Мое имя — Галина Анненко. Я хотела бы рассказать о цвете: о погружении в мир цвета, о том, что лежит в основе восприятия цвета человеком. Это знание очень отличается от той теории цвета, которую я изучала в институте, будучи студенткой факультета книжной графики. Это исследование художницы Лианы Колло д’Эрбуа, изменившей и бесконечно обогатившей мое понимание цвета, создавшей свой метод терапии живописью, которому я училась в Голландии и теперь применяю на практике. Надеюсь, читателю будет интересно…

На траве лежит осенний кленовый лист. Если мы спросим себя: какого он цвета? — то, не особо задумываясь, ответим — желтый. Но вдруг луч света пронизывает листок и наш ≪желтый≫ оживает сияющим золотом со множеством новых оттенков. Этот живой цвет уже не вписывается в материальное понятие ≪окрашенность≫ — он откликается восхищением в душе, общается с нами, влияет на нас

Что же такое ЦВЕТ и каково его место в нашей жизни?

Чтобы точно донести знание о происхождении цвета, я приведу несколько эпизодов из книги Лианы Коло д’Эрбуа ≪Свет, Цвет, Тьма в терапии живописью≫, где речь идет о сущности цвета. ≪Основой всего, о чем пойдет речь, являются два понятия: космическое триединство света, цвета и тьмы и триединство человеческого существа (как микрокосмос), состоящее из духа, души и тела — разума, чувства и воли. В макрокосмосе свет и тьма образуют великую космическую полярность — являются изначальными творческими силами, основой всего сотворенного.

Тьма была до света и является первичным могущественным принципом творения. Это то, что содержит импульс к движению. Он носитель тепла, любви и тяжести — это выражение космического притяжения (симпатии).

Свет — совершенно другой элемент. Он является выражением космической антипатии. Он излучается из центра в окружающую среду. Он несет импульс для формирования. Он ясный, холодный, завершающий. У своего источника он сильнее. Отдаляясь, он постепенно становится слабее и слабее, пока постепенно не гаснет.

Как только космический свет засиял в космической тьме (космическое отторжение встретилось с космическим притяжением) — результатом их взаимодействия стало движение в пространстве. Свет творит пространство, выталкивая тьму прочь. Тьма совершает множество движений, но она не движется сама по себе, тьма несет импульс к движению и пробуждается для фактического движения, как только свет пронизывает ее.

Это взаимодействие света и тьмы, это космическое движение и есть основа всего цвета, его происхождение. Цвет рождается благодаря этому. Чтобы увидеть это внутренним зрением, вы можете попытаться мысленно нарисовать такую картину:

Представьте, что вы плывете в бесконечном пространстве. Вокруг — туманная атмосфера, темная и теплая. Сначала вы не видите ничего, кроме тьмы, и ощущаете себя существом, несомым этим теплом куда- то вдаль очень медленными движениями.

Через некоторое время вы осознаете, что вы, должно быть, двигаетесь по направлению к свету, потому что перед вами и вокруг тьма начинает туманно светиться красивым лиловым — цветом, который называется маджента. Маджента окутывает вас, и вы чувствуете, что ваше существо продолжает куда-то двигаться, но теперь вы ведомы этим цветом и его теплом. Мягко он несет вас дальше, и тьма постепенно становится немного светлее.

Маджента незаметно ускользает в стороны, и впереди вас цвет меняется на глубокий кармин. Вы начинаете смутно определять движение, которое создает темная атмосфера, — пульсацию, повороты, расхождение и схождение вновь, но это все еще с трудом ощутимо.

Движения увлекают вас с собой. Они становятся чуть быстрее и сильнее, и вы оказываетесь в мире киновари (алого). Слева и справа от вас атмосфера все еще немного плотнее и кармин еще заметен.  Движения становятся еще быстрее, направляясь немного вверх, и теперь вы прибываете в мир оранжевого. Киноварь удаляется по сторонам.

Впереди вас оранжевый цвет внезапно раскрывается, уплывая в сторону, и вы ощущаете, что вас влечет по направлению к желтому, который теперь повсюду впереди вас. Здесь движение становится почти линейным, несет вас вперед и вверх к точке, где оно разбрызгивается светом на небольшие вибрирующие лоскутки желто-зеленого, которые сопровождают вас, пока вы не предстанете перед великолепием самого Света.

Вы чувствуете, как вас тянет к нему, к этому чистому, незамутненному свету, имеющему цвет чистого изумруда. Он вбирает вас в себя, и вы можете смотреть сквозь него, вглядываясь во все углубляющуюся даль голубого.

Вы делаете шаг из света, оставляя его позади, и оказываетесь в геометрическом движении бирюзового. По бокам он переходит в голубой. Атмосфера в бирюзовом уже не теплая и туманная, но ясная, хрустящая, кристальная. До тех пор, пока свет был перед вами, тьма несла вас по направлению к свету и скорость движения постепенно возрастала.

Теперь, когда свет за вами, вы несетесь прочь от него движением, которое направляется постепенно вниз. Здесь тьма позволяет себе быть вытолкнутой светом прочь.

Вы перемещаетесь в голубой, переходящий в синий, который окутывает вас, унося вниз неуверенными движениями индиго. Свет становится более слабым, отражаясь в мягко колеблющихся движениях тьмы. Затем вы оказываетесь в загадочном фиолетовом, где перемещения еще медленнее и почти горизонтальны. Вы понимаете, что если продолжить движение, то вы должны оказаться на великом пороге, где свет, наконец, угасает.

Хотя мы говорим о многих цветах и даем им различные имена, вы должны считать цвет одной субстанцией, одной Великой Космической Субстанцией, которая постоянно в движении, и это движение — следствие бесконечного ряда взаимодействий между светом и тьмой≫*.

* Liane Collot d’Herbois, «Light, Darkness and Colour in Painting Therapy», 1993.

Люди не всегда воспринимали цвета такими, как может это делать наш современник.

С древних времен развитие человеческого сознания связано с развитием способности видения (восприятия) цвета. Можно сказать и обратное, что влияние цвета формировало и пробуждало сознание человека. Из полной тьмы спящего сознания человечество начинало свой путь к свету пробужденного современного сознания. Этот процесс происходил так называемыми культурными эпохами, в течение которых человек впервые осознавал очередной особый цвет.

Первой из исторически обозримых культурных эпох можно назвать Древнюю Индийскую, когда люди были напрямую связаны с духовным миром. Они были ясновидящими и жили, ведомые теми знаниями, которые получали непосредственно из духовного мира. Сознание человечества того времени было, в теперешнем понимании, в состоянии глубокого сна; люди были ведомыми и полностью доверяли своим духовным лидерам. (В наши  дни эта способность утрачена, но те, кто занимается древнеиндийскими духовными практиками, максимально стремятся соединиться с общим высшим духовным источником, считая материальный окружающий мир бренным и незначительным). Эта эпоха была связана с переходом человека из полностью спящего состояния сознания к первым проявлениям пробужденности. Был сделан первый шаг из тьмы по направлению к свету. Древняя Индийская эпоха пронизана пурпурным — цветом, называемым маджента.

Люди той эпохи воспринимали мадженту как первое проявление света. Мы несем в себе отголосок тех времен в способности внутренне видеть насыщенную мадженту, если сильно зажмурившись, затем, не открывая глаза, чуть ослабим давление. Мир, каким его воспринимает сознание во сне, заполнен маджентой.

Следующей ступенью развития человеческого сознания стала Древняя Персидская эпоха. Духовным лидером этой эпохи был Заратустра. Он пробудил в людях осознанность в ощущении себя земным человеком, дал знания о том, как возделывать землю, выращивать злаки. В этот период люди начали любить Землю.

Состояние сознания древнего персидского человека можно назвать грезящим (дремлющим). Люди того времени начинали переживать движения в атмосфере вокруг них, начинали отдавать себе отчет об изменениях света и тьмы. Они не видели Солнце, но видели сферу света. Эти времена связаны с карминомцветом, несущим ощущение земного тепла. Люди стали отличать свой внутренний мир от внешнего мира и во внешнем мире они видели различие между кармином и маджентой и деление между небом цвета мадженты и землей цвета кармина.

Из Древней Персидской эпохи пришло два потока развития. Один прошел вдоль границ Евфрата и называется Халдейской цивилизацией. Она имела определенный духовный, космический характер.

Другой называется цивилизацией Египтян. В Халдейскую эпоху человек в своем сознании начинает отделять себя от окружающего мира, который стал позже Миром богов. Это разделение не было чем-то осознаваемым или видимым, это было тем, что можно почувствовать сердцем. Это было началом разделения между внутренним и внешним восприятием. Здесь присутствует некоторая степень ухода от внешнего мира, и человек становится слегка эгоцентричным, впервые за всю эволюцию. Вот что может сделать красный цвет: он дает начало веры в себя. Раньше, в мадженте, человек был ведом снаружи, извне и он был частью всеобъемлющего, дышащего мира. В кармине все было гармонией во всех отношениях. В рубиново-красном человек дышит самостоятельно. Он отдаляется от уверенности, что он ≪есть единая часть с творением≫ и теперь начинает чувствовать себя не вполне уверенно. Это — то начало, которое позже, в киновари (алый цвет), разовьется в страх.

Человек больше не живет постоянно в дремлющем сознании. С одной стороны, он может заснуть (и видеть сны), с другой стороны, он более пробуждается в своем дневном сознании. Он становится более внимательным как во внутреннем, так и во внешнем плане. Пробуждение в дневном сознании приносит с собой большее осознание физического тела и всего, что его касается. И так человек стал страдать от болезней. Киноварь (алый) приносит с собой концепцию моральности. Это время Старого Завета. Фактически весь Старый Завет выступает в киновари: человек борется за истинную мораль со страхом и ужасом перед Богом Отцом.

Теперь мы находимся в периоде времени Древней Египетской эпохи. В ней заложено осознанное развитие душевных качеств. Сознание людей, живущих в течение этого времени было таким, что они воспринимали цвета мадженту, кармин, оранжевый и сиену жженую.

Египтяне видели завуалированный свет, они жили в цветной атмосфере. Для них сам воздух был цветным — атмосфера не была ясной, это был густой туман цветного воздуха. Они чувствовали себя купающимися в свечении оранжевого, сиены жженной и позже также желтого. Они не видели свет так, как мы видим, для них это было нечто, ритмически появляющееся и затем исчезающее. Восход и заход солнца приносит вариации цвета в эту густую золотую атмосферу: возле горизонта возникает кармин и алый, высоко в небе светлый оранжевый. Река, отражающая окружающий мир была темно-оранжевая в пейзаже цвета сиены жженной.

Для Египтян пространство становится значимым. Они всматриваются в небеса — и появляются астрология, геометрия, математика. Они всматриваются в землю — и применяют к ней свою геометрию. Они приходят в мир формы, который люди Древней Персии никогда не могли бы осознать. Наступало время пробужденного сознания.

В конце Древней Египетской эпохи человек становится более интеллектуальным и более материальным в своем сознании. В этот период фараон Эхнатон, наделенный особо развитыми способностями, благодаря храмовому

воспитанию, смог впервые увидеть Солнце, и это было величайшим событием. Он описал Солнце как существо с лучами, имеющее кое-где на конце лучей руки. Но большинство египтянин не имели способности воспринимать чистый свет, она появилась только в период Древней Греции.

В связи с желтым цветом можно говорить о его особом воздействии на человека. На восходе Солнца и на закате — при возрастании света и при его угасании проявляются разные качества желтого: это два пути, по которым человек переживает внутреннее движение: из тьмы к свету (как пробуждение активности сознания) и из света в направлении тьмы (как состояние расслабления). На восходе это переход от желтого к подвижному, освежающему желто-зеленому цвету. На закате — от желтого к согревающей теплоте золотисто-желтого.

Для современного человека утренний желтый способствует ясному мышлению, а вечерний — душевному спокойствию.

Новый шаг в развитии человеческого сознания был сделан цивилизацией острова Крит. На этом этапе человек осознал окружающее пространство, в котором он может двигаться свободно.

Желто-зеленый был для людей Крита цветом Солнца, сияющего на светло-желтом небе. Они могли слабо различать горизонт, но еще не ощущали всей глубины пространства. Их мир был наполнен светом, несущим и поддерживающим жизнь.

Желто-зеленый придавал легкость как телу, так и душе критян, имевших полный контроль над своим телом. Они были акробатами, грациозным танцорами, эквилибристами, с эластичностью в мускулах и легкостью в движениях.

Сознание людей Крита еще не стало полностью индивидуальным — они были по-прежнему связаны с миром Богов, но уже воспринимали себя отделяющимися от этого мира.

Особенным и значимым стал период Древней Греческой эпохи, начало которого совпало с культурным развитием Крита. Греки жили восприятием тех же качеств сияния света, но теперь цвет неба был для них зелено-желтый (они называли небо ≪медовым≫), а Солнце имело светло-зеленый цвет.

Для ранних греков вселенная была населена божествами различных рангов — от самых высоких Богов до представителей природных стихий.

Эти божества играли большую роль в жизни смертных — могли помогать им или вредить. Затем в короткий срок произошли такие изменения в сознании, которые закрыли видение божественных существ и заставили людей обратить внимание на окружающий мир и на свой внутренний мир. Теперь они могли сами переживать свои поступки, а не ждали со страхом ≪наказания Богов≫.

Основой этого развития была эпоха Древнего Египта, где восприятие желтого цвета сопровождало развитие нервной системы человека таким образом, чтобы теперь стал возможен новый шаг в развитии сознания. Египетский фараон показал народу изображение Осириса с зеленым лицом. Люди тогда еще не воспринимали зеленый цвет осознанно, но Египетские жрецы и воспитанный ими фараон были высоко духовно развиты — их сознание позволяло видеть будущие ступени развития. Они дали Осирису зеленое лицо, понимая, что Солнечное существо является носителем чистого живого разума, которого человек сможет достичь лишь в будущем.

В культурный период Древней Греции логическое мышление расцвело в полной мере, и чистый зеленый цвет стал осознанным. Люди не могли видеть зеленый, пока их внутренний мир не изолировался от внешнего. Эта изоляция — обретение внутреннего пространства — была становлением собственного Эго.

Воздушная атмосфера того времени стала тоньше, прозрачнее, и греки смогли видеть глубину окружающего пространства. Это был переход к восприятию третьего измерения. Греки начали воспринимать цвета в отдаленном пространстве, но это видение очень отличалось от современного. Они воспринимали свет про-

зрачным чистым зеленым, поэтому темно-зеленый не существовал для них, цвет растений был желтых тонов; они могли видеть вдали ≪гиацинтового≫ коня, море ≪винного≫ цвета и постепенно стали видеть черный. Но голубой или синий они также видели ≪черным≫ (до того времени только китайцы могли видеть черный цвет). Общеизвестно, что Гомер никогда не употреблял слова ≪голубой, синий≫.

Люди позднего периода Древней Греции первыми стали видеть комплементарные (дополнительные) цвета. Это — душевная способность видеть внутренним взглядом рядом с определенным цветом другой цвет, расположенный напротив в цветовом круге. Например, посмотрев какое-то время на черный и затем, закрыв глаза, мы увидим белый ≪послеобраз≫ или, задержав взгляд на зеленом, увидим красный оттенок. Так греки, глядя на зеленый свет Солнца, видели его в ореоле прозрачной мадженты. Только Эго, имеющее свое внутреннее пространство, способно видеть комплементарные цвета.

Греческая культура, испытавшая затем угасание чистого зеленого, закончилась с восприятием темно-зеленого цвета, произошедшим в период существования более прагматичной и материалистичной Римской цивилизации. После падения Римской империи центр культурного развития перешел в Византию, связанную с бирюзовым цветом.

Люди Византии, в зависимости от степени развития сознания, могли видеть небо то желто-зеленым, то зеленым, то бирюзовым. Они не ощупали глубины пространства, живя во втором измерении, но четко ориентировались в понятиях ≪право≫ и ≪лево≫. Сознание византийского человека мерцало между уходом в дремлющее и ясной объективностью пробужденного.

Для людей, живущих в ярком свете, восприятие бирюзового было небезопасным шагом. Свет остался ≪за спиной≫ и это был первый шаг в направлении тьмы за светом, в неизвестность.

Опорой могла быть религия. Это было время 300—800 гг. после Христа. Люди горели христианством. Но Византийская империя собрала множество разных наций и этнических групп. Сфера мышления и интересов Константинополя, где половина города дала обеты Римской церкви, очень отличалась от настроения Александрии с ее известной Академией и знаменитыми библиотеками. Представители множества религиозных течений были настроены воинственно друг против друга в выяснении вопросов теологии.

Здесь проявились как позитивные, так и негативные качества бирюзового: с одной стороны — глубокие религиозные чувства и поиск истины, а с другой стороны — застывание в догму, ведущее к расколу Церкви и неприятие эзотерического Христианства.

Чистый бирюзовый цвет прозрачен и ясен, как ледяной кристалл, пронизанный солнечными лучами. Он несет качества четкости формы, строгости линий и высокой моральности. Это самый холодный цвет. Если в душе живет только бирюзовый, то человек обладает острым умом, четко формирует мысли, но в крайнем своем проявлении становится жестоким из-за душевной холодности. Византийская эпоха славилась религиозным фанатизмом.

В Средние века, в период с 9 по 11 вв., когда человек смог воспринять голубизну неба, эволюция достигла стадии, на которой человек стал существом со своим обособленным внутренним миром. Он мог теперь пожелать остаться ≪наедине с собой≫, у него появилась понимание: ≪я отделен от мира≫. Он чувствовал религиозность как свой собственный выбор, испытывая благоговение и смирение перед высшими силами. Человек стал самодостаточным и из собственного внутреннего существа мог теперь устанавливать отношения с миром — как окружающим, так и божественным.

Восприятие голубого цвета небесной сферы дало человеку того периода душевное качество внутреннего тепла. (Человек с качествами бирюзового еще не пришел в своем сознании к этому и потому мог быть жестоким, хотя для него это жестокостью не являлось). Процесс индивидуализации связан с деянием воли и пробуждением внутреннего «Я» человека. Это начало пути к еще более осознанному проявлению воли (воля всегда движима теплом).

Прекрасная картина голубого — это голубизна нижней половины пламени свечи — самого горячего места. Верх пламени — золотисто-желтый, и это та часть, которая излучает больше всего света. Метаморфоз этой картины мы можем наблюдать в чистом летнем небе: бескрайность голубого наполнена золотым солнечным светом. За сводом голубого стоят тьма космоса и тепло земной атмосферы. В человеке мы имеем тепло физического тела и его связь с волей, а внутри — внутренний свет сознания.

Восприятие голубого цвета подарило человеку ясное (дневное) сознание, а также современное восприятие глубины пространства, которое произошло благодаря обретенной в то время физиологической способности фокусировать зрение.

Обретение ясности сознания в эпоху Древней Греции было связано с зеленым цветом, в котором присутствовал легкий оттенок желтого, и это придавало качеству сознания тепло, внутреннее равновесие и гармонию. Затем человечество сделало первый шаг в направлении тьмы (неведомого будущего развития сознания, связанного теперь с индивидуальностью и волей человека). В бирюзовом человек жил в еще явном сопровождении духовного света; в голубом он смог уверенно ≪встать на ноги≫, черпая силы в собственном душевном пространстве, наполненном теплом и духовным благоговением.

Свечи, факелы, огонь каминов или костров были тем светом, что освещал ночи средневековых людей, но они не испытывали страха перед тьмой, который стал свойственен человеку эпохи индиго — эпохи нашего времени, развитой души сознательной.

Невозможно идти сквозь индиго без глубокого искреннего благоговения, обретенного в голубом; придя к моменту развития, где голубой переходит в индиго, человек понимает, что путешествие в тьму еще не проявленного будущего действительно началось. Это индивидуальный выбор и личная ответственность в вопросе ≪куда Я иду?≫ — состояние полностью пробужденного (дневного) сознания, имеющее отношение к изумрудно-зеленому свету чистого сознания, несущему объективность.

В свете современного сознания больше не отражается духовный мир, как это было свойственно прошлому. Блестящий интеллект часто сфокусирован на материальном. Сознание человека наших дней становится слишком материалистическим и, если эгоизм побеждает, то человек оказывается в тюрьме собственных интересов, отрезая себя от мира (думает только о себе, говорит — о себе, живет — для себя). Как в тюрьме не появиться страху? Откуда черпать энергию и жизненные силы? Теперь только из собственной воли мы можем быть открытыми миру, проявляя интерес к индивидуальности другого человека, к природе, к жизни.

Драма нашего времени (и качество индиго) — сделать собственный выбор из разных направлений развития: интеллект, доводящий до совершенства технический (материальный) прогресс, не особо озабоченный человеческой моралью и ведущий к изоляции личности или интеллигентность (интеллект сердечный), служащий духовному поиску и объединяющий человечество общими целями.

 

Наше путешествие в историю восприятия цвета почти завершено. Мы начинали путь со знакомства с маджентой — цветом на пороге из тьмы в живой мир активности сознания. Сейчас мы снова оказались у порога.

Фиолетовый цвет служит мостом, который нужно перейти, чтобы попасть в другой мир. Здесь свет остается далеко позади, он почти недоступен и тьма подступает совсем близко. Для современного человека осознание фиолетового ведет в будущее — в ту фазу эволюции, которая еще не наступила и которая связана с расширением человеческого индивидуального сознания. Можно сказать, что познание всех цветов, за исключением индиго, который относится к современности, связано с прошлым и только фиолетовый цвет имеет отношение к будущему.

Благодаря своей непосредственной близости к теплу тьмы, фиолетовый поддерживает развитие человеческой воли, придавая воле будущего качество объективности (способность действовать из объективной необходимости, а не из индивидуальных соображений). Человек будущего сможет приблизиться к духовности не как к ≪дару свыше≫, как было раньше, а осознав ее в глубине собственной индивидуальности. Это будет ощущаться как живой теплый внутренний свет.

В древности окружающая атмосфера была намного более влажной, туманной и плотной, поэтому физическое видение цвета раскрывалось постепенно, по мере усиления действия света и утоньшения слоя атмосферы.

Сейчас земная атмосфера пропускает слишком много света и мы живем в ярком свете, который действует утомляюще и истощает нашу нервную систему. Вечером, когда природный свет угасает, нас атакует городская уличная иллюминация, неестественно-яркая световая реклама. В квартирах горят лампы ≪дневного света≫, экраны телевизоров и компьютеров…

Световое пер напряжение, характерное для нашего времени, обосабливает человека от мира природы, и, к сожалению, все чаще ведет к потере возможности видения цвета.

Причина неспособности различать цвета кроется не только в глазе, она связана также и с душой. Возможно, это можно было бы назвать атрофией души. Вы больше не нуждаетесь в цвете. И когда вы не воспринимаете цвет, то видите только мертвенность внешнего мира, при этом качество души, такое как энтузиазм, легко исчезает. В мире цвета энтузиазм выражает себя в киновари. Киноварь имеет внутреннюю, дополняющую (комплементарную) связь с бирюзовым цветом, который является носителем морали. Когда человек теряет киноварь, он будет со временем терять также и бирюзовый.

Как только пропадает одно, медленно выцветает вслед за ним и другое… Хорошо известно, что когда приходит неспособность различать цвета, то первый цвет, который уходит, — это красный. Человек теряет способность отличить красное от зеленого.

Эти цвета затем исчезают из сознания. Человек может не отдавать себе отчета в этом, но для души это потеря. И для окружающего мира это также потеря. Цвета являются живой действительностью. Сознательное наблюдение — это творческий акт в мире души, так вы поддерживаете живое восприятие всего мира.

Переживание Цвета в окружающем мире (особенно парящих изменчивых проявлений цвета в атмосфере, на небе в разное время года, дня и в разную погоду), умение наблюдать и удивляться — целительно для человека. Я считаю настоящей магией способность цвета проявляться в ситуациях игры света на предметах или в местах, где физически (как материальной краски, пигмента) его нет. Иллюстрирует это фотография ярко сияющего кармина, заполнившего металлическую чайную ложку, которая лежит на блюдце рядом с банкой, где заварен фруктовый чай. Солнечный свет, пройдя сквозь банку, подарил нам немного чудесного живого цвета, который мы иначе и не разглядели бы сквозь насыщенный темный раствор чая…

Цвет наполняет душевное пространство, его восприятие делает богаче наш внутренний мир. Человек, чувствующий связь с цветной природой, легче открывается для взаимодействия с другими людьми, надежно защищен от депрессивных состояний, от ощущения внутренней пустоты и желания наполнить свой мир иллюзорными переживаниями, исходящими от алкоголя, наркотиков, виртуального мертвого мира компьютерных игр и других впечатлений, вызывающих зависимость, но не приносящих внутреннего равновесия.

Я хотела бы завершить наш разговор словами из ≪Календаря души≫, написанного Р. Штайнером:

Я ощущаю существо, что в существе моем живет;
Так чувство говорит, с волнами света
Сливаясь в мире, солнцем озаренном;
Сверх ясности еще теплом
Мое мышление желает одарить,
И мир и человека
В единство крепкое связать.