Руководство по выживанию для вальдорфского учителя

Улыбайся! Сияй! Искрись! Не забывай, что ты — учитель, а не похоронное бюро.


Джерело: www.anthroposophyau.org.au
Выдержки из книги Eugene Schwartz «Ueberlebenshandbuch des Klassenlehrers»
Перевод Ванды Мазной
5 вересня, 2019, 8:00

— Привет, Кен!

— Нелли! Ты ли это? Должно быть, год прошел с тех пор, как я тебя не видел. Все ли хорошо у тебя? Ты выглядишь так… так здорово. Я испугался, может, что-то не в порядке.

— Я понимаю. На самом деле это потому, что в сейчас я не преподаю. У меня свободный год, и я посещаю другие школы. А у тебя вид пепельно-серый, истощенный и полное забот выражение — похоже, у тебя был чудесный учебный год!

— Не жалуюсь! Но должен признаться, я перехожу в среднюю школу, и у меня такое чувство, что медовый месяц позади. Предстоит много работы. Ты знаешь, Нелли, я как раз собирался звонить тебе. Мне так нужны пара твоих советов по подготовке к следующему учебному году…

Подготовка материала

— Для нас преподавать вальдорфский учебный план означает также его изучать. Но как? У меня такое впечатление, что большинство учителей в идеале прорабатывают заранее один год, в худшем случае — только одну эпоху. Они применяют те же методы, которые они использовали во время учения, то есть зубрежку. Они ищут несколько хороших примеров, заучивают большое количество информации, а затем — бездыханные, но готовые — начинают свою эпоху.

Итак, учитель берет первый класс и обязуется вести его до конца восьмого класса — сегодня такое обязательство берется с трудом, но это другая история. Первое, что нужно сделать — приобрести набор папок для учебных материалов. Их должно быть достаточно для каждой эпохи главных уроков всех предстоящих восьми лет — от «Чтения в первом классе» до «Учения о животных» в седьмом, от «Историй из животного и растительного мира» до «Электричества и магнетизма». На протяжении восьми лет нужно стараться каждую неделю положить что-нибудь хотя бы в одну папку. Это может быть, к примеру, газетная заметка о путешествии, которая годится для географии пятого класса, конспекты доклада об исламе, который учитель случайно посетил и который необходим для истории седьмого класса, возникшая внезапно мысль о геометрии и тому подобное. Когда подходит определенная эпоха, для нее уже подготовлено по крайней мере некоторое основание. И что важно — основание, возникшее через собственную активность.

— Парочку практических советов для моей актуальной подготовки?

— Каждое лето тебе стоит прочитывать одну-две книги с основными материалами для эпохи, которую ты будешь преподавать лишь через несколько лет. К примеру, летом перед вторым классом прочитай биографию Мартина Лютера; летом перед четвертым классом возьми Эрнста Лера «Человек и материя», чтобы поразмыслить над естествознанием восьмого класса. Таким образом твой интерес будет расти задолго до того, как острая необходимость потребует от тебя развития для новых областей знаний.

Ритм

— Ритм, как говорил Штайнер, восполняет силы. Если мы не обладаем выносливостью и силой воли или же чрезвычайным здоровьем, которые позволяли бы нам часами заниматься подготовкой к урокам, мы могли бы по меньшей мере делать это каждый день в одно и то же время — так же, как мы стараемся вести нашу медитативную работу. В действительности ведь сущности духовного мира, которые живут в царстве вечности, не понимают конечности нашего времени, но они реагируют на ритм. Если твоя подготовка имеет регулярный и ритмичный характер (не будем говорить сейчас о ее длительности), тогда ты будешь получать силы от духовных сущностей, которые тебя окружают. Для них самое важное — твое душевное, духовное состояние, когда ты работаешь над собой. Они жаждут переживать твою внутреннюю жизнь, то, как ты учишься и как ты готовишься. И тогда все остальное тебе прощается. На этот вопрос можно взглянуть и под другим углом зрения — наша подготовка будет лучше, если мы также будем иметь в виду смену дня и ночи.

— Ты хочешь сказать, что лучше готовиться заранее вечером вместо того, чтобы делать это рано утром на скорую руку?

«Переспать с материалом»

— Время от времени каждый учитель испытывает такое чудесное переживание: он накануне вечером долго и интенсивно готовится и развивает интерес к материалу. Утром он снова просматривает свои записи и совершенно воодушевленный идет в класс. Начинается урок, и тут один ребенок поднимает руку и задает вопрос, который вынуждает учителя так изменить взгляд на свой урок, что его первоначальные планы начинают рушиться. Но в результате возникает другой главный урок — более глубокий, объемлющий и искусный, чем тот, который он запланировал.

— Сколько времени подготовки попало даром!

— Совсем нет! Подумай только, как это время было метаморфизировано! Учитель так интенсивно углубился в материал, что взял его в сон, и там он напечатлелся в его астральном теле и его «Я». В духовном мире он встретился с детьми своего класса как с душевно-духовными сущностями. Вместе с ними он встретил затем ангелов. С этим «классом» он спланировал новый урок, который должен развиться из диалога между учителем и учениками.

— Ты считаешь, что главный урок, как брак, «вершится на небесах»?

— Только хороший главный урок. «На небесах» можно лишь продолжать работать с тем, с чем мы сами соединились на Земле. Но, если все хорошо совершается, тогда дети становятся нашими соучителями, когда мы преподаем в классе. Вопросы, которые они задают, напоминают нам о тех намерениях, которые мы образовали в духовном мире. Но из всего этого вовсе не следует, что тебе можно расслабиться или что вальдорфские учителя имеют доступ к некоему духовному «Дому быта». Ты получишь от главного урока не больше, чем сам готов привнести. Хорошими являются только те учителя, которые много работают. Как говорил Гете, «Бог дает орехи, но не раскалывает их».

— Хорошо, хорошо. Я этого не забуду: 8 часов подготовки для одного часа школьного урока. Конечно, мне очень редко удается такое соотношение, но, несмотря на это, в моей голове собрано больше материала, чем я могу применить.

— Знаешь, Бернард Шоу однажды извинялся перед своим другом: «Прости, пожалуйста, за такое длинное письмо, но у меня нет времени сделать его короче». Некоторые школьные «образцовые учителя» гордо рассказывают, как много они преподают, но мы должны всегда исходить из того, как интенсивно мы преподаем. Задача вальдорфского учителя — каждый материал расширить, очистить, сделать интенсивнее, сконцентрировать. Я ощущаю настоящую боль, когда вижу, как дети списывают с доски текст, который учитель взял непосредственно из какого-то справочника или школьного учебника. Этот учитель упустил сущность вещи и дает детям камни вместо хлеба.

Классный учитель должен участвовать в алхимическом процессе. Огонь его воодушевления от материала должен сжечь все «жиры», все несущественное в содержании, чтобы осталась только квинтэссенция. Даже обыкновенный «уголь» материала, который кажется сначала скучным, может быть преобразован в ясный бриллиант, если работать совместно с духовным миром. Если ты кормишь детей выдержками из книг, которые ты сам не переварил, тогда ты кормишь их замороженной, высушенной информацией. Но если ты сам переработаешь этот материал, переваришь его до конца, так, чтобы он вошел в плоть и кровь, тогда ты преобразуешь его в полное мудрости материнское молоко для твоих детей.

Организовать свое время

— Прежде всего тебе необходим ежедневник, на страницах которого записаны встречи, письма, которые нужно написать, телефонные звонки, которые нужно сделать — все на одной стороне. На другой стороне — твои наброски уроков. И очень важно, чтобы было место, где ты мог бы ответить самому себе, выполняешь ли ты те задачи, которые ставишь.

— Но не ослабит ли это мою память и не сделает ли меня зависимым от моей писанины?

— Если ты хочешь усилить память, тогда учи наизусть Одиссею! Говорят, что Альберт Эйнштейн, когда его спрашивали о его собственном номере телефона, заглядывал в телефонную книгу. Не утруждай свою память повседневным хламом. Выкинь его на бумагу. Он всегда будет там, когда понадобится, и не будет воздействовать на твое сознание в неподходящее время.

— Тогда эта книжица поможет мне справиться с повседневностью?

— Это только часть. Важно, чтобы содержание всей твоей жизни было отражено в этой книжице как можно полнее. Фрагментарность современной жизни рассеивает нас; это расчленяет наше сознание подобно тому, как Тифон разорвал неуязвимое тело Осириса. В античности индивидуальность получала ощущение единства благодаря, так скажем, отсутствию швов в полотне религии и общества. Сегодня мы самостоятельно должны соединить все воедино. Человек, идущий современным духовным путем развития, еще сильнее ощущает эту распыленность. Поэтому после еженедельника должны следовать разделы по темам, которые касаются более длительных периодов времени. Несколько примеров: раздел (с алфавитным указателем), где свое место есть у каждой эпохи, которую ты преподаешь в этом году; раздел для рабочих кругов, с которыми ты сотрудничаешь; раздел для личных интересов — здесь могли бы храниться записи о докладах и круге чтения — и, для мазохиста в тебе, раздел по конференциям учительской коллегии.

— Моя записная книжка и так переполнена!

— Нет, благодаря такому подходу ты как раз учишься обобщать, отделять лишнее, отличать существенное от несущественного. Не записывай то, что не является важным. Вот это духовное упражнение! И тогда нужно еще выделить страничку для каждого ребенка твоего класса. Один раз в неделю — было бы идеально один раз в день, но ведь мы не хотим надорваться — тебе стоит записывать какое-нибудь наблюдение за ребенком, даже если оно может показаться второстепенным. Как он одет, с каким выражением он читает, каковы его настроения, с кем он завел дружбу. Или, к примеру, — его новое воодушевление в связи со счетом. Такие заметки разбудят твои силы наблюдения, и в конце у тебя будут соответствующие записи для написания характеристик.  В конце книжки нужно сделать раздел о поступлении денег твоего класса и их затратах, а также записать номера телефонов и адреса. Эта книга должна находиться в течение учебного года на расстоянии не более пары метров от тебя. Даже если при всем этом немногое получится, ты по меньшей мере заметишь, что даешь меньше обещаний, которые влекут за собой разнообразные тяготы и заботы. В наше время почти все, что мы планируем, длится дольше, чем мы предполагали.

— Если мои коллеги в школе узнают, как много времени у меня теперь появляется, они найдут возможность его использовать, в этом я совершенно уверен.

«Встреча с самим собой»

— Это еще одна дилемма, которая встает на пути деловых людей, людей занятых — врачей, адвокатов. В связи с этим можно предложить проводить «встречу с самим собой». Выдели себе каждый день время, которое станет оздоравливающим, в течение которого тебя никто не будет беспокоить. Здесь я всегда прибегала к вспомогательным упражнениям, данным Рудольфом Штайнером в «Как достигнуть познания высших миров». Рассматривать растение или кристалл, различать звуки живых созданий или безжизненных вещей — ясная простота этих упражнений делает их пригодными для кратковременной деятельности.

— Можешь ли ты дать еще какие-нибудь рекомендации для развития высших сущностных членов? Пока я еще не нанес большого ущерба своему классу…

— Ты можешь привнести движение в своё эфирное тело, которое, к примеру ты очистишь от старых привычек и разовьёшь в нём новые — это может быть связано с привычками темперамента. Как и у многих вальдорфских учителей, у тебя сильна меланхолическая сторона, а это вызывает сегодня раздражение у смеющихся, счастливых детей. Поэтому можно увидеть столько удручённых вальдорфских учителей. Представь себе, какую тяжесть они инспирируют в физическую телесность своих детей.

Улыбайся! Сияй! Искрись! Не забывай, что ты — учитель, а не похоронное бюро. У тебя может быть чувство, что мир слишком велик для тебя, но твои ученики готовы приобщиться к нему, и ты показываешь им, как это делать!

Впервые опубликовано в  журнале “Дитина Вальдорф” №4, 2004г.

Книга полностью по ссылке: “Справочник по выживанию для вальдорфского учителя





Читайте також