Пятница, тринадцатое издавна считается несчастливым днем. Вполне возможно, что именно пятница 13 июля 2018 не случайно ознаменовала конец школы Рудольфа Штейнера в Кингс Лэнгли. Не справившись с непредвиденными препятствиями, школа вынуждена в последний раз закрыть двери по решению OFSTED (официальной комиссии по стандартам образования). Будущее исторического места и расположенных на нем школьных зданий остается неизвестным. Ученики и родители вынуждены искать поблизости новые школы, готовые их принять, а учителя и сотрудники вынуждены искать новые места работы.

Я работал в школе несколько лет до 2014 года, а моя дочь получила там хорошее образование, и я, естественно, огорчен печальной судьбой школы. Я напишу об этом подробнее в другой раз. Здесь же я хотел бы рассказать о том, как создавалась школа, и о богатом наследии, ныне так бездумно разрушенном.

Школа расположена на месте королевского дворца 13 века Kings Langley, выстроенного королевой Элинор, женой короля Эдуарда I, между 1279 и 1281. Король и его супруга очень сочувствовали доминиканцам. Возможно, в своих путешествиях к Средиземному морю во время четырехлетнего крестового похода они даже встречались с великим учителем доминиканцев Фомой Аквинским.

Их сын Эдуард стал королем Эдуардом II в 1307 году. Он унаследовал земли и дворец в 1302, а в 1308 основал там Доминиканское братство (friary). Эдуард вырос в Кингз Лэнгли, это было одно из его любимых мест. Он зачастую находился под влиянием своего фаворита Пирса Гэйвестона, возможно, они были любовниками. Каковы бы ни были причины, считается, что царствование Эдуарда было для Англии разрушительным, и в конце концов в 1327 г. его свергла с трона его жена, королева Изабелла и ее любовник Роджер Мортимер. Но еще раньше, в 1312 собралась группа баронов, которые убили Гэйвестона к огромному горю короля. Гэйвестон был до того отлучен от церкви, тем самым достойное погребение его обезглавленного тела было невозможно, пока король не добился папского разрешения для своего фаворита. Это произошло в 1315, и тело и голова Гэйвестона были с подобающими церемониями захоронены в Доминиканском братстве в Кингз Лэнгли.

Во дворце Кингс Лэнгли жили и другие короли и королевы Англии: Эдуард III, перенесший сюда свой двор во время Черной смерти 1349 года; его четвертый сын Эдмунд Лэнгли, первый герцог Йоркский, основатель партии Белой розы в войне Роз (похоронен в приходской церкви); король Ричард II держал здесь свиту и издавал воззвания из дворца, а его двор проводил в Лэнгли Рождественские дни. Шекспир упоминает дворец в «Ричарде II». Ричард был убит в 1400, а трон его захватил тот, кто позднее стал Генрихом IV. После смерти Ричарда короли перестали любить Кингс Лэнгли, хотя Генрих V проводил там какое-то время в 1414. В 1431 дворец пережил сокрушительный пожар, после чего в нем уже не жили никакие короли или королевы. Церковь Братства, освященная в 1312, в которую могли вместиться до сотни братьев, дожила до 1500х годов, когда Генрих VIII разрушил монастыри и забрал себе все их владения. В 1631 Карл I продал дворец и здания Братства, чтобы заплатить свои долги Лондону. Так кончились три века королевского присутствия в Кингс Лэнгли.

Сегодня не осталось никаких видимых следов от дворца и лишь одно здание осталось от Братства (Friary), немножко ошибочно называемое Priory (приорат). Ровно столько я знал о королевской и монастырской истории этого места до тех пор, пока в мой кабинет в школе не зашел чудесный школьный библиотекарь Дэниел Брайан. Он рассказал мне, как гулял во дворе приходской церкви Кингс Лэнгли и набрел там на интересное и необычное надгробие, рядом с которым стояла скамья, совершенно очевидно с надгробием связанная. Могила была сильно заброшена, порушена, засыпана мусором, но в ней было нечто, заставившее Брайана расчистить ее и продолжить исследование.

Оказалось, что это могила Ханны Кларк (1845-1935), одной из двух основательниц первой школы на месте дворца и Братства. Я решил продолжить исследование этого не такого далекого периода истории и обнаружил, что Ханна Кларк была учителем-первопроходцем: она основала смешанную (для мальчиков и девочек) закрытую школу – очень отважное начинание в викторианские времена. Где-то в 1890х годах к ней присоединилась Маргарет Кросс (1866 – 1962), получившая образование в Кембриджском университете, но, как женщина, не получившая диплома об окончании (хотя женщины могли посещать лекции в Кембридже немного раньше, чем в Оксфорде, но именно Оксфорд первым из двух университетов разрешил женщинам получать степени и full status в 1921 году; и лишь через 26 лет, в 1947 г. Кембридж последовал их примеру).

Руины Priory в Кингс Лэнгли на гравюре 1816 г. Вряд ли здание было в лучшем состоянии, когда в 1909 году мисс Кросс и мисс Кларк решили именно здесь основать новую школу.

 

До 1899 года Ханна Кларк была директором школы в Коум Хилл Хаус, в Сассексе. В 1909 году мисс Кросс и мисс Кларк нашли новое место для своей школы – развалины Priory в Кингc Лэнгли в Хартфордшире. Здание к тому времени использовалось как хозяйственная постройка в фермерском хозяйстве.  Основательницы пригласили ведущих мастеров своего времени – компанию Паркер и Анвинн, поручив им реставрировать и расширить здание и близлежащие постройки, и тем самым сделать помещение для школы, которая скоро получила название «Школы Priory». Школа открылась в 1910 году, по переписи 1911 мисс Кросс и мисс Кларк числятся совместными директрисами и живут здесь вместе с 80-летним Норманом Кроссом, отцом Маргарет. К тому времени в школе 16 учеников, трое человек обслуги и два помощника учителя.

Считается, что это фото Ханны Кларк, дата неизвестна.

 

Руины Priory до того, как Паркер и Анвинн приступили к ремонту.

 

Priory после работы по восстановлению: к старому зданию добавлены два крыла. Очень привлекательное архитектурное сооружение в стиле arts and crafts.

Будучи передовыми учителями своего времени, Мисс Кларк и мисс Кросс решили вести свою школу в духе идей Монтессори. Примерно в 1920 году их заинтересовала новая школа Р.Штейнера в Штутгарте, и в декабре 1921 года мисс Кросс была приглашена комитетом «Новые идеалы в образовании» присоединиться к курсу Штейнера в Дорнахе. Поездку организовала Миллисент Маккензи, профессор педагогики в Университетском колледже Южного Уэльса и Монмутшира, первая женщина-профессор в Уэльсе и первая женщина университета Соединенного королевства. Она писала работы о философии образования, основала в Кардиффе ветвь движения суфражисток, стала единственной женщиной- парламентским кандидатом в 1918 году и была главным инициатором вальдорфского (Штейнеровского) образования в Соединенном королевстве.

Профессор Миллисент Маккензи в 1915 году.

 

Миллисент Маккензи впервые встретилась с Рудольфом Штейнером в августе 1921. Она же обратилась к нему с просьбой и организовала цикл лекций и программу поддержки для британских учителей в Гётеануме на Рождество 1921 году. На ее приглашение откликнулись порядка 40 учителей, приехавших из Англии в Дорнах, где Рудольф Штейнер прочел курс лекций «Телесная экономия – тело, душа и дух в Вальдорфской педагогике» (по-видимому, это курс, который у нас называется «Здоровое развитие телесно-физического как основа душевно-духовного»  – МШ). Курс проходил в Белом зале недавно построенного Гётеанума, в том самом зале, где как раз через год после того вспыхнул сокрушительный пожар.

Мисс Кросс владела не только латынью и греческим, но также свободно говорила по-немецки. Я предполагаю, что именно поэтому в Швейцарию поехала она, а не Ханна Кларк. По свидетельству Хелен Фокс, тоже присутствовавшей на курсе, «именно на курсе в Дорнахе мисс Кросс, директор закрытой школы в Кингс Лэнгли предложила доктору Штейнеру перестроить ее школу в духе антропософии».

По словам другого участника Александра Стракоша, «было интересно узнать от английских слушателей, насколько мало государственные власти в Англии вмешивались в основы образования и преподавания. У них было множество негосударственных школ, и любой, кто хотел воплотить педагогические идеи на практике или просто строить жизнь на основе добрых идей, не сталкивался со множеством препятствий. Поначалу эти приехавшие английские учителя не очень понимали концепцию свободной духовной жизни. Они считали (…), что у них в стране она уже есть, поскольку они и так делали то, что хотели сами. Им трудно было постичь идею свободной духовной жизни». Какой насмешкой показались бы сегодня эти слова учителям штейнеровских школ…

Рудольф Штейнер примерно в 1922 г.

 

Вернувшись в Британию после курса в Дорнахе, Милисент Маккензи организовала конференцию по теме «Шекспир, театр и образование» в Стрэтфорде-на-Эвоне, куда пригласила Рудольфа Штейнера. Мисс Кросс пригласила Штейнера на его пути в Стрэтфорд посетить Школу Priory, и таким образом в воскресенье 16 апреля 1922 года школа в Кингс Лэнгли стала единственной школой с Великобритании, которую когда-либо посетил Р.Штейнер. Штейнер сам написал об этом визите, вернувшись в Дорнах:

«Я вместе с другими друзьями принял приглашение мисс Кросс, которая показала нам свою школу в Кингс Лэнгли (…) Мы смогли увидеть, как воспитываются и обучаются несколько подростков в закрытой школе такого типа. Очень интересно как дети воспитываются в близости обычной жизни в духе определенных идеалов современности. Примерно 40-45 подростков в школе должны делать все – фактически там нет обслуги. Детям надо вставать рано и заботиться обо всей школе самим, и самим чистить обувь и одежду. Они должны смотреть за птичником, чтобы хватало яиц, и они реально это делают, а также много других вещей, какие только можно вообразить. Они все убирают сами, готовят сами и ухаживают за садом. Овощи, которые подаются за столом, они сами вырастили, собрали и приготовили. Таким образом ребенок вводится в жизнь многими путями и учится целому множеству вещей.

Во время Рождественского курса мисс Кросс прониклась мыслью организовать свою закрытую школу в духе вальдорфской школы. Это очень серьезный план. Миссис Маккензи, также одна из главных из тех, кто содействовал моему приглашению на Шекспировский фестиваль, весьма приветствует наше школьное движение на основе антропософии, тем самым создавая для него определенное место в Англии. Сейчас прикладываются усилия создать комитет по созданию этой школы на основе антропософии, в соответствии с нашей педагогикой.

Это будет очень примечательный и важный шаг. Если за ним стоит такая энергичная воля как у личностей мисс Кросс и профессор Маккензи, то можно с уверенностью считать, что после того, как будут преодолены разные сложности, что-то в верном духе может возникнуть».

Фотография – Школа Priory, где видны дополнительные крылья, пристроенные компанией Паркер и Анвинн с обеих сторон остатков старого здания Priory. Именно так мог видеть школу Р.Штейнер во время своего визита 16 апреля 1922 года.

 

М. Маккензи и Арнольд Фриман (warden of the Sheffield Educational Settlement) совместно стали заниматься распространением педагогических идей среди учительских организаций Англии, и организовали следующую конференцию в августе 1922 в Манчестер-колледже в Оксфорде на тему «Духовные ценности в образовании и социальной жизни». М.М. организовала также публичную лекцию Р.Штейнера о педагогике 30 августа 1924 года в Эссекс Холле, в Лондоне в рамках «Педагогического Союза за реализацию духовных ценностей». Она также держала там приветственную речь. Именно ее усилиями идеи Штейнеровской вальдорфской педагогики были донесены до основателей первых подобных школ в Великобритании.

Почти единственная фотография мисс Кросс, которую мне удалось найти. Помимо Рудольфа Штейнера и Марии Штейнер, на фото есть известные антропософы, такие как Эдит Марион, Ойген Колиско, Харри Колинсон, Маргарет МакМиллан, Миллисент Маккензи, Каролина фон Гейдебранд, Илона Шуберт, Джордж Адамс, барон Арильд Розенкранц, Джулиет и Вера Комптон-Бёрнет и другие. Мисс Кросс – в верхнем правом углу, в конце 6 или 7 ряда, невысокая женщина с непокрытой головой, стоит прямо впереди Джорджа Адамса.

Для помощи мисс Кросс с новым направлением был создан комитет, который должен был осуществлять практическую подготовку учителей в вальдорфском методе. Один из учителей Кингс Лэнгли был послан в вальдорфскую школу в Штутгарте, а вскоре вслед за ним туда поехала и сама мисс Кросс. Также Штейнер послал в Кингс Лэнгли из Гётеанума двух англичанок, Джулиет и Веру Комптон-Бёрнет, обучавшихся до того в Дорнахе. Дж.Адамс, который был переводчиком Штейнера, когда тот приезжал в Англию, также входил в этот комитет. Немного спустя Адамс, мисс Кросс и сестры Комптон-Бёрнет присутствовали на цикле лекций «Духовное причастие человека». Это значит, что они были там, когда Гётеанум сгорел дотла. Та же группа присутствовала на Рождественском собрании 1923 года, когда Штейнер дал Медитацию Камня Основы. То есть эти люди принимали участие в самых главных событиях антропософской истории.

В декабре 1922 Р.Штейнер послал Маргарет Кросс рождественский подарок. Это изречение, которое теперь известно как Молитва (?) Кингз Лэнгли:

As quicken the roots in the night of the earth,

As the leaves unfold through the power of the air,

As ripens the fruit in the light of the sun,

 

So quickens the soul in the shrine of the heart,

So unfolds man’s spirit in the Light of the World,

So ripens man’s strength in the glory of God.

 

And root and leaf and the ripe fruit’s blessing

Support the life of men on earth

And soul and spirit and the strong deed’s action

May raise themselves in gratitude to God.

Однако к августу 1923 года мисс Кросс каким-то образом рассорилась с большинством ее помощников из комитета. Штейнер писал Эдит Марион из Илкли в Йоркшире (где он читал еще один курс лекций по педагогике, где председательствовала великолепная Маргарет МакМиллан (…)): «Созданный комитет для реорганизации школы в Кингс Лэнгли теперь состоит только из миссис Друри-Лэйн; все остальные отказались. План сделать что-то совместно с мисс Кросс оказался безнадежным. Она сама расстроена безмерно».

Похоже, что проблема была в том, что мисс Кросс так никогда и не могла примириться с идеей, что школа будет управляться коллегией учителей. Тем самым честь называться первой настоящей вальдорфской школой в Великобритании носит школа Майкл-Холл, основанная в 1925 году после обращения к Рудольфу Штейнеру тех, кто собрались в Илкли.

Тем не менее, мисс Кросс продолжала настаивать, что ее школа имеет вальдорфский характер. Она настаивала на этом и после смерти ее соратницы Ханны Кларк в 1935 году. Должно быть, именно в это время мисс Кросс выстроила надгробие и скамью как своего рода памятник Ханне Кларк и своему покойному отцу Норману Кроссу. И надгробие, и скамья бесспорно свидетельствуют о высоком творческом и интеллектуальном уровне Маргарет Кросс. На надгробии две плиты – одна с надгробной надписью Ханне Кларк, другая плита – пустая. Вероятно, мисс Кросс предусмотрела ее для себя. Но я не думаю, что она похоронена здесь, и до сих пор мне не удалось найти, где она покоится.

На надгробной плите Ханны Кларк высечено:

В святую память о Ханне Кларк

15 февраля 1845 – 17 июня 1935

Lebe Liebe getragen und

Licht beschenke nach Oben.

Дэниел Брайен опознал эти слова как часть лекции Штейнера «Смерть – другая сторона Жизни». В переводе они звучат как Live carried by love and Blessed by light ever upwards.

И надгробие, точнее, то, что осталось от его скульптурной формы, и скамья, которая полностью сохранилась, – выдающиеся образцы стиля Arts and Crafts. Красота крыльев вокруг надписи напоминает о тех крыльях любви, о которых говорит изречение Штейнера. Детали cornerstones – четыре креста –  христианский символ и имя самой мисс Кросс.

Спинки сидений скамьи представляют огромный интерес: художественный мотив на них, по-видимому, значителен чисто антропософски: небесные лемнискаты справа и слева, на правой центральной правой панели – дерево жизни с коконом, гусеница, бабочка и проростки, все это обрамлено контуром сердца. Все это в высшей степени высокая артистическая работа. Я предполагаю, что дизайн принадлежал самой Маргарет Кросс.

После смерти Ханны Кларк мисс Кросс продолжала вести Школу Priory. В 1949 году, разочаровавшись от ее полного нежелания что-либо менять, почти все учителя ушли от нее с намерением начать новую школу. Именно это они и сделали, купив два здания прямо по соседству с ее школой и забрав с собой большинство учеников мисс Кросс. Это привело к судебному процессу против них, о котором тогдашние газеты писали в больших подробностях. Мисс Кросс заявляла, что учителя сплотились в свою группу еще в 1945 году с намерением отобрать у нее управление школой. Она заявила свои права на владение школой и некоторой частью материального оборудования и также старалась добиться запрещения учителям начать подобную школу в двух зданиях, прилегающих к ее помещениям.

Судья, рассматривавший дело, был очевидным образом заинтригован и даже позабавлен всем, что он услышал. В какой-то момент он сказал: «Похоже, Штейнер объяснил учителям, как делать все что угодно, не объяснив только, как жить без ссор». Он вынес решение не в пользу учителей или «этого своеобразного органа», как он их назвал. «Какое мыслимое право у них было увольнять основательницу – это за пределами моего понимания. Они лишились не только приличий поведения, но и здравого смысла. В этом конкретном случае коллегия учителей настолько вознеслась головами в облака, что они забыли поставить ноги на твердую землю».

Газета Дейли Экспресс тоже прошлась насчет судебного дела, сообщив, что «Мисс Маргарет Фрэнсес Кросс, которой больше 70 лет, («но я не вижу оснований, почему мой возраст должен быть публичным» – на самом деле, ей было в это время 83) приехала в Кингз Лэнгли вчера ночью и обнаружила, что школа, за которую она билась и выиграла дело, – теперь «Школа Рудольфа Штейнера». Всего в ста ярдах от ее школы те шесть учителей, против которых она прибегла к помощи закона, вновь вернулись в здание Priory, одно из двух, принадлежавших им как ассоциации».

Как бесконечно горько должна была чувствовать себя мисс Кросс, когда учителя начали свою новую школу прямо в соседнем с ней доме, браконьерски утащив большинство ее учеников, а ее оставив всего с двумя учителями. В свою очередь и учителя, должно быть, натерпелись с мисс Кросс, которая совсем не хотела иметь учительскую коллегию, платила им мало, может быть лишала каких-то нужных ресурсов, и чей стиль преподавания, вполне вероятно, был для них невозможно устаревшим.

Итак, «Новая школа», как ее довольно неизобретательно назвали учителя, прежде чем имя сменили на «Школу Рудольфа Штейнера Кингз Лэнгли», была основана в результате размолвок и появилась на месте, видевшем множество исторических, духовных и политических треволнений. Не были ли энергии этого места в каком-то смысле частью причин нынешнего сокрушительного завершения?

Мисс Кросс продолжала вести Школу Priory с гораздо меньшим количеством учеников до 1955 года. Она умерла в 1962 году в возрасте 96 лет.

Интерьер Школы Priory. Можно видеть простой, строгий, но изысканный стиль, свойственный мисс Кросс и мисс Кларк.

 

Часть комнаты в старой части Priory, которую мисс Кросс называла Locutorium, где она принимала гостей.

 

Классная комната (с учениками) в старой части Priory.

 

Урок рисования одном из флигелей Priory.

 

Несмотря на то, что мисс Кросс была выдающимся педагогом, женщиной высокого образования и культуры, возможно, она не смогла полностью реализовать в своей школе весь потенциал вальдорфской педагогики. Однако она была также одной из зачинательниц Общины Христиан и антропософского сельского хозяйства в Великобритании, человеком, без которого биодинамика в Соединенном королевстве вряд ли зародилась бы. Карл Миер опубликовал «Воспоминания о Маргарет Кросс» в осеннем выпуске «Star and Furrow» (я полагаю, что это журнал по биодинамике – МШ) 1962 года.

«Когда я впервые встретил мисс Кросс, она уже производила впечатление старой женщины, старой в смысле человека без возраста, и за последующие годы она не стала намного старее. Она была маленького роста, сгорбленная, морщинистая, но глаза ее поблескивали. Пальцы были сведены, ноги обуты в тяжелые башмаки. Она всегда была в тяжелом твидовом костюме с большой сумкой, набитой книгами и бумагами. Она жила в окружении, которое ей очень подходило: просторно раскинувшееся селение со множеством деревьев и кустарников, поначалу казавшихся заброшенными, но при внимании открывавших большую заботу о них. В центре находились здания старого доминиканского приората, очень разумно модернизированного в более ранние годы этого же столетия, вокруг стояли фермерские постройки. В доме был тот же самый дух аскетической простоты, что и в самой мисс Кросс: аскетизм в одежде, еде, освещении и обогреве. Однако во всем этом был стиль. Дом и владелица соответствовали друг другу. Когда вы открывали старомодную задвижку на ее входной двери, вы попадали в безукоризненно чистую комнату, убранную с такой любовью к аскетизму, какой встречается в монастырях. Хлеб она пекла сама, овощи и фрукты были из ее сада и огорода. Все было просто, но все выражало саму мисс Кросс.

Она была одной из самых образованных и действительно знающих людей, которых мне выпала честь знать. Ее знание английского языка и литературы было глубоким и живым. Она была классическим ученым. А при нашей последней встрече, за несколько лет до ее смерти, я поистине изумился: она сломала ногу, а я спросил не могу ли я зайти к ней по поводу некого вопроса, относительно которого мы в прошлом никогда не могли прийти к согласию. Меня проводили к ней в спальню, похожую на монастырскую келью. И там она встретила меня, совершенно не подавленная ни своим возрастом, ни сломанной ногой, выглядевшая здоровее, чем когда-либо (может быть, впервые за многие годы она была по-настоящему согрета и ухожена). Настроение у нее было самое дружелюбное и проблема наша разрешилась за несколько минут. Пока мы вели разговор, заставивший меня забыть о ее 90 годах, я посматривал на книги у нее на кровати и столике рядом: рядом с несколькими книгами Рудольфа Штейнера там была целая коллекция томов по высшей математике. «Наконец-то я могу про это почитать, я так давно хотела!» Глаза ее блестели, а своими сведенными, еле движущимися пальцами она показывала мне места, которые ее «захватывали».

Я думаю, мисс Кросс была человеком одиноким, мечтавшим делать то, что жизнь не давала ей осуществить. Она была столь сильной личностью, что сотрудничество с другими давалось ей с трудом, и поэтому в ее школе не было, например, той «учительской коллегии», которая составляет неотъемлемую часть штейнеровских школ. Но она так любила детей, что учила почти до конца своей жизни».

Я едва могу себе представить, как Маргарет Кросс и другие учителя, ушедшие ныне в духовный мир, учителя, так старавшиеся создать вальдорфское образование в Кингз Лэнгли, расценили бы нынешний разгром школы. Я думаю о таких учителях как Нат, Филип и Моана Боурон, сестры Комптон-Бёрнет, Джон Уэллс, Хезер Томас. В следующем посте я поделюсь своими собственными мыслями о смерти школы.

Перевод с английского Margaret Cross, Rudolf Steiner and the school at Kings Langley