В 1919 году, после окончания Первой мировой, ужас которой заставил людей активно искать новые формы мирового устройства, Рудольф Штайнер выступил с идеями «трехчленности социального организма», вытекающими из духовной науки. К сожалению, в то время не нашлось достаточного количества людей, способных правильно понять и поддержать их.

Мы предлагаем вашему вниманию некоторые тезисы из книги Р.Штайнера «Основные черты социального вопроса», вышедшей в 1919—20 годах. В свете последних событий высказанные тогда идеи в который раз подтверждают свою актуальность.

В настоящее время существует уже множество примеров практического воплощения этих идей, и, похоже, ими наконец начинает интересоваться и «высокая политика».

…Если к задачам, которые ставит перед нами современная жизнь, мы захотим подойти с мыслью о какой-либо утопии, то неизбежно впадем в заблуждение. Можно, руководствуясь определенными взглядами и ощущениями, поверить, что те или иные социальные институты, основывающиеся на определенных идеях, должны осчастливить человечество; эта вера может приобрести покоряющую силу убеждения; и тем не менее, утверждая такую веру, мы так и не поймем, что для нашей эпохи означает «социальный вопрос».

Человека, мыслящего практически, жизнь научила, что с помощью утопической идеи, насколько бы она ни казалась убедительной, теперь ничего нельзя достигнуть. Тем не менее многие еще и теперь считают, что, например, в области экономики они должны обращаться к своим согражданам с подобного рода идеями. Им надо убедиться, что они лишь понапрасну тратят слова. Их сограждане ничего не могут сделать с тем, что они проповедуют.

«Социальный вопрос» не есть нечто такое, что только в наше время вторглось в человеческую жизнь и может быть устранено усилиями нескольких государственных деятелей или парламентом. Этот «вопрос» является составной частью всей современной культуры и, раз возникнув, таковым и останется. В каждый момент всемирно-исторического развития он должен решаться заново.

Подобно тому, как организм через некоторое время после насыщения снова впадает в состояние голода, так и социальный организм из упорядоченного состояния переходит в состояние расстройства. Универсального лекарства для упорядочивания раз и навсегда всех социальных отношений не существует, как не существует пищевого продукта, насыщающего на все времена. Но люди могут создавать такие сообщества, которые в своем живом сотрудничестве могут всему существующему все снова и снова давать направление к социально положительному.

Болезнь нашей эпохи – практическое бессилие духовной жизни. И болезнь эта усугубляется нежеланием признать ее существование. Признав же ее, мы получим основу для развития идей, ведущих к правильному пониманию социального движения нашей эпохи.

Характерные черты нашей эпохи, объясняющие также и характерные особенности нашего социального вопроса, можно определить так: экономика, движимая развитием техники и капиталистический строй, действуя с некой, как бы природной закономерностью, сформировали современное общество, придав ему определенную внутреннюю структуру. Внимание людей приковано к развитию техники и экономики; и слишком мало внимания уделяется другим частям, другим областям социального организма.

Много говорится теперь о «социализации» как о настоятельной необходимости нашей эпохи. Но такого рода социализация – знахарство, а не подлинно целительное средство. Оно может оказаться и совсем разрушительным, если в человеческие души не проникнет хотя бы смутно инстинктивное сознание необходимости трехчленного устройства общества. Для своей здоровой жизнедеятельности социальный организм нуждается в закономерном развитии всех трех областей.

Один из этих членов – экономическая жизнь общества. Мы должны начать с ее рассмотрения, т.к. совершенно очевидно, что с развитием техники и капиталистического производства именно экономические отношения, экономика особенно глубоко внедрились в человеческое общество и господствуют надо всей его жизнью. Экономическую систему надо признать самостоятельным членом социального организма, таким же относительно самостоятельным, как относительно самостоятельна нервная система и органы чувств в человеческом организме. Экономическая система имеет дело со всем тем, что относится к производству, обмену и потреблению товаров.

Второй член социального организма охватывает всю область публичного права, т.е. политическую жизнь, все то, что в духе старых понятий о правовом государстве можно назвать областью собственно государственных отношений. Если экономика имеет дело со всем тем, в чем человек нуждается и что он потребляет из продуктов природы и из продуктов производства, т.е. с товарами, товарообращением и потреблением, то во втором члене социального организма мы имеем дело с отношениями человека к человеку. Для правильного понимания трехчленности социального организма чрезвычайно важно уяснить различие между правовой системой, имеющей дело только с отношением человека к человеку, с одной стороны, и системой экономики, имеющей дело только с производством, обращением и потреблением товаров, с другой. Это различие надо ощутить в самой жизни, чтобы следствием такого ощущения явились представления о необходимости функционального разделения экономической и государственно-правовой организации, подобно тому, как в организме человека функции легких, перерабатывающих поступающий извне воздух, отделены от функций нервной системы и органов чувств.

К третьему члену социального организма принадлежит все то, что относится к духовной жизни людей. Однако выражения «духовная культура» или «все, что относится к духовной жизни» недостаточно точны. Третий член социального организма можно определить точнее: сюда относится все, что основывается на прирожденных дарованиях и способностях отдельных человеческих индивидуумов. Все, что должно включаться в социальный организм на основе индивидуальных — как духовных, так и физических — способностей отдельных людей. Если экономическая система призвана доставлять человеку все, в чем он нуждается для материальной связи со внешним миром, а правовая система призвана доставлять ему все, что нужно для взаимоотношений между людьми, равными по своей природе, то третий член социального организма призван иметь дело со всем тем, что проистекает из индивидуальных способностей людей и что должно включаться в социальный организм именно на этой основе — на основе индивидуальных одаренностей людей.

В современном человеке духовная жизнь развивается в формах, в высшей степени зависимых от государственных учреждений и экономических влияний. Человек с детства отдается на воспитание и обучение государству. И он может получить только такое образование, которое позволяют экономические условия той среды, где он вырастает.

Ныне у духовной жизни внутри государственных форм возросла тяга к свободе. Духовная жизнь современности по самому своему существу требует свободы стать совершенно самостоятельным членом социального организма. Управление делом воспитания, из которого, собственно, и вырастает вся духовная жизнь, должно быть передано в руки тех, кто сами воспитывают и обучают. Никакие силы, действующие в государстве и экономике, не должны вмешиваться в это управление ни идеями, ни властью.

Разумеется, в таком самоуправлении духовной жизнью не все окажется совершенным. Но ведь в действительности это вовсе и не требуется.

Обратимся теперь к сфере экономики. В ходе исторического развития отдельные хозяйства вливались в хозяйства государств. Но государственные объединения возникали не только под действием экономических сил. Тенденция превращения государства в экономическую организацию и привела нашу эпоху к социальному хаосу. Экономическая жизнь сама по себе всегда стремится создавать свои формы под действием собственных сил независимо как от власти государственных учреждений, так и от государственного образа мыслей. Это возможно, если на чисто экономической основе будут создаваться ассоциации потребителей, коммерсантов и промышленников.

Не государственные законы будут регулировать производство, обмен и потребление благ, а сами люди, исходя из собственного понимания вещей и своих интересов. Благодаря тому, что интересы с интересами должны уравновешиваться с помощью договоров, товары смогут обращаться по своей истинной стоимости.

Как в свободной духовной жизни должны действовать только силы, заключающиеся в ней самой, так и в экономической системе, построенной на началах ассоциации, должны действовать только экономические ценности, вырабатываемые в ассоциациях. Что каждому в отдельности делать в экономической области, выясняется в его совместной жизни с теми, с кем он экономически объединен.

Так в социальном организме обозначаются два члена, которые взаимно поддерживают друг друга потому, что каждый обладает своим своеобразным управлением в соответствии с особенностями, присущими каждому из них. Но между ними должен жить и действовать третий член социального организма. Это и есть собственно государство. В нем действует то, что должно быть поставлено в зависимость от суждения и восприятия каждого совершеннолетнего человека.

В свободной духовной жизни каждый действует в соответствии со своими особыми способностями и склонностями.

В экономической жизни каждый занимает свое место так, как это вытекает из его положения в ассоциации.

В сфере же политико-правовой государственной жизни каждый равноправно выступает как гражданин в своем чисто человеческом значении. Это значение не зависит ни от особенностей, проявляемых им в духовной жизни, ни от экономической ценности производимых им в экономических ассоциациях благ.

Здесь каждый человек встречается с другим как равный с равным, здесь обсуждаются и решаются только такие вопросы, о которых каждый человек вправе судить. Права и обязанности людей регулируются в этом члене социального организма.

Единство социального организма вытекает из самостоятельной жизнедеятельности каждого из трех его членов.

Вперше опубліковано в газеті “Дитина” №9-10, 2001 р.