Сначала круг людей принимает на себя большую ответственность: создать Вальдорфскую школу. Одновременно с этим названием они утверждают волю осуществить в меру своих сил совершенно определённый педагогический импульс, связанный с Рудольфом Штайнером, а не какую-либо другую альтернативную педагогику, которую можно всегда заново выбрать голосованием между родителями. Такое решение имеет глубокое основание в биографии участников, а не принимается подобно решениям в политике или в бизнесе. Ответственность учителей в управлении вальдорфской школой включает в себя регулярное сотрудничество в коллегии, направленное на то, чтобы управлять школой в соответствии с пониманием духовной основы этой педагогики и в соответствии с пониманием конкретных детей. Это понимание никогда не заканчивается, а постоянно развивается как понимание их индивидуальности, их жизни в семье, их совместной жизни в классе, их окружения в обществе, в котором ищут их осмысленный путь.
От родителей такая обязанность не требуется. Они не создают коллегию, и не образуют даже юридическое сообщество. Им не обязательно углубляться в педагогику и в события во всех классах, чтобы получить обзор потребностей школы в целом. Все родители школы независимо друг от друга приняли решение доверить своего ребёнка этой Вальдорфской школе.
Родители играют большую роль в совместном с учителями стремлении понимать ребёнка, потому что в Вальдорфской школе учителя принимают своё задание из рук детей, из их поиска и потребности на земле. Они не исполняют требования ни государства, ни родителей, ни спонсоров, ни определенной идеологии. Но всё, что им помогает понимать каждого ребенка, очень ценно для них.
Количество всех сторон самоуправления Вальдорфской школы не по силам коллегии учителей, ведь их главное задание – учить, воспитывать, сопровождать детей и не потерять личный контакт с родителями. Очень хочется надеяться, что между родителями есть люди, у которых установилась прочная связь с Вальдорфской педагогикой, и они хотят помочь, например, в установлении контактов и налаживании связи с администрацией, в вопросах финансирования, в планировании дальнейшего развития школы. Эти отдельные родители принимают на себя ответственность, относящуюся к школе в целом, и это возможно только в том случае, если у них есть право участвовать в определённых решениях, а это значит, что коллегия им доверяет. Такие родители представляют не «интересы родителей», а являются защитниками существования школы. Такое сотрудничество учителей и личностей из круга родителей необходимо. Укреплять его желательно через регулярно проводимые совместные коллегии.
Но существуют ли такие «интересы родителей», которые нужно защищать участием в управлении? Например, интерес меньше заплатить учителям? Вряд ли. Интерес родителей заключается в том, чтобы такая школа существовала, и чтобы она существовала в хороших отношениях с администрацией, со стабильным финансированием, чтобы в ней было достаточно учителей и помещений – и где учителя отдают свои силы полностью детям, потому что родители их освободили от заботы о своем выживании.
И ещё одно: совершенно оправдана заинтересованность родителей в том, чтобы финансовые расходы и вложения школы осуществлялись экономно, ответственно, серьёзно. Какие зарплаты точно кому отдают, какие предметы мебели точно заменяют – их не касается. Но для того, чтобы создавать доверительные отношения, хорошо было бы предоставить бюджет следующего года и отчет прошлого года всем родителям, объяснить и оправдать изменения, принимать вопросы и предложения со стороны родителей. (В школе Ветцикона раз в год проводится родительское собрание, на котором родители принимают или отклоняют бюджет в целом, то есть сумму бюджета, не вмешиваясь в распределение денег.) Другими словами: коллегия представляет, что школе нужно для того, чтобы она могла выполнить своё задание с детьми этих родителей, следуя за Вальдорфской педагогикой. И родители отвечают, могут ли и хотят ли они предоставить эту сумму. Они сравнивают свои финансовые возможности – это всегда вопрос приоритетов – со своими желаниями хороших условий для развития своих детей. И наконец, их интересует то, как распределить сумму принятого бюджета между всеми родителями. Выработать модель распределения – подходящее задание для группы родителей. Потому что у Вальдорфской школы есть не только педагогический, но и также и общественно-социальный импульс, коллегия участвует в принятии решений. Эта модель не может противоречить социальной идее школы. Для Вальдорфской школы важны не только деньги, но важно и то, с какими мыслями их вкладывают. Это поддерживает соответствующую этой педагогике атмосферу, если родители считают себя не покупателями услуги, а людьми, которые дают учителям возможность глубоко заниматься детьми.
Часто то, что в конце выглядит как столкновение непримиримых принципиальных взглядов между учителями и родителями, начинается просто с невнимательности, с неготовности выслушать и признать свои ошибки, с неумелости в словах и в выборе момента сообщения.
Нельзя забывать о самом сердечном интересе родителей, который привёл их в эту школу – может быть, лучше назвать его надеждой: что учителя любят их детей и поэтому узнают их, найдут то, что способно им помочь, что можно в доверии и почитании сотрудничать. Именно этот самый главный интерес родителей не защищается правом участия в управлении. Обязательно происходят недоразумения, разочарования, несогласия. Поэтому очень много зависит от того, насколько учителя и родители осознают условия, в которых развивается доверие. В педагогике невозможно избежать конфликтов, и невозможно решить их ни демократическим, ни авторитарным путём, но их возможно разрешить между людьми, которые проявляют интерес друг к другу. На это особенно надеются дети.
педагогіка
Роль родителей в самоуправлении вальдорфской школы
Становление любой школы связано со столкновением интересов и конфликтами. Что же может давать родителям силы и уверенность в защите их интересов?