В прошлом году меня часто забрасывали вопросами:

– Действительно ли маски защищают от заражения? – Наша бабушка боится вируса, она готова видеть внуков только по видео. Вы думаете, что моя здоровая Анна в свои 5 лет действительно может заразить бабушку? – Вы считаете, это правильно, что теперь и в вальдорфских школах нельзя петь? – Ведь в большинстве случаев болезнь протекает в легкой или средней форме. Почему же тогда недостаточно того, чтобы учителя из группы риска, а также дети, принадлежащие к этой группе, носили качественные маски, а учебный процесс все же проходил бы в классах, не «на удаленке»? – Кто позаботится о возмещении, восполнении социального и эмоционального ущерба, нанесенного локдауном – везде слышно только о заражениях и ничего о том, что позволяет нам быть и оставаться здоровыми?

Ко всему этому еще добавляются и вопросы, связанные с поляризацией общества – «коронаидиоты» и «паникеры» с недоверием, с ругательствами или просто с молчаливым недоумением противостоят друг другу. Почему так мало (да почти ничего) примиряющего в нашем обществе? Разве не пытаются обе стороны найти верную середину, увидеть относительность всех мероприятий, навязанных нам в связи с реальными – не придуманными – рисками?

Все эти вопросы возникают, с одной стороны, из-за страха перед заражением, но так же и из-за беспокойства по поводу необозримых психосоциальных последствий применяемых по всему миру мер – иногда довольно таки радикальных – по пресечению заражений и распространения инфекции. К этому же присоединяются и вопросы экономически-политического толка на фоне распространяющейся с бешеной скоростью цифровизации, централизации личных данных о здоровье населения, спланированной глобальной вакцинации, а также возможной потери всех прав и свобод для отказывающихся вакцинироваться и многое другое. Нужно признать, что мы имеем дело не только с вирусной эпидемией, но и с пандемией экзистенционального страха и растущего беспокойства по поводу сохранения и дальнейшего развития современной демократии. И как раз в этой ситуации очень важно в полном спокойствии обратиться к самому себе с вопросом – а что я могу сделать, чтобы сохранять и укреплять здоровье себе и помогать в этом окружающим меня людям?

Где находится источник нашего здоровья, где находятся инспирации для удовлетворяющих нас ответов? Интересный факт: наука о здоровье была основана лишь после Второй мировой войны, в 1960-70-х годах. Пионером в этой новой области исследований был израильско-американский медицинский социолог Аарон Антоновский (1923–1994).

 

Салютогенез – понятие, введенное Аароном Антоновским. Работы Антоновского очень повлияли на исследования в области здоровья в 20 веке. Он исследовал условия, влияющие на происхождение и укрепление здоровья и из этого развил концепцию салютогенеза («salus» – здоровье, «genese» – происхождение) в противовес распространенной концепции патогенеза (греч. «pato» означает «страдать») , которая больше занималась происхождением болезней. Вплоть до 1970-х годов студенты-медики изучали лишь то, как образуются болезни и как можно с ними бороться, но не то, как возникает здоровье, что этому способствует и как его укреплять. Поэтому лишь примерно с конца 20-го века медицинские страховые компании в Европе – хотя и лишь при наличии добавочной страховки – стали также оплачивать и мероприятия, связанные с профилактикой и укреплением здоровья. Сегодня необходима наука, которая бы широко обучала всему, что связанно с содержанием и укреплением здоровья, чтобы эти знания постепенно вливались в образовательную систему и находили отклик в политике.

Антоновский с помощью своих исследований установил, что чем лучше человек эмоционально связан со своим окружением, тем он здоровее. Основное понятие, которое он вывел, понятие чувства когерентности, что означает чувство принадлежности, резонанс с окружающим тебя миром. Это чувство в свою очередь укрепляется, если человек понимает то, что происходит, может осмыслить свои переживания и чувства и видит, что то, что он делает, имеет смысл, является нужным, признается окружением. Таким образом, концепция салютогенеза построена на активизации чувств понимания, смысла и возможности осмысленной деятельности.

 

Где находится источник человеческого здоровья?

На самом деле мы знаем больше, чем нам кажется – не только обыденная жизнь учит нас этому, но и обычная медицина знает, что вирус отвечает за возможное заражение инфекцией, но никак не за то, что человек действительно заболеет. Будут ли развиваться болезненные симптомы или нет, за это отвечает восприимчивость данного человеческого организма к тому или иному вирусу, т.е. сильная или слабая иммунная система. Вся политика проведения прививок ориентируется на это знание. Считается, что иммунная система благодаря прививке учится, например, бороться с определенным белком вируса-возбудителя и благодаря этому учится иммунизировть (защищать) себя. И если позже заражение все же происходит, то организм или уже имеет хорошую защиту и не заболевает, или болезнь проходит в достаточно легкой форме. То, что это касается и ковида, на данный момент пробуют доказать в Израиле, где большая часть населения была привита вакцинами Pfizer/BioNTech. У тех, кто все же после этого заражался, болезнь протекала в более легкой форме и привитые не разносили инфекцию так сильно, как непривитые. И тут возникает важный вопрос – от чего зависит развитие здоровой иммунной системы и какие средства и возможности существуют для ее укрепления, помимо прививок? У интегративной медицины, к которой относится и антропософская медицина, есть на это по крайней мере 5 четких ответов:

На физическом плане иммунная система укрепляется благодаря соблюдению обычных правил гигиены, здоровому питанию, достаточному количеству свежего воздуха и движения, а также достаточному количеству сна. Сюда же относится и уже упомянутая возможность сделать прививки. О них в настоящее время ведется много дискуссий, потому что, во-первых, они были созданы в необычайно короткие сроки, такого еще никогда не было в существующей практике. Во-вторых, мРНК-вакцины, созданные фирмами Pfizer/BioNTech и Moderna, работают, в отличие от всех существующих до сих пор вакцин, не только с ослабленными возбудителями болезни (как напр. разработанная в Китае вакцина от фирмы Sinovaс).

При создании мРНК-вакцины маленькие частицы наследственной информации вируса обволакиваются тончайшими липидно-жировыми наночастицами и при вакцинации эти мельчайшие наночастицы тоже попадают в определенное количество клеток человеческого организма. Клетка побуждается к образованию закодированных в этой наследственной информации протеинов, т.е. белков вируса. Человеческий организм «узнает» в этих новообразованных вирусных протеинах чужеродный белок (антиген) и с помощью иммунной системы должен их обезвредить и уничтожить. Так как здесь идет речь о том типе наследственной информации, который находится в плазме клетки в виде так называемой рибонуклеиновой кислоты (РНК), а не в ядре клетки, состоящей из дезоксирибонуклеиновой кислоты (ДНК), то производители надеются, что посредством такой прививки человеческая наследственная информация (генофонд) не подвергнется изменению. Так же в проведенных опытах как будто бы было доказано, что необходимые для транспорта наследственной информации вируса в клетку липидные наночастицы не приносят вреда клетке. Сильная сторона этой вакцины состоит в том, что – после того как была разработана техника ее производства – ее можно легко производить в больших количествах. Слабая сторона – у нее очень короткий срок хранения в нормальных условиях, поэтому эту вакцину необходимо хранить при температуре –70 °С.

В так называемых векторных вакцинах, таких как разработанная фирмой AstraZeneca и разработанный в России Sputnik V, речь идет о генетически измененном аденовирусе. Изменяют эти аденовирусы посредством «включения» в них генетической информации спайкового протеина от SARS-CoV-2. К тому же, эти аденовирусы так изменены, что они не могут размножаться в клетке, но все же могут спровоцировать желаемую защитную реакцию иммунной системы. Так как все эти вакцины были разработаны очень быстро, не находились годами под наблюдением, как это практиковалось раньше, а в случае с мРНК-вакциной речь вообще идет о совершенно новой технологии в производстве вакцин, то с ними связаны не только большие надежды на окончание пандемии посредством вакцинации большого количества населения, но и огромный скепсис и страх в отношении к побочным явлениями и еще неизвестным последствиям, которые могут проявиться лишь через какое-то время.

На уровне саморегуляции и оздоравливающего действия жизненных сил организма важно помнить о ритмах и относиться к ним с должным вниманием и заботой. Ритм дня, ритм недели, месяца и годовой ритм являются не только внешними определителями времени для нашей жизни. Хронобиология и исследования ритмов, проводимые в 20-м веке, интенсивно изучали так называемые внутренние биологические часы и сложную взаимосвязь коротких и длинных ритмов в жизни животных и человека, и сегодня существует новая специализация – хронофармакология, где исследуется, в какое время дня или при каком ритме различные медикаменты наиболее действенны. Все ритмично работающие функциональные системы (дыхание, сердечно-сосудистая система, вечерний и утренний ритмы, внутренние «биологические часы») которые нас в буквальном смысле несут по жизни, упорядочивают и поддерживают, можно различными способами укреплять. Например, благодаря привычкам, которые придают структуру дню или неделе (то, что мы делаем 1-2 раза в неделю – например, спорт, поход в театр, на концерт, в кино, посещение церкви и т.д.). Кстати говоря, уже хотя бы из-за этого оздоравливающего действия таких заведений к ним, т.е. к возможности их посещения, а значит, и их доступности для населения в любые кризисные времена, необходимо относиться не менее серьезно, чем к работе экономических предприятий.

Также занятия искусством, культурная, религиозная (или медитативная) жизнь укрепляют жизненные силы нашего организма. Это питательная для души и духа деятельность, мы внутренне вовлечены, активны и каждый, практикующий это, может сам непосредственно пережить его позитивный и оздоравливающий эффект. Поэтому совсем не удивительно, что с давних времен религиозные традиции устанавливали определенную связь с днем, неделей, месяцем, годом – с одной стороны, для концентрации внимания на главном, с другой – из-за их оздоравливающего действия. Благодаря тому, что биологические жизненные процессы организованы ритмично, их можно укреплять и поддерживать, если каждый день имеет ритмичную структуру сна и бодрствования, работы и отдыха, медитации и молитвы, приема пищи и достаточного количества движения и т.д.

Откуда же происходят эти биологические часы, кто/что отбивает ритм? Если серьезно изучать феномены жизни как таковой, то очень скоро можно обнаружить, что в ней все со всем взаимосвязано. И не только в экологической системе Земли, но и в Солнечной, частью которой является Земля. Поэтому неудивительно, что великие ритмы дня и ночи, недели, месяца, кругооборота всего года создаются в результате взаимосвязи Солнце–Луна–Земля. В этом смысле особенно интересен феномен человеческого дыхания, который четко показывает связь человека с Солнечной системой. Так человек в спокойном состоянии совершает примерно 18 вдохов/выдохов в минуту. Это составляет 1080 вдохов/выдохов в час и 25 920 вдохов/выдохов за сутки. Эта цифра – 25 920 – идентична с числом лет, в течение которых точка весеннего равноденствия (точка пересечения круга знаков зодиака с небесным экватором) проходит через весь круг знаков зодиака.

Поэтому опять же неудивительно, что занятия пением, рецитацией и т.д. могут действовать оздоравливающе. Ведь они помимо того, что вызывают радость (что очень важно!), еще и действуют углубляюще и реглирующе на систему дыхания, а через нее и на весь организм.

Примеры работы с ритмами:

 Для ритма дня можно взять одну из важных мыслей писателей, философов и т.д. (например, «Красота спасет мир» Ф. Достоевского); молитву или стих (например, «В чистых лучах света / Блистает Божество мира. / В чистой любви ко всем существам / Излучается божественность моей души. / Я покоюсь в Божестве мира; / Я обрету себя самого / В Божестве мира» – Р. Штайнер; изречения из Евангелия и т.д.) – и сосредотачиваться на них утром на несколько минут, прежде чем перейти к будничным делам. Позже, в середине дня, попробовать побыть в тишине пять минут, сосредоточиться на том, что важно. Если как раз находишься в сложной жизненной ситуации, нужно попробовать вспомнить моменты в жизни, когда ты был счастлив и доволен. Так, внутренне собравшись, мы возвращаемся к каждодневной жизни. Вечером можно попробовать вспомнить свой день, перед сном вспомнить вопросы или мысли, которые могут быть важны для следующего дня. Завершить день можно например вечерней молитвой или просто спокойным и благодарным настроением.

Для ритма недели можно взять, например, христианские праздники, «Календарь души» Р. Штайнера и т.д.

Ритм месяца – например, можно попробовать днем в течение нескольких минут поразмышлять о христианских добродетелях, о том, что они могут означать. Если это делать добровольно, с радостью и с интересом, то размышления об этих прекрасных человеческих качествах могут стать как бы твоим вторым характером. Двенадцать добродетелей таковы:
Январь – смелость становится силой спасения.
Февраль – молчаливость превращается в силу концентрации.
Март – великодушие становится любовью.
Апрель – благоговение становится силой жертвоприношения.
Май – внутреннее равновесие превращается в силу продвижения.
Июнь – выдержка становится верностью.
Июль – самоотверженность становится катарсисом.
Август – сострадание становится свободой.
Сентябрь – учтивость становится тактичностью сердца.
Октябрь – удовлетворенность становится невозмутимостью.
Ноябрь – терпение становится благоразумием.
Декабрь – контроль над мыслями становится чувством истины.

Ритм года – Рождество, Пасха, Иоаннов День, День Св. Архангела Михаила.

В плане душевной жизни важны позитивные эмоции, которые укрепляют нашу иммунную систему. Это подтверждают и интенсивные исследования психоневрологии, а также исследования в области салютогенеза, проводимые в течение последних десятилетий. Особенно глубоко меня впечатлили итоги исследований, проводимых в Америке в 1990-е годы. В них сообщалось, что многие мужья, чьим женам ставили диагноз «рак груди», заболевали через пару месяцев после этого. Болезни были разные – это могла быть и очень тяжелая простуда, тяжелое воспаление легких, кишечно-желудочный грипп и т.д. – в зависимости от того, где находилось в организме того или другого мужчины слабое место. Причиной всех этих заболеваний был шок, вызванный страхом за жизнь любимого человека.

Положительные чувства и эмоции укрепляют иммунную систему, негативные же, так же как и постоянный страх или сильный стресс, сомнения и беспокойства – ослабляют ее. Здесь большой помощью могут стать упражнения по укреплению душевной жизни, упражнения по самовоспитанию, а также молитва и/или медитация.

На духовном уровне в центре стоит вопрос, как я сам к себе отношусь, как я определяю мою идентичность, с чем я внутренне связан, что важно для меня, что дает мне в жизни цель и направление. И хотя мы примерно с 3-4-летнего возраста сознательно говорим себе «Я», а позже учимся так же и чувствовать, что же это, собственно, означает – чувствовать, что с переживанием собственного «Я» связано и определенное чувство одиночества (со временем мы также все больше понимаем и то, что вынуждены учиться принимать ответственность за то, что делаем) – тем не менее, все это является предварительным опытом. Эти переживания не очень-то помогают нам действительно познать, кто мы есть на самом деле и чего мы в этой жизни хотим. Очень часто должно пройти довольно много времени, в том числе и тяжелых кризисов или болезней, прежде чем мы сможем ответить себе на вопрос о собственной идентичности. Не зря в христианской традиции это называют вторым рождением. При первом (физическом) рождении важны законы природы и приспособления к окружающему миру. Второе рождение происходит во внутреннем нашей душевной жизни, где я сам в своей душе мыслю, ищу и решаю, с какими ценностями и идеалами я хочу себя так идентифицировать, чтобы они с этого момента стали определяющими в моей дальнейшей жизни, принадлежали моей духовной индивидуальности. Откуда у нас берется доверие к себе, сознание каких-то ценностей, понимание, связанное с понятиями достоинства и чести? Это ведь «лишь» мысли, с которыми мы знакомимся, над которыми мы думаем, делаем их «своими» (если нам не удалось получить их уже в детстве). Но действительно нашими, принадлежащими нашей индивидуальности они становятся лишь тогда, кода мы настолько с ними связываемся, настолько идентифицируем себя с ними, что они становятся определенным двигателем для наших действий. Тот, кто может сам себе ставить такие задачи развития, тот постепенно познает свое, независимое от физического тела, духовно-моральное существо. Поскольку то, что сначала было только мыслью, становится нашей частью, а значит, и нашим духовным питанием. И тогда слова из Евангелия от Иоанна – «Я есмь Путь, и Истина, и Жизнь» – приобретают особое, новое значение. Вдруг понимаешь, что если в своей жизни стараешься держаться истины, то тебя по жизни будет сопровождать Тот, кто эти слова произнес – Иисус Христос.

Так можно пережить мысли как своего рода мосты в духовный мир, который, хотя и скрыт для наших обычных органов чувств, все же переживается как неиссякаемый источник сил. И этот внутренний опыт приводит к истинному переживанию себя, своего Высшего Я. В смысле апостола Павла это можно назвать «Не я, но Христос во мне». Этот духовный источник здоровья также дает уверенность и доверие к тому, что после смерти мы не «заканчиваемся», а живем дальше духовно. Сама жизнь, человеческие радости и горести – все это становится большой «жизненной школой». Благодаря которой мы все лучше и лучше познаем сами себя, а также и обретаем способность помогать другим на их индивидуальном жизненном пути.

 

Социальные перспективы и вопрос о развивающем здоровье мировоззрении

В настоящее время большое количество людей замечает, что пандемия сталкивает нас с большим количеством противоречий: для того, чтобы не допустить перегрузки больниц, остановили почти всю экономику. Разве нельзя было просто профессиональнее защитить тех, кто в этом нуждается, а в смысле здравоохранения постепенно подготовиться к расширению пропускной способности, мощи и возможностей больниц, госпиталей и т.д.? Если больницы изначально ориентированы на выгоду, то им финансово невыгодна полная заполненность пациентами, тем более на долгий срок. И при таком подходе в кризисные времена не будет хватать ни свободных мест, ни медицинского персонала.

Теперь по поводу интерпретации цифр, которые мы слышим буквально каждый день. 23 февраля 2021, например, ВОЗ сообщил о том, что в мире 107 838 255 человек получили позитивный тест на коронавирус и 2 373 338 умерли от или с Covid-19. Это составляет 2,2 % от всех положительно протестированных. Но это же и означает, что 97,8 % или вообще не заболели, или переносят болезнь в легкой форме, в редких случаях – в тяжелой форме, но все же выздоравливают! Почему же в официальных медиа ничего не звучит о том, что риск заболевания конечно же есть, но он не огромен, а при заболевании шанс на выздоровление составляет 97,8 %? Уже не говоря о том, что, в зависимости от страны, 70-90 %умерших или уже имели хронические заболевания, или были в возрасте 70-80 лет и старше. По поводу прививок с восторгом сообщается о возможности защититься от тяжелого протекания болезни (не от самой болезни!) и что эта возможность составляет 60-95%, в зависимости от фирмы-производителя. Но в этом случае не говорится о 5-40%, которым прививка вообще не поможет. Об осложнениях после прививок тоже умалчивается. Или: 8 апреля 2021 ВОЗ сообщил о 46 964 768 людях в Европе с положительным ковид-тестом. Из них 995 607 (2,1%) умерли с ковидом или от него. Число умерших в Европе по отношению к общему количеству населения в 746 миллионов составляет 0,1%. 99,9% остаются здоровыми или выздоравливают!

О чем говорят эти примеры? Они показывают, как объективные цифры интерпретирует определенный способ мышления. И возникает легитимный вопрос, насколько оздоравливающими или наоборот являются те или иные способы мышления. И пандемия четко показала (и показывает), что до сих пор она рассматривалась, изучалась и освещалась лишь под углом научно-паталогического мировоззрения. И из этого взгляда вышли все методы борьбы с ней. Принципы салютогенеза при этом вообще не рассматривались. А это как раз необходимо в смысле жизненной действительности и преодоления возможных будущих пандемий. Поэтому некоторые медики, как, например, профессор доктор медицины Гаральд Маттес из больницы Берлин-Хавелхое, уже в начале второй волны, начавшейся осенью 2020, требовали от правительства (в данном случае Германии) – вместо все еще действующего кризисного менеджмента – действий, связанных со стратификацией рисков (кто знает немецкий язык и интересуется этим вопросом, может получить информацию здесь). Интегративная медицина должна в этих вопросах рассматриваться наравне с медициной, ориентированной на естественнонаучное мировоззрение. Тогда, например, будут придавать большее значение (а значит, и финансовые инвестиции) защите тех, кто в этой защите нуждается, развитию мощности, пропускной способности и возможностей больниц и госпиталей, образованию и соответствующей подготовке персонала. Тогда опять же появится достаточно внутренней открытости и непредвзятости, чтобы единственный выход из кризиса видеть не только в прививках, но и в поддержке и развитии форм жизни, оздоравливающих на всех уровнях. Тогда бы и сообщения официальных медиа выглядели по-другому. Был бы сохранен здоровый баланс между новостями, распространяющими страх и беспокойство, и ободряющими, а также рассказывающими о том, что можно предпринять каждому для укрепления собственной иммунной системы.

Человек – это не только материалистическое существо. Человеческий мозг всегда был и остается примером, прообразом для компьютера, но сам он не является компьютером. Несмотря на то, что в современном мире научно-ориентированный материализм кажется единственным и главным мировоззрением, это совсем не означает, что только этот род мышления ориентирован на будущее и действительно сможет помогать в реальной жизни будущего. Негативные стороны однобокого мышления и понимания мира проявляют себя не только в экологических катастрофах, но и в увеличении количеств эпидемий и пандемий. Система экономики, ориентированная на салютогенез, в любом случае будет стремиться в первую очередь не к финансовой выгоде, а к справедливому обеспечению и снабжению населения, в том числе во времена кризиса.