Разговор с детской душой

О главном уроке

Соавтор Татьяна Нечитайло
г. Киев
19 грудня, 2019, 5:51

«Боги веселились в золотом дворце и радовались тому, что Соль и Мани остались вместе с ними, а также богиня любви Фрейя. Хитрость Локи освободила их от данной клятвы. И только Один сидел мрачный и не пил из праздничного кубка. Боги дали клятву, а затем нарушили ее, а это значит, что и в Мидгарде, среди людей, будет происходить то же самое…».

Ребенок «возраста Рубикона» чувствует то же разочарование и недоумение от действий родителей и вообще взрослых. Они, еще вчера мудрые и заботливые, вдруг начинают совершать множество ошибок и нарушать обещания, которые сами же дают. И в словах детей уже ощущается оценка действий взрослых. Ребенок отошел на шаг от своего детства и уже с этого, еще очень близкого расстояния, видны промахи и ошибки.

Взрослые – еще «боги», они умеют много того, что ребенку еще неподвластно, они умны, с ними интересно, они защищают и оберегают, но они уже не безукоризненны. Это «боги», которые дают клятвы и сами же их нарушают. Перед детьми 4 класса разворачивается пантеон скандинавских богов. Один и Тор, Фригг и Сив, Хеймдал и Нийорд, Локи – полубог, полугигант. Они вызывают восхищение и одновременно недоумение. Восхищение их возможностями, недоумение от противоречивых действий. Оказывается, что боги могут браниться между собой, зло шутить друг над другом, но при этом они всегда противостоят гигантам и защищают от них Мидгард – королевство людей. Не то же ли происходит в душе ребенка, когда он уже более пристально пытается всмотреться в окружающий его взрослый мир?

Если проследить развитие повествовательной части главного урока, становится очевидно, что каждый учебный год учитывает изменения, происходящие в ребенке, и каждая из рекомендованных тем наиболее точно отвечает запросам этих возрастов.

Первый класс – сказки. Народные сказки, чьи образы идут из глубины веков. Ребенок 6-7 лет еще наделен этой способностью – воспринимать духовный мир непосредственно. Он способен многократно слушать одну и ту же сказку, и его душа через сопереживание героям сказки получает опыт жизни – как на земле, так и в духовном мире.

Второй класс – жития святых и одновременно басни. Это уже что-то более близкое, приземленное. Ребенок уже прочнее стоит на земле, хотя он еще и чувствует присутствие духовного в животных и растениях. Именно поэтому то, что басни наделяют их способностью говорить, не вызывает у детей ни малейшего удивления. Личности святых тоже близки к сказочным. В их реальных биографиях встречается множество чудес, и в то же время это реальные люди, люди близкие духовному миру. Они – словно ворота, через которые духовный мир еще может проникать в нашу жизнь.

 

 

Третий класс – разрыв между обыденным миром и людьми, живущими в духе, увеличивается еще больше. Перед третьеклассниками разворачиваются величественные картины Ветхого Завета. Яркие личности . Иосиф, Моисей, Соломон. Люди-пророки, люди, ставшие голосом Бога. А сам Бог Яхве – настолько велик и непостижим, что даже звук Его имени может убить человека. Избранные из избранных могут общаться с Ним. Остальным остается в удел послушание. Бог Яхве за непослушание наказывает свой избранный народ, как родители наказывают своих детей, зная, что поступки, которые они совершают, могут принести им (детям) вред. Дети ослушиваются, но и боятся одновременно. Это возраст, когда авторитарный запрет еще может принести результат.

Но вот пройден «возраст Рубикона», и дети прикасаются к миру «Эдды». Да, это боги, они величественны, но в их характерах уже есть много из того, что дети стали замечать во взрослых – обман, злость, усталость, раздражение, но также и великодушие и искренняя любовь. В четвертом классе уже появляется любимая учительница, которая хороша не просто потому, что она есть, а потому, что она носитель определенных человеческих качеств. И дети это начинают замечать. Образы русских былин прекрасны, но они не заменяют детям образов «Эдды». Если говорить о том, что происходит в их душах, то именно «Эдда» полностью соответствует этому.

Пятый класс – мифы и легенды Древнего Мира. Тот, кто читал Плутарха или Шюре, знает, что грань между биографиями реальных персонажей и биографиями богов и героев зачастую исчезает. Боги спускаются на Землю. Они живут среди людей, они действуют вместе с ними, они могут вселяться в людей. Дети все более ощущают себя взрослыми. Им в голову приходят странные мысли – те, которые раньше их не волновали. Это мысли взрослых людей. Смерть и бессмертие, любовь и ненависть становятся темами для раздумий. Они словно чувствуют, что с ними что-то происходит, они начинают пристальнее всматриваться во взрослого, все более критично, но с громадным желанием понять законы, по которым живут эти странные, большие люди. Ведь они начинают ощущать это дыхание внутри себя.

В шестом классе все понятно – взрослые всегда и во всем не правы. Из-за них произошло столько бед и несчастий. Они не смогли правильно выстроить свои отношения. Вот если бы мы. Давайте выстраивать свои законы. Изучать историю Римской империи, превращать класс в собрание Сената. Мир должен обрести новые, честные законы. История того, как люди пытались добиться этого, созвучны этому возрасту. А затем, затем становится ясно, что все мы разные. Борцы за справедливость и лентяи, гении и проныры – мы все разные, собравшиеся по какому-то произволу судьбы в одном классе. И жизнь впереди у каждого тоже своя. Что влияет на выбор в жизни, как увидеть, услышать тот знак, тот призыв, который станет главным, определяющим? Как это было у других людей? Биографии тех, кто добился чего-то в жизни, тех, кто оставил яркий след в памяти и судьбе других людей – вот что трогает детей этого возраста.

Повествовательная часть урока – это словно разговор с душой ребенка. Душой растущей, крепнущей, желающей найти свое место в отношении ко всему в мире. Каждый прожитый в школе год позволяет раскрывать все новые грани жизни души для детей. И делать это самым подходящим для этого способом.

Рисунки Натальи Ещенко

Впервые опубликовано в журнале «Дитина Вальдорф» №7-8, 2003




Читайте також