Мудрые учителя и родители понимают, что здоровье и благополучие ребенка зависят от того, насколько окружающие его взрослые думают и поступают из одинаковых намерений. Необычайно ценно время, которое совместно учителя и родители посвящают детям, развивая при этом взаимный интерес и избегая взаимных суждений. Эти усилия создают пространство тепла между родителями, детьми и учителями. В свою очередь, поддержание взаимного интереса и душевное тепло – это как раз то, что развивает взаимное доверие и позволяет трудным темам звучать в кругу людей, являющихся ключевыми фигурами в жизни ребенка на протяжении всего детства. Многие идеи рождаются из той душевно-духовной субстанции, которая возникает в этих отношениях сотрудничества. Сколько раз случалось, что родители и учителя совместно обсуждали вопросы, связанные с ребенком, и на следующий день ребенок, сам показывал им ответ! Здесь срабатывает что-то невидимое, рожденное усилиями, которые взрослые приложили в жизни ребенка, стремясь улучшить ее в целом. Такого рода события возникают благодаря связи, которую родители и учителя могут установить с ангелами ребенка и своими собственными.

Вальдорфские учителя знают, что антропософия и вальдорфская педагогика могут дать им глубокое понимание развития ребенка и осознание того, как воспитать целостного человека. Этими знаниями учителя хотят и должны поделиться с родителями, чтобы действовать сообща во благо детей. И все же, большая часть нашей повседневной культуры противоречит этим здоровым идеям. Вальдорфские школы действительно являются контркультурными в этом смысле. Не выглядеть «старомодными»или «странными»  в попытке поделиться этими идеями  – тяжелое испытание для учителей. Здесь легко показаться догматичными и испугать родителей своим упорным и страстным желанием защитить и поддержать здоровое развитие.

Возникает вопрос: «Как сделать так, чтобы родители и учителя могли наилучшим образом обмениваться ценной информацией?» Существует множество подходов и методов в обучении, позволяющих донести смысл информации до человека. Использование формата лекций для родительских собраний многие учителя считают эффективным, однако мы должны помнить, насколько легче и радостнее родители приходят на родительские беседы, наполненные душевным теплом и живыми примерами из жизни. Через эти примеры и реальные, понятные родителям истории, тема становится для них ясной и близкой. Примеры позволяют родителям почувствовать себя «внутри» ситуации. Многие учителя идут дальше и дают родителям на собрании переживать некий практический опыт или в настоящем моменте испытывать то, что описывает докладчик. Такие методы имеют большой успех.

Предложения для родительских встреч

Ниже приведены некоторые идеи, которые, как мы надеемся, будут полезны вам и вашему сообществу.

На первом родительском собрании, которое часто проводится перед началом школы:

  • Дайте родителям время поговорить лично о себе, назвать свои имена и профессии, рассказать о своей страсти или увлечении, которое доставляет радость и помогает восстанавливать жизненные силы. Помните, что так же важно активно интересоваться родителями, как и детьми. Этот обмен информацией может произойти в то время, когда родители делают что-то своими руками, чтобы помочь подготовиться к наступающему году. (Этот интерес, который учителя проявляют к родителям, может в дальнейшем расшириться в родительско-учительскую коллегию. Позже учителя могут иногда связываться с тем, что родители высказали в тот первый вечер, и спрашивать у них о себе и как дела идут сейчас.)
  • Родители украшают свечу дня рождения своего ребенка на этот год и рассказывают, как они давали ему такое имя. Позже эта свеча будет использоваться на праздновании дня рождения ребенка в школе.
  • Родителей просят принести какой-то природный предмет, который представляет их детей. Позже они смогут объяснить, что в этом природном элементе напоминает им их ребенка. Затем все эти элементы собираются в центре круга, каждый родитель сначала говорит о своем ребенке, а затем помещает принесенный предмет на стол. Тем самым создается классная скульптура. Если родители забывают принести природный элемент с собой, их можно попросить найти что-нибудь, что добавить к скульптуре, в классной комнате. Замечательно видеть, что часто выбор родителей в классе – это именно то, что их ребенок выбирает в качестве любимой игрушки, приходя в школу в первый день.
  • Учитель открывает собрание образным выражением того, как каждый ребенок намеренно искал своих родителей как идеальных для его нынешней жизни на земле. Затем родителей просят выбрать две открытки (из большой коллекции, собранной учителем): одна из них должна представить способность, талант, который уже есть у родителей и который они могут дать своим детям; другая, чтобы показать, какие новые качества дети просят развить личности родителей. Потом родители могут поделиться в кругу своими картинками и мыслями по этим двум темам.

Продолжение темы читайте в следующем выпуске.