Возможные направления работы над программой

Задача группы – предоставить в помощь вновь возникающим в разных частях мира вальдорфским школам основные направления того, как в вальдорфском учебном плане может быть выражена особенность отдельной культуры. Ниже коротко обозначены следующие принципы и практические предложения.

Общие  принципы

Развитие  человека

Базис вальдорфского учебного плана – развитие человека. Как определил Штайнер, «чему учить и как воспитывать, должно быть основано только на знании человека и его/ее индивидуальных способностей (или на том, что живет в каждой индивидуальной душе)». Это – наша отправная точка.

«Родители, вверяя своих детей этой школе, могут только надеяться и ожидать, что эти дети будут так воспитаны, чтобы сумели жить по законам жизни, полностью считаясь с этим социальным движением (движением трехчленности социального общества). Это и вызывает необходимость, основывая эту школу, начать с педагогических принципов, основанных на том, чего требует от нас современная жизнь. Надо так воспитывать наших детей, чтобы они стали людьми, подготовленными к жизни в соответствии с этими требованиями, которые сможет выдержать каждый, независимо от того, из какого социального класса он или она происходит. В организации этой школы должны быть отражены реальные потребности жизни людей сегодняшнего дня. Дух, который должен править этой жизнью, должен стимулироваться в детях через то, как они обучаются…

Идеализм должен работать в духе его педагогики и методов, но это должен быть идеализм, имеющий силу пробудить в растущем человеке те силы и способности, которые будут нужны ему до конца жизни, чтобы работать компетентно для их современного общества и иметь достаточно средств к существованию.»

                                (Из очерка Р. Штайнера в «Вальдорфских новостях» №19 от 19.10.1919 г.)

Комментарий

  1. Это предполагает выработку знаний принципов развития человека с антропософской точки зрения. Мы делаем это, изучая базовые работы Штайнера о развитии человека и учитывая современные научные знания (т.е. такие, как современная лингвистика, неврология, психология, развитие ребенка и т.д.).
  2. Эта работа дополняется путем изучения отдельных детей и групп детей, через изучение ребенка. Каждой школе необходимо развивать культуру изучения ребенка, основанную на точных объективных наблюдениях, осознании ситуации, уважении индивидуальности ребенка, практике медитации, характеризующей скорее образно-формирующую, чем категорийно-диагностическую интерпретацию, а где необходимо – личностное воздействие, которое необходимо  и  может  быть  принятым.
  3. Оба из этих аспектов должны быть понятыми в контексте нужд личности в современном обществе (см. цитату выше).
  4. Работа над учебным планом потому и основана на изучении развития человека и культуры изучения ребенка в данном социальном контексте.
  5. Эти области изучения являются основными задачами учителей-предметников и коллегий учителей через изыскание, обмен опытом и совместное исследование.

Учебный план включает метод

Термин «вальдорфский учебный план» включает описание подхода к обучению в целом, метод и содержание того, чему мы учим и как этому учим. Под учебным планом подразумевается весь воспитательно-образовательный подход.

Примечания. Комментарии

  1. Это значит, что разработка учебного плана включает в себя методы и формы обучения и содержание того, чему обучают.
  2. Это включает изучение того, как различные методы обучения и содержание оказывают влияние на детей.
  3. Разработка учебного плана включает также понимание преимуществ действия ритма и структуры урока, учебного дня, недельного и долгосрочных ритмов обучения в актуальном контексте.
  4. Большая часть вальдорфского метода учитывает признание важности в выработке семилетнего ритма и ориентируется на него.

Учебный план является художественным

Вальдорфский учебный план является фундаментально художественным в своем подходе, независимо от того, какой это предмет.

Комментарий

 Это значит, что его форма, содержание и методы  пробуждают образный мир ребенка или молодого человека. Он ориентирован на процесс и стремится вызывать как рост, так и более высокий смысл.

  1. Вальдорфское образование обязывает учителя быть художником в том смысле, что учитель совершенствует методы обучения и прилагает их к бесконечному множеству  способов для накопления целостного опыта обучения для конкретной группы детей.
  2. Учитель работает также с художественными задатками, заложенными в ребенке, с той частью сути ребенка, которая формирует, придает оболочку и выражается в более высокий намерениях.
  3. Суть художественного процесса – трансформация и развитие.

Образование укрепляет здоровье

Вальдорфское образование стремится поддержать силы, формирующие здоровье внутри самой индивидуальности (личности).

Комментарий

  1. Под словом здоровье подразумевается здоровье в его целостном значении, а не только хорошее физическое состояние. Здоровье в этом смысле значит гармоничную интеграцию души личности и духовной сути в ее телесном организме.
  2. Здоровье – это условие, в котором личность может оптимально реализовать свой наивысший потенциал как человек.

Образовательные цели

Для того чтобы разработать учебный план, надо иметь цель образования. Такие цели выражают наши более высокие намерения. Эти цели располагаются, начиная с самых общих до специфических целей для каждого предмета для каждой возрастной группы.

Комментарий

Каждая школа должна сформулировать свои собственные первичные цели обучения. Из таких целей частично состоит видение школой образования. Они предположительно будут включать такие общие цели, как:

  • удовлетворять потребности развития каждого отдельного ребенка;
  • забота о формирующих здоровье процессах внутри ребенка;
  • предоставление возможности всем детям реализовать их потенциал;
  • создание для детей таких условий, чтобы они могли после окончания школы занять свои места в обществе, как свободные личности;
  • привить детям умения и навыки, которые необходимы им, чтобы они смогли внести вклад в обновление общества.
  1. Каждая ступень школы, начиная с детсада и до старшей школы, имеет свои собственные специфические воспитательные идеалы и цели. Их следует разграничивать и периодически пересматривать.
  2. Каждый предмет имеет свои собственные воспитательные цели, которые также следует пересматривать в свете накопленного опыта.
  3. Все планирование требует разделения целей. Учителя планируют, проводят и пересматривают свои уроки.
  4. Важным аспектом этого является тот факт, что планы можно изменить, и они меняются. Уроки меняются в соответствии с реальностью ситуации. Такие изменения очень важны, и отталкиваясь от них, можно заглянуть во внутренний мир детей, их учебу и обучение.

Оценивание

Каждый аспект учебного плана, отработанный на практике, нуждается в регулярной проверке, пересмотре и оценке. Это делается как каждым в отдельности учителем, так и группой учителей, и коллегией.

Комментарий

  1. Важно, чтобы ценности в образовании были признаны и осознаны (это значение слова «оценивание» – извлекать, или обнаруживать ценность, важность). Оценивание является частью постоянно продолжающейся работы учителя. Уроки планируются, проводятся, делается их обзор (пересмотр), готовятся новые планы на следующие уроки. Учителя пересматривают результаты уроков по отношению к циклу уроков на короткий и более длительный срок. Эти цели относятся к долгосрочным целям на год для всего класса, и общим образовательным целям.
  2. Родители и старшие ученики имеют право знать, что является целью образования и воспитания в школе и что думает школа о том, насколько эффективным является обучение в этой школе.
  3. Ученики и родители имеют также право знать, насколько успешно ученики продвигаются к целям обучения школы, путем принятого оценивания и обратной связи (например, сообщения родителям).
  4. Родители не только нуждаются в информации об успехах в образовании их детей, но их надо, как родителей, вовлекать в дискуссии об их детях.
  5. Чтобы узнать, способствуют ли уроки достижению желаемого результата в обучении, необходимы точные наблюдения и определенные направления к предполагаемым достижениям детей. Наиболее подходящими уровнями знаний являются те, которые определены теми учителями, которые знают детей, хотя наличие согласованного в общем направления уровня знания того, что предполагается достигнуть, в какой-либо школе или в ряде вальдорфских школ может оказать большую помощь. Так же полезно (а иногда необходимо) познать путем сравнения, каковы ученики вальдорфских школ и учащиеся невальдорфских школ одного и того же возраста. Внешние критерии не должны определять, что делает вальдорфский учитель, но они действительно ориентир. Есть необходимость диалога об общих образовательных целях между учителями, между школами и, где необходимо, между вальдорфскими школами и властями.
  6. Существует много показателей того, что у детей улучшается здоровье, включая аспекты их физического хорошего состояния, координации, равновесия, памяти, эмоционального баланса, социальных способностей, морального развития и личностных качеств. При любом оценивании учеников следует учитывать все вышеупомянутые аспекты.
  7. Процесс оценивания учебного плана извлекает пользу из коллегиального сотрудничества в пределах уровней. Равнооценивание очень ценно в развивающемся качестве.
  8. Личная самооценка каждого учителя является частью их постоянного саморазвития. Учителям следует знать свои собственные сильные и слабые стороны и заниматься осмысленным самосовершенствованием.
  9. Тесное сотрудничество между классными учителями и учителями-предметниками.
  10. Взаимонаставничество и скрупулезное оценивание – важные аспекты коллегиальной работы и вносят  значительный вклад в развитие качества в образовании.
  11. Исследования, основанные на практике, могут внести большой вклад в развитие  учебного плана и могут быть даже сделаны в самых маленьких школах с минимальными ресурсами (возможностями).
  12. Разработка учебного плана – одна из основных задач учителей-предметников и коллегии учителей.

Самоуправление  учителей

Основной принцип вальдорфского образования – это то, что учителя автономны. Они должны быть способны определять, чему и как учить своих учеников, основываясь на собственном понимании.

Комментарий

  1. Вальдорфский учитель не должен следовать предписанным извне методам обучения, которые противоречат его/ее собственному внутреннему взгляду на обучение.
  2. Возможны компромиссы  относительно этих предписаний, но учителя, родители и старшеклассники должны осознавать последствия, поскольку таковые могут проявиться.
  3. Автономия также значит высокий уровень ответственности. Реальная ответственность зависит от совместной работы команды с четкими целями и процедурой оценивания.
  4. Отделившись от факта, что каждый индивидуум ответственен за свои собственные мысли и поступки, учителя ответственны за своих коллег-учителей и коллегию учителей. Этот орган ответственен перед обществом за их коллегиальные действия. Эта ответственность должна быть реальной, и надо находить практические формы ответственности.

Вальдорфское образование  многообразно

Образование в вальдорфской школе может принимать много форм, пока оно соответствует принципам, описанным выше.

Комментарий

  1. Вальдорфское образование может принимать любые формы. Учебный план может быть бесконечно адаптирован, а методы обучения варьироваться, чтобы соответствовать ситуации, пока они уважают и удовлетворяют требованиям природы развивающихся детей.
  2. Внешние формы, такие как архитектура, дизайн классной комнаты и оформление, должны отражать возраст детей, требования окружающей среды и практичность использования.
  3. Многие существующие формы имеют большую ценность. Но они теряют эту ценность в случае, если потеряна осознанность, почему они были созданы.
  4. Что является существенным, то это –  изучение существующих форм. Такие сути могут дать информацию о развитии новых форм.

 

Практические предложения

 

Следующие предложения носят по своей природе скорее практический характер, чем являются основополагающими принципами.

Настроение (дух)  места

  1. Для старта новой школы будет помощью изучить культурный контекст места расположения. Биография школы начинается еще до ее внешнего рождения. Какова история места? Какие (если есть) духовные предки могут быть найдены для импульса к старту для основания вальдорфской школы? В учебном плане будет много возможностей, чтобы присоединить дух места.
  2. Это очевидно прикладывается к географии и климату места. Как место оказывает влияние на учебный план, ритм школы сегодня и весь год?
  3. Новой вальдорфской школе следует принять во внимание существование местных традиций воспитания и обычаев. Если вальдорфская школа в значительной мере отличается от местной практики обучения, это необходимо донести в доходчивой форме общественности и органам власти.
  4. Используйте, где только возможно, местный материал, бумагу, краски, карандаши, цветные мелки, мебель и т.д.
  5. Эти же принципы касаются архитектуры, дизайна, оформления школьного здания. Сначала воспитательный контекст необходимо сделать сознательно, т.е. что детям необходимо в их окружении, какие виды деятельности выполняются здесь. Затем находятся решения, которые отражают местные качества культуры и материалы. Можно создать нечто абсолютно новое, хотя это, вероятно, надо будет соотнести с физическим и климатическим контекстами. Если это сделано, надо найти возможность объяснить причину и мотивы, стоящие за архитектурой.
  6. Где только возможно, придерживайтесь времени учебы и отдыха, которые соответствуют традиционным местным образцам. Это помогает детям оставаться интегрированными в их более широком общении.
  7. Если вы собираетесь сделать что-либо, что отличается от местных традиций, обоснуйте это хорошенько, чтобы сделать так. Затем убедитесь, что все учителя могут предложить родителям или официальным лицам хорошее объяснение, насколько важны такие вариации (например, возраст ребенка для начала учебы; необычные предметы, такие как эвритмия; использование восковых мелков и акварельных красок и т.д.).
  8. Необходимо принять во внимание местные сезонные и климатические условия при составлении учебного плана и расписания. Это касается структуры дня. Вышеупомянутый принцип таков, что экспериментально можно найти формы, удовлетворяющие образовательно-воспитательным нуждам и отражающие соответствующее возрасту равновесие мышления, чувствования и воления.

Праздники

Если вы выбираете, какие ввести праздники, ассоциирующиеся с вальдорфским воспитанием, убедитесь, что основания для формы и содержания хорошо понятны всем, кто вовлечен в его проведение. Если внутренняя природа праздника изучается ежегодно, значение праздника будет углубляться, и вероятность его приятия становится больше. Подобным образом, если используются местные обычаи и празднуются местные праздники, они должны быть интегрированы в общеобразовательный контекст вальдорфской школы.

Выбор учебного материала

  1.  Выбирайте песни, стихи, игры, танцы, рассказы, мифы, легенды и творческую деятельность, которые отражают местное культурное  разнообразие, и изучайте, какие качества они имеют по отношению к развитию ребенка. Они могут иметь особую лингвистическую ценность, они могут быть строго ритмичными, могут представлять собой местные элементы культуры и т.д. Это требует того, чтобы элементы местной культуры собирались и изучались, чтобы можно было установить, какую педагогическую ценность они могут иметь и для какой возрастной группы могут подойти. Это могло бы стать ключевым изучением для вальдорфских учителей в любой культуре. Обмен опытом по этому предмету будет бесценен.
  2. Абсолютно понятно, что найти баланс между местными культурными элементами и элементами, имеющими всеобщее значение, вполне возможно.
  3. Во всех аспектах разработки учебного плана нужно исходить скорее из общечеловеческих аспектов образования, чем просто неоспоримое принятие элементов, четко  связанных  с  традициями  среднеевропейской  вальдорфской  школы.

Родной  язык

  1. В обучении родному языку сперва изучают различные элементы языка (формы письма, фонетические и лингвистические качества, структуру соотношения форм разговорного языка к литературному) до начала развития метода его введения. Изучению природы родного языка должно предшествовать развитие вальдорфского подхода к введению грамотности. Отвергаемые принципы вальдорфского подхода к введению грамотности есть такие:
    • метод должен иметь отношение к качествам самого языка, т.е. есть ли в языке фонетический алфавит или нет, есть ли прописной или печатный шрифт; модулирование, гибкость языка; изменение окончания (гнуть, давать другое направление, изменять);
    • навыки формальной грамотности (письма и чтения) следует ввести лишь в 7-летнем возрасте ;
    • навыки устной речи должны быть развиты – дети должны быть способны хорошо говорить на своем родном языке, прежде чем они научатся читать и писать;
    • путь от устной речи к грамотности должен быть по сути художественным, имагинативным и четким. Не всегда необходимо или возможно идти от образа к букве или характерному символу. Штайнер считает, что нет необходимости в повторении исторической эволюции от пиктограмм до идеограмм. Для наших педагогических целей абсолютно нет нужды копаться в истории цивилизации. Все, что нам надо сделать – помочь крыльям воображения (имагинации) отыскать свой путь в этот метод, а затем не имеет значения, на каком языке мы говорим, выбрать несколько характерных слов, которые мы трансформируем в образы и из которых мы извлекаем действительные буквы. Не во всех языках имеются буквы: некоторые имеют литеры, представляющие целые понятия. Тем не менее, принцип понятен.
    • Метод исходит от письма к чтению, при использовании руки вовлекается все человеческое существо, а не только его познавательные способности.
    • Мы исходим из устного языка к грамотности, но поддерживаем практику устной речи в разговоре, пересказе, декламации стихов, в исполнении драм, диалогов и вообще в коммуникации. В вальдорфском подходе необходимо считаться с традиционными методами обучения в данной культуре. Если вальдорфский метод в значительной мере отличается от обычных методов данной местности, то для тех, кто пользуется ими, причины их использования должны быть четко ими поняты. Материал для говорения и чтения должен базироваться на текстах, подходящих языку.
    • сутью является переход от устной речи к грамматике в начале второго семилетия путем использования образного элемента для создания живых понятий. Для этого могут быть привлечены формирующие силы ребенка, и это предотвращает преждевременное введение в абстракцию;
    • дети должны учить все виды шрифта, а печатный язык им  необходим в практической жизни;
    • в тот момент, когда дети пишут и читают, следует вводить ключевые элементы синтаксиса и грамматики (части речи) для осознания того, что происходит.  Основные направления программ по немецкому и английскому языкам как родному языку имеют здесь преимущества, поскольку они родственны по структуре и пользованию языком (написание букв, пробное письмо, творческое письмо, письмо литературное и т.д.);
    • обучение грамотности в любом языке имеет задачу вовлечь ребенка в настроение (дух) языка подходящими для возраста методами.
  2. Эвритмия должна развиваться для особенных звуков каждого языка из внутреннего жеста самого языка, оставаясь в то же время верной принципам эвритмии. Это важная задача для исследования, которая до сих пор не была полностью завершена для многих языков, в которых в настоящее время проводится эвритмия.

Материал  для  рассказывания

  1. Рассказы и материал для рассказывания, так же как и литературу, следует извлекать из местного культурного наследия, прежде чем браться за  мировую литературу.
  2. С точки зрения мифологии и содержания повествования, имеется 2  варианта, оба из которых имеют место в вальдорфской школе:
    • выбирать материал, который имеет отношение к местным культурным традициям, как к культуре местных жителей, так и европейского наследия, если это уместно;
    • выбирать примеры из универсальных мифов, легенд, рассказов, которые выражают характер, возможно имеющий отношение к эволюции человечества. Примеры универсального материала включают в себя много сказок, басен со всего света, много рассказов из Ветхого завета, Корана, создание мифов, рассказов о Боге – как противопоставление героям из норманнской и греческой мифологии, эпоса о Гильгамеше, Махабхарате, «Одиссее» Гомера, жизни Эндхарта/Будды, жизни Магомета в Коране, жизни Иисуса Христа, описанной в Евангелии (для нехристианской культуры).

Иностранные  языки

Выбор, каким иностранным языкам следует обучать, должен базироваться на необходимости местной культуры и способности школы гарантировать непрерывность его обучения.

Изучение  естествознания

  1. В изучении природы в первую очередь должны браться примеры из местного окружения.
  2. То же самое относится к географии, которая очевидно начинается с местности.

История

  1.   На уроках истории местная культура и ее корни занимают центральное место перспективы в качестве стартовой точки, но мировые исторические вопросы равно важны для понимания современности, сил и идеалов, которые выражаются.  Центральным в задачах уроков истории в вальдорфском обучении является необходимость описать симптоматически эволюцию духовного процесса в человеческом сознании. Местная история играет в этом относительно небольшую роль. Классическая вальдорфская последовательность движения от мифов к истории Древней Греции и Александру Великому, двигаясь к Риму, Средневековью, Ренессансу, от начала современности до сегодня в 8-м классе является некой моделью (некоторые сказали бы, определенной моделью) для служения примером эволюции сознания. Возможно брать примеры различных стадий человеческого сознания из других культур. Этот предмет является объектом многочисленных дебатов с множеством противоположных точек зрения в вальдорфском воспитании.