Сибилла Хессе уже в течение 20 лет преподает в старшей школе в Потсдаме (Германия) и занимается вопросами исторической дидактики. Ее учащиеся не раз получали призы за проектные работы по истории.


Занятия историей, которые построены на углублении знаний по отдельным темам, вызывают больший интерес, позволяют постичь причинно-следственные связи и остаются в памяти. Здесь приводятся несколько примеров из практики таких занятий.

Давайте честно: что мы помним из уроков истории в школе? Откиньтесь назад, закройте на некоторое время глаза, представьте себе ситуацию… Что вы вспомнили?

Рискну предположить, что перед вашим внутренним взором не всплыла полная таблица последних 5 тысяч или 7 миллионов лет. Хотя ваши учителя истории очень старались.

Откуда вы знаете то, о чем вспоминаете? Почему именно вот эти 10% учебного материала (не поймите меня неправильно, число условно) сохранились в памяти?

Я думаю, потому, что с ними было связано переживание – благодаря рассказу учителя, или же дискуссии внутри класса, которая затронула вашу точку зрения, или же это было усилие, которое вы приложили, чтобы что-то постичь.

Большая часть школьного материала забывается, и не только по истории. Поэтому в последнее время в старших классах я постепенно отказываюсь от стремления охватить как можно больше – вместо этого я делаю обзоры или же работаю по отдельным блокам, изучая материал углубленно.
 

Вспоминать и забывать

Еще одним аспектом, которого вы тоже, вероятно, уже не помните (или, по крайней мере, не помните всех его деталей), являются этические компоненты исторических рассмотрений. Из этих суждений вы выстраивали в процессе вашей социализации фундамент моральных ценностей, который в течение вашей жизни становится все крепче и крепче. В обществе же действителен следующий принцип: история важна, чтобы не повторять одних и тех же ошибок. «Учиться из истории» может только тот, кто постиг причинно-следственные связи и умеет оперировать ими. Для этого необходимо чувственные впечатления, то есть аутентичный опыт и пронизанное мышлением понимание. Такую возможность дает беседа с современниками тех или иных исторических событий или посещение исторически значимых мест.

Другим приносящим успешные плоды шансом на самостоятельное изучение истории является работа над проектом. Она может быть связана с изучением документов, позволяющих прочувствовать колорит времени, с переживанием выставки, фильмов или же с изучением сайтов.
 

История «из уст в уста»

«Копай там, где стоишь». Эта фраза «чистых историков» призывает раскрывать прошлое непосредственно «на месте». Через «устную историю», т.е. посредством интервью с современниками исторических событий можно очень быстро собрать воедино многогранную картинку новейшей истории, в большинстве случаев – как она видится «снизу».

Преимущества – в возможности диалога; ученики могут расспрашивать людей из своего окружения. Но методически нужно учитывать: так мы сами «создаем источник», что может привести к односторонности. Кроме того, встречи с людьми, которых причисляют к стороне «виновных», требуют особого сопровождения и подготовки; тогда они откроют всю многосторонность жизни и много возможных точек зрения (многовекторную перспективу).
 

Места со своей аурой

Экскурсии в музей или по памятным местам – как вариант, в концлагерь – дают возможность ощутить историю всеми чувствами, что благодаря переживанию пронизанного историей, действующего своей определенной аурой места часто надолго остается в памяти. В локальной истории видны следы «большой» истории, благодаря чему ученики лучше связываются с обоими. Предложения реконструировать отдельные биографии или принять участие в экскурсиях делают переживание еще более интенсивным.

Методика преподавания истории пережила за последние 20 лет большие изменения. Если раньше повсеместным был принцип «теперь все открываем учебники на стр. 37», то сегодня парадигма образовательных стандартов сместилась в сторону результатов обучения. Проверяться должно то, насколько у учеников сформировалась способность осмысленно передавать историю, правильно анализируя и приводя во взаимосвязь документы и изображения.

Вместо определенного канона знаний на первый план выходит самостоятельный подход учащихся к изучению истории. Идея формирования способностей (компетенций) нашла отражение также и в вальдорфской педагогике. Их развитию особенно способствует работа над проектом – педагогическая идея начала 20 столетия.
 

Самостоятельное открытие местной истории

Примером для усвоения местной истории может быть работа Гюнтера Демнинга из Кельна, которая напоминает о судьбах людей, пострадавших от нацистского режима, «памятными» камнями. На латунной пластине, которая покрывает сверху бетонный куб размером метр на метр, выгравированы имена жертв режима. Такие камни погружены в мостовую перед их домами – последним местом проживания до депортации. На апрель 2013 года имеется 38 500 таких «памятных» камней в Европе; к стоящим на ним именам обычными людьми, часто школьниками, реконструированы биографии и устроены праздники поминовения. Во многих местах это также поддерживается местными архивами и церковными приходами. Таким образом молодые люди продемонстрировали компетенцию в реконструкции биографий на основе скудных архивных материалов.

Проектом может быть также оформление сайта в связи с какой-либо исторической темой – работа, которая имеет четкие границы. С учащимися 10-12 классов в рамках проекта мы исследовали проблематику охраны окружающей среды в поздней ГДР на примере Потсдамской комиссии «ARGUS». Полученную информацию о том, как обходились в тот период с водой, воздухом, мусором, а также материалы по «спасению» архитектуры старого Потсдама мы задокументировали на 6 длинных свитках, которые мы передавали на время и другим школам.

Тот, кто работает с архивами, фотографиями и экскурсиями, учится посредством разнообразных чувств восприятия и раздвигает границы предмета. «Школа» и «мир» соединяются в исследовательском обучении. Результаты исследования даже у тех учащихся, которые видели лишь презентации, отпечатываются в памяти четче, чем это возможно на обычных занятиях. Это объясняется соединением разных составляющих: обучения на конкретных примерах, восприятия через различные «каналы» (органы чувств), связи с миром жизни, самостоятельности и сотрудничества друг с другом.

Проект можно ввести отдельно в годовой план, но можно и «пожертвовать» одной из двух эпох по истории. Или же можно скооперироваться с другим предметом: если предстоит выезд для полевых геодезических измерений, можно узнать в ведомстве по охране памятников, где именно требуется точная карта – так, например, я картографировала курганы бронзового века, что как раз входит в материал 10 класса.
 

Делай то, что ты еще не можешь

Проект удастся лишь при самостоятельности учащихся и их мотивации самим объектом изучения. Если участники не решаются вносить в него свой вклад, очень скоро могут возникнуть социальные трения. И наоборот, проект может сильно выиграть, когда им занимаются увлеченно, когда ученики, например, обогащают материалы документами из семейных архивов.

В работе с архивными источниками, в поиске информации по местным историческим публикациям могут быть приобретены первичные навыки научной работы. В зависимости от вида материалов в подобной работе могут найти отражения также художественные аспекты, как например, при рассмотрении вопросов об эстетике документального фильма.

Если учитель еще сам не обладает необходимыми компетенциями, то можно уже на начальной стадии организовать экспертную помощь. Для этого, возможно, необходима работа с фондами для поиска денег, и это может быть утомительным, но это очень способствует успеху проекту и привлекает в школу экспертов.

Поскольку в таких проектах задействована общественность, то уже в ходе работы над ними следует подумать о презентации. Ее нужно тщательно готовить, поскольку самое позднее в заключительной беседе ни один ученик старшей школы не останется без дела.

Бывшие ученики, отвечая на вопрос, что было для них особенно полезно в школьные годы, часто называют умение хорошо провести презентацию.
 

Проработать смысл истории

Если кто-то принимал участие в выставке, постановке или самостоятельно работал над фильмом, тот и работу других анализирует намного компетентнее и становится более критичным к масс-медиа. Все участники переживают рост способностей и эффективности своей работы. Поэтому я считаю, что работа над проектами имеет большую важность для дальнейшего развития вальдорфской педагогики и в своем значении сравнима с оправдавшими себя театральными постановками в 8 и 12 классах. Здесь индивидуум (кстати, включая и учителя) имеет возможность широко раскрыться, осуществить свои идеи в сотрудничестве с группой, узнать, что он способен нечто самостоятельно сделать и организовать мероприятие, которое имеет резонанс за пределами школы и в котором оживает история.

 
Опубликовано в электронном журнале
«Дитина Вальдорф+», №1, 2014г .