, увидев куклу, старшие дети попросили подержать ее, и… “Я тоже хочу такую же!” Хорошо! Были извлечены еще салфетки и изобретены новые маленькие фигурки. Из носовых платков были сделаны платья. Дети нашли кусочки дерева и сделали куклам креслица, чашечки из желудей, одеяла из салфеток. У кукол был громадный успех. Интересно, что любовь к ним сохранилась у всех детей на долгое время уже после возвращения домой, когда летняя поездка осталась только в памяти».

Это история о находчивости и импровизации, но здесь есть и еще один момент. Маленькие дети очень рады простым вещам, и они чувствуют заботу, которая исходит от вещи, сотворенной для них, сделанной вами и предназначенной именно им. Какой удивительный воображаемый мир они создают вокруг простой игрушки!

Внимательно наблюдая за своими детьми, можно заметить, что им намного приятнее играть с тем, что сделано специально для них или с ними. И в самом деле, можно обнаружить, как приятно делать что-либо своими руками. А если еще и понять, в чем смысл этого…

В последнее время мы избавились от необходимости проводить все время за работой, чтобы обеспечить свое существование. Мы свободны в выборе жизненного пути. Но в этой революции мы кое-что и потеряли.

Совершенствование технологии предполагает, что большинство вещей, нас окружающих, сделаны фабричным способом. Реакцией на это является то, что многие стараются вновь овладеть рукоделием и ремеслом, видя опасность массового производства, в котором принципы дешевизны и платежеспособности отвергают хорошие, добрые проекты.

В дни до возникновения общества потребителей практическое чувство красоты передавалось ребенку от взрослого. Ребенок мог наблюдать за работой или мастерством непосредственно и учился познавать красоту вещи через чувства, мастерство взрослого, до того как пытался сделать что-то сам. Когда вещи делали своими руками, вручную, в домашнем хозяйстве их было не так уж много. Можно сказать, что наш век беден скорее качеством вещей, чем их количеством. Скупаем ли мы нечто на распродажах или не жалеем денег на покупку дорогих игрушек — все это лишь приводит к тому, что мы окружаем наших детей большим количеством вещей, можно сказать, даже «топим» их в вещах.

Эти «завалы» влияют на нас и, конечно, на растущих детей. Внимательно присмотревшись к детям, мы не можем не увидеть, что маленькому ребенку по-прежнему нравятся плывущие по течению листочки или собственной конструкции деревяшка в ванной, не являющаяся точной копией лодки. Мягкая кукла более теплая и ее приятнее обнимать, чем такую же из пластмассы. Дети постарше с огромным удовольствием сами мастерят из хорошего материала. Для многих из нас сама работа и чувство успеха, обретенное в делании чего-либо, так же важны, как и конечный результат.

Попытайтесь дать возможность себе и своим детям заново открыть радость, удовлетворение от созидания, что и приятно, и полезно и заставляет работать воображение.

Домашнее рукоделие можно соотнести с природным цик­лом и ритмами года, это поможет привести в порядок нашу семейную и личную жизнь, подарить радость себе и ребенку.

Впервые опубликовано в электронном журнале «Дитина Waldorf+» Весна 2012