Скрытая гармония сильнее явной.
Гераклит

Задумываемся ли мы над тем, что абсолютно всё вокруг нас подчинено ритму? Дыхание, смена времён года, чередование дня и ночи, речь человека, песня, танец, и самый календарь, и, наконец, вся жизнь – это и есть ритм, который подчиняет нас себе или же который мы задаем сами. Задаем – и тут же чутко прислушиваемся: а как теперь зазвучала мелодия? Может быть, совершенно по-новому? Перефразируя Архимеда, можно сказать: задайте мне нужный ритм – и я переверну весь земной шар!

Говорят, что жизнь животного определена хронотипически. Мышь, например, достигает возраста полутора-двух лет, собака может прожить двенадцать лет, а человек примерно восемьдесят. Развитие есть уже и в простейшем организме. Так, растение растет от ростка до стеблей и листьев и, наконец, цветов и семян. Это происходит в течение года. У многолетних растений такое развитие повторяется – из корня, который один сохраняется, и снова и снова дает побеги.

У человека период роста, который продолжается примерно до двадцати лет, проходит в трех фазах:

1) от рождения до первого вытягивания и смены зубов;
2) от смены зубов до периода половой зрелости;
3) от половой зрелости до взрослого состояния.

Периоды «наполнения», в которые ребенок становится шире и тяжелее при замедленном росте в длину, сменяются фазами вытягивания, ускоренного роста в длину, в которые прежде всего растут конечности.

Эта ритмичность смены фаз развития касается не только организма в целом, но и отдельных его органов. Развитие мозга, например, происходит так, что в первые пять месяцев жизни число клеток в мозгу сильно возрастает, и только после этого увеличивается их размер. Дифференциация и рост следуют друг за другом, причем дифференциация и есть наиважнейший шаг развития. Каждая система органов (физически-телесный уровень) имеет свою собственную хронотипическую кривую – так же, как имеет ее биологический, психический и духовный ход жизни. Разумеется, смена фаз происходит отнюдь не по соответствующим календарным дням. Скорее, хронотипическая кривая обозначена вехами, средними интервалами, по которым осуществляется индивидуальное развитие. На практике это означает очень простую и естественную вещь, которую мы повсюду наблюдаем в природе, – жизненный ритм.

C древних времен знания о природных ритмах помогали человеку жить на земле. Умело используя биоритмы растений и посевной календарь, современные садоводы культивируют великолепные клумбы непрерывного цветения, когда круглый год одни цветы сменяют другие. Настоящее чудо – чудо ритма, застывшего в благоуханном великолепии красок.

Но так ли легко задать нужный ритм отдельному ребенку, классу, школе? Отдельному человеку, семье, коллективу? Здесь мало одних знаний закономерностей, нужны еще интуиция, вживание, постоянная готовность перестроиться, изменить ритм, если это нужно, уметь уловить все окружающие мелодии – так, чтобы какофония не резала слух. Трудность заключается и в том, что в случае с ребенком ритм должен задавать не просто изменение, и даже не самый рост, но именно развитие. Ведь изменение означает только, что нет застоя и всё движется в потоке времени. Если оно происходит по определенной системе, то становится уже интересным. Рост – это систематическое изменение, причем определенный фактор внутри одной системы возрастает в отношении численности, величины или веса. Рост кристалла — это его увеличение в весе и обьёме, рост города – изменение площади и числа жителей. Но самое ценное, конечно, это развитие: в критические моменты совершается скачок – количество переходит в качество, и тогда меняется вся система.

Там, где в силу различных причин нарушается гармония их взаимодействия, начинается болезнь. Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) характеризует здоровье как состояние полного физического, психического и социального благополучия. Антропософская и гомеопатическая медицина делают существенное уточнение: безусловное ощущение благополучия. Это уже звучит как счастье.
В 60-е годы проводился эксперимент. Крысам в подкорку вживляли электроды, посылавшие мозгу ритмичные импульсы. Это буквально преображало крыс: они становились гораздо активнее, живее, улучшались их внешний вид и физические показатели. К тому же ритм продлевал жизнь зверькам в среднем на 23%! Мало того: крысы-долгожители явно лидировали среди своих более молодых сородичей. И в этом им тоже помогала чудодейственная сила ритма: они как будто слышали звуки другого марша, который вселял в них бодрость и здоровье и замедлял тиканье генетических часов.

Неужели верно заданный (т.е. с учетом индивидуальных особенностей) ритм действительно может и должен порождать здоровье, счастье и гармонию? В такой постановке вопроса слышится страстный призыв к ритмической организации бытия и быта, не так ли?

Вальдорфская педагогика первостепенное внимание уделяет именно ритму – как основе жизнедеятельности и жизнечувствия: сначала ребенка, а затем и взрослого человека. Недаром считается, что воспитание ребенка как таковое начинается тогда, когда он начинает дышать воздухом внешнего мира. Именно с помощью дыхания осуществляется соединение различных систем организма в единое целое.

У ребенка, пришедшего в мир, еще нет гармонии между нервно-чувственными процессами и дыханием. Его дыхание очень неритмично. Первая задача воспитания – научение ребенка правильному дыханию, чтобы его ритм постепенно становился все более и более размеренным. Но достигать этого нужно только одним способом: правильной организацией всей его жизни (а не дыхательными упражнениями, как многие считают). Для ребенка в возрасте до семи лет это означает прежде всего правильное чередование сна и бодрствования, ритмичное принятие физической и душевной пищи (т.е. дозировка впечатлений). Очень важна для детей радость узнавания, причем узнавание должно накладываться на старый, выверенный ритм: разучивание песен в одно и то же время, прогулки в одних и тех же местах с карабканьем на одни и те же деревья и т.д. Дети очень любят повторять слово в слово знакомые места из любимых сказок: ритм повторов и присказок завораживает их, еще и еще раз проводя по знакомым сказочным тропкам. Оптимальный ритм вселяет в ребенка чувство уверенности, укрепляет и закаляет его. В этом легко убедиться на практике: чем ритмичнее будет протекать жизнь маленького ребенка, тем он будет здоровее.

С возрастом жизнь человека все более и более наполняется нравственным и социальным содержанием. Душа человека становится все более и более восприимчивой к динамике мировой годичной жизни. В ходе кругооборота года она переживает различные внутренние испытания. И в этих переживаниях души, которые воспринимаются вновь и вновь, самое главное – ощутить свой особый личностный ритм, гармонично соотнесенный со всеобщим мировым ритмом. Этот особый ритм и есть в буквальном смысле личная жизнь, быть может, в самой интимной ее сфере. И кто вправе определять извне, «правильно» или нет душа живет, дышит, продвигается во времени сообразно своей судьбе?..

Так, рано «осуществили» себя, ярко вспыхнув талантом на жизненном небосклоне, художница Мария Башкирцева, замечательный сказочник Вильгельм Гауф, поэт Михаил Лермонтов. Другие, напротив, «созревали» гораздо дольше. Их темперамент, их ритм жизни позволили им раскрыть себя в творчестве достаточно поздно. Хрестоматийный тому пример – художник Александр Иванов, создававший свою знаменитую картину «Явление Христа народу» более двадцати лет. Но судьбы всех этих людей объединяло то, что их внутренний ритм шел по нарастающей, и к моменту смерти достиг кульминационной точки.

По Гёте, это путь к бессмертию. Только так, наращивая амплитуду глубоко индивидуального творческого ритма, человек становится сопричастным субстанции времени. Продвигаясь сквозь превратности и колебания годичной жизни, каждый из нас создает свой неповторимый ритм. В унисон с ним вибрирует наше средостение, и плоть, и самый дух. Но самое чудесное и таинственное то, что колебания эти передаются окружающим нас материи и эфиру и расходятся волнами в самые отдаленные уголки мироздания, восходя к Логосу. Это и есть ритм судьбы.

Впервые опубликовано в газете “Дитина”, №1, 2001 г.