Первый класс в вальдорфской школе

Фрагменты первого учебного плана

Фото: Юрий Марчук
Каролина фон Гейдебранд
Перевод под редакцией Екатерины Федько
22 серпня, 2019, 8:00

Мы решили публиковать фрагменты самого первого учебного плана вальдорфской школы под редакцией Каролины фон Гейдебранд, с которой читатели журнала уже хорошо знакомы по статьям о маленьком ребенке. Этот труд времен зарождения новой педагогики, одновременно первое связное изложение учебного плана вальдорфской школы, на протяжении десятилетий сохранился без изменений. Поколения вальдорфских учителей и родителей получили представление о том, как должен подаваться материал уроков в вальдорфских, или штайнеровских, школах.

В течение десятков лет материал Каролины фон Гейдебранд был единственным изложением учебного плана вальдорфских школ. Однако в самих вальдорфских школах этот материал никогда не понимали как обязательное руководство к действию, но как мастерски изложенный краткий обзор высказываний Рудольфа Штайнера и практики тех времен. Для детального руководства к действию в смысле более нового учебного плана (curricula) это изложение считалось, к счастью, слишком неопределенным. Тем не менее, эта работа была представлена некоторым органам школьного образования при получении лицензии.

В то время, когда в Украине уже приняты и загрифованы программы вальдорфских школ от детского сада до старшей школы включительно, кажется, будет хорошо вновь приобщиться к первоисточнику.

Ребенок приходит в школу, проживая период смены зубов. Пластически-формирующие силы, которые работают над его организмом, завершают свое действие с прорезыванием вторых зубов. Они освобождаются от телесной жизни и проявляются в преобразованном виде в жизни представлений. Маленький ребенок вплоть до смены зубов проявлял свою душевную жизнь сильнее всего в движении конечностей, после смены зубов он переживает себя больше в ритме своего дыхания и кровообращения. Поэтому со всем, что имеет рифму, ритм и такт, он имеет подсознательную связь. Из периода до смены зубов еще действует воля ребенка, выражаясь в повадках и жестах его конечностей, подражая всему и также через подражание усваивая то, что в повадках и жестах воспитателя выступает как проявление его внутренней жизни. Не только со своим человеческим окружением, но также и со своим природным окружением ребенок имеет тесную внутреннюю связь: он, по сути, еще не существует сам по себе, это мир позволяет быть ему здесь.

ПЕРВЫЙ КЛАСС

Живопись и рисование вводят ребенка в мир пластически-формирующих сил. Он развивает свое ощущение цвета, переживает чистый цвет, рисуя в его консонансе и диссонансе, и созерцает форму как результат произведения цвета. С линиями он знакомится сначала как с границами красок.

Таким образом, рисование возникает, с одной стороны, из живописи, с другой – из самого переживания человека в движении. Прямое и кривое познается в движении прямых и кривых линий, в пластическом повторении форм в воздухе с помощью руки. При этом мы заботимся о внутреннем переживании формы. В то время как ребенок пробегает круг, эллипс, лемнискату и прочие фигуры, создавая в движении кривую, затем ее рисует, он ощущает себя по-новому. Он учится понимать язык форм. По возможности мы избегаем чистого подражания внешним предметам и явлениям.

 

Письмо. Из живописного рисования возникает письмо. Сначала ребенок не имеет отношения к абстрактному изображению букв. Человечество не сразу получило буквы. Они лишь постепенно сформировались из образного иероглифического письма. Если мы поставим ребенка сразу перед традиционным письмом, то преждевременно сделаем из него старичка.

Развивающаяся природа человека требует, чтобы движение вперед происходило от творчества к интеллекту, от ручного труда к умственному, от живописи и рисования к письму и чтению.

Можно способствовать тому, чтобы ребенок подражал, к примеру, в букве «Ф» фигуре филина, и таким образом дать ему написание буквы вначале в образном изображении. Рука должна при написании выводить то, что без усилий видит глаз. Глаз с любовью должен следовать перу. Тогда письму будет присуща красота. На первом учебном году ребенка учат лишь тому, чтобы он простым способом переносил на бумагу те или иные вещи, которые ему называют или которые он придумал сам.

Чтение. В процессе рисования ребенок знакомится с большими печатными буквами алфавита. В первом классе его учат лишь тому, чтобы он не воспринимал напечатанное как нечто ему незнакомое. Перед нами не стоит задача достичь какого-либо завершенного результата.

Речь. Переход от просторечия к правильной разговорной речи происходит при помощи рассказывания и пересказа.

При этом учитель не забывает о том, что дух языка управляет просторечием в гораздо большей степени, чем правильной разговорной речью. Поэтому он будет относиться к языку ребенка осторожно и ласково, без наставлений и придирок.

Материалом для рассказывания в этом классе будут сказки, яркие образы которых стимулируют фантазию ребенка и за художественной картиной скрывают самые сокровенные тайны человечества. Также мы берем наглядные образы из реалистичных ситуаций. На ребенка действует все то, что учитель делает от души, ощущает и изображает с внутренней правдивостью на усовершенствованном для разных темпераментов, разными способами окрашенном и оживленном, понятном и четком языке. При выборе стихотворений для этого возраста учитель прежде всего обращает внимание на художественную форму, мелодику языка, рифму, ритм и такт.

Бесконечно много зависит от того, насколько педагогу удастся направить в  единое русло и соединить в единое целое сферы обучения, которые кажутся отдаленными друг от друга.

Так, к примеру, языковое восприятие протяжных, четких звуков развивается с помощью пения гораздо раньше, чем это восприятие проявляется в орфографии.

Краеведение. Задача краеведения состоит в том, чтобы постепенно пробудить грезящего ребенка к его окружению так, чтобы он учился связывать себя с ним более осознанно. Все, что активизируется в сознании и закрепляется в понимании – знакомые растения, животные, камни, горы, реки, луга и т.д. – учитель, согласно особенностям каждого возрастного периода, должен описывать не абстрактно, а живо и образно и непременно в нравственном свете. Небо, облака, звезды, цветы, звери, кристаллы и другие объекты окружающего мира должны, как в сказке, в живой беседе друг с другом выражать и излучать свое величие, благочестие, свою кротость или, наоборот, дикость и многое другое.

Арифметика. Следуя художественному восприятию, мы изучаем четыре арифметических действия сначала в рамках 20, затем по возможности до 100, исходя из принципа «от целого к частному». К примеру, сложение изучается исходя из суммы, умножение – исходя из произведения и так далее. Ведь и в жизни человек охватывает сначала целое, а после обращает внимание на детали.

Способ, каким ребенок учится считать, формирует мозг взрослого человека. И будет ли он позже мыслить целостно, синтетически или атомистически, зависит во многом от первого урока арифметики.

Также великое моральное значение имеет то, учится ли вначале ребенок дарить определенное количество яблок в действии деления, или же он сначала постепенно собирает яблоки для себя в действии сложения. Учитель будет всегда стремиться к тому, чтобы посредством урока воспитывать и проникать глубоко в характер и темперамент ребенка. Ритмичное движение, бег, хлопанье и прыжки вводят ребенка в счет правильным здоровым образом.

Иностранные языки. Уже в первом классе мы начинаем изучать два иностранных языка. В этом возрасте еще очень сильно выражены инстинкт подражания и пластичность органов речи ребенка, служившие при усвоении родной речи. Они не должны остаться в стороне и при изучении иностранных языков. Первые три года ребенок учится говорить, воспринимая иностранный язык на слух.

Он разучивает песни, игры, хороводы, стихотворения, которые ему сообщают ритм, мелодику и звучание иностранного языка. Его побуждают к ведению небольших бесед. Грамматика на данном этапе не изучается.

Эвритмия. Эвритмия как искусство движения разучивается в созвучии с музыкой. Ребенок по музыкальным мотивам вышагивает геометрические и графические формы. Огромное значение имеет то, что ребенок знакомится с разницей между прямой и кривой линиями всем своим телом. Движения руками для обозначения гласных и согласных хоть уже и выполняются, но в основном из подражания, в процессе игры. Эти упражнения выполняются в сопровождении небольших произведений и сказочных игр, которые построены на ритме и рифме. Особое внимание уделяется ритмическому повторению такта произведений. Также практикуется прохождение стихотворных размеров короткими и длинными шагами. Чтобы выработать нужное восприятие на слух, простые ритмы сопровождаются хлопаньем в ладоши и движениями ног.

В музыкальной эвритмии выполняются движения для звуков до, ре, ми, фа и соль. При этом их названия не играют никакой роли. Дети вслушиваются в звуки и закономерно в соответствии с ними выполняют движения. Для мелодий, которые имеют настроение квинты, может выполняться также интервальное движение квинты. Эти мелодии могут протекать либо в пределах первых пяти тонов гаммы или в звуках ре, ми, соль, ля, си. Так же проводятся основные упражнения с палочками.

Музыка. Сначала детей знакомят с переживанием квинты. Оглушительное хаотичное музыкальное переживание благодаря движению переходит постепенно во внутренне связанные музыкальные чувства.

Для пробуждения и гармонизации душевных сил ребенка используются все музыкальные средства. Особое внимание уделяется чувству прекрасного и безобразного в ребенке, тренируется и развивается слух, происходит знакомство с элементарным ритмом и мелодией. С помощью чередования самостоятельной деятельности и слушания ребенок, в соответствии со своим возрастом, знакомится с музыкальными произведениями.

В первом классе исполняются песни в настроении квинты. У всех детей проводятся уроки игры на флейте большими группами. Некоторые могут перейти позже к знакомству со скрипкой. По необходимости, подключаются также ударные инструменты. Эти уроки игры на музыкальных инструментах являются обязательными для первых трех классов. В дальнейшем они проводятся малыми группами по желанию. Большое значение придается тому, чтобы дети пели в сопровождении введенного в школе инструмента (развитие этих навыков, конечно же, в большей степени происходит в последующих классах); таким образом, с вокальной и инструментальной музыкой дети знакомятся одновременно.

 

Рукоделие. Мальчики и девочки учатся вязанию на двух спицах. С одной стороны, вязание воспитывает сознательность и ловкость рук, с другой – эта деятельность пробуждает и стимулирует духовные задатки ребенка. Во время различных упражнений, связанных с рисованием цветными мелками, акварелью и т.д., развиваются чувства цвета и формы.

Из книги автора «Учебный план свободной вальдорфской школы».
Впервые опубликовано в электронном журнале “Дитина Вальдорф+” №3, 2014г.




Читайте також