И была отпразднована большая и пышная свадьба. Вечером, когда жениха и невесту повели в опочивальню, захотелось королю узнать, будет ли ослик держать себя чинно, как подобает, и вот он велел одному из слуг спрятаться в опочивальне. Когда молодые остались наедине, задвинул жених двери на засов, оглянулся вокруг и, увидев, что они совершенно одни, сбросил вдруг свою ослиную шкуру, и стал перед королевной прекрасный юноша.

Вот видишь, сказал он, кто я на самом деле, теперь ты видишь, что я достоин тебя.

Обрадовалась невеста, поцеловала его и всем сердцем его полюбила. 

Прекрасный пример взаимного признания двух влюбленных в сказке братьев Гримм «Ослик». Такие бесчисленные примеры встречаются в качестве маленьких, наглядных моментов в немецких народных сказках, принадлежащих одному целому, которое передает глубокую мудрость не только детям, но и взрослым. Вникнуть в этот процесс предоставили исследователям и толкователям сказок. У детей обычно не возникает вопросов ни к содержанию сказки, ни к тому, что принц и его невеста любят друг друга. Они воспринимают это как общую картинку, находят собственные образы в себе, связывают их со своим собственным опытом, и когда два человека любят друг друга в сказке, это так же красиво, как и в реальности. И будет ли эта реальность столь же прекрасна, как сказочная картинка, зависит от взрослых людей, которые встречают ребенка в этом мире.

Для детей любовь и любить не заключаются в физических событиях. Таким образом, сегодня Бенджамин может спросить с горящими глазами: «Гелл, мы женаты друг на друге?» – а на следующий день идти по лугу рука об руку с Кристиной, а уже в другой раз с радостью объяснять что-то Джонатану, своему дорогому другу, и всерьез задуматься, не сможет ли он «выйти за него замуж». К примеру, диалог: «Гелл, только девочки и мальчики могут жениться». «Нет, моя мама сказала, что теперь мальчики могут жениться мальчиками». «Так и есть, Гелл».

Играя в ролевые игры, такие как рождественская сцена или хоровод на день Михаила, обычно не проблема позволить девочке сыграть Иосифа, а мальчику – Марию; или девочке – в роли святого Георгия спасти принцессу-мальчика – из высокой башни, в которую ее заточил дракон. Единство, а не разделение полов все еще стоит на первом плане этого чувства, и проявляется либо в «женской», либо в «мужской» роли.

Любовь – это нечто всеобъемлющее для ребенка детсадовского возраста. Любовь связана с доверием к миру, с верой в прекрасное, истинное, хорошее. У взрослых не все так просто. Личный жизненный опыт и пережитое часто мешают взрослым почувствовать себя в душе детьми; вспомнить, как они действовали, чувствовали и думали, когда сами были маленькими.

«Большинство откладывает свое детство, как старую шляпу», – пишет Эрих Кестнер.

Дети детсадовского возраста чувствуют себя едиными с миром, едиными с людьми своего окружения. Только позже восприятие изменяется. Дети отделяются от всех и чувствуют: «Я, я сам, никто в большом мире не такой, как я.  Я отличаюсь от тебя и всех остальных».

При нажатии на клавиши душа слышит музыку, которую внешний мир играет на инструменте – вашем теле. Грубые прикосновения создают приглушенные аккорды или, если они болезненны или мучительны – резкий диссонанс, в то время как осторожные, душевные прикосновения мелодично проникают внутрь. 

Так лечебный педагог Хеннинг Келер лирически описывает чувство осязания. Следовательно, забота о чувстве осязания прежде всего должна гарантировать, что в душе ребенка будет звучать благозвучие. Это процессы, которые происходят внутри человека, и распознавание клавиш похоже на внутренний резонанс с внешними физическими прикосновениями. Клавиши – это знакомство, как с собственными границами, так и с границами других. Это означает способность чувствовать и ощущать свое естество так же, как и чужое. Если посмотреть с этой точки зрения на все, что называется насилием, то возможно оно начинается с нежелаемых поглаживаний или похлопывания по щечке. Каждая воспитательница в детском саду преуспела бы, если бы сначала она, по крайней мере, угадывала индивидуальную сущность каждого ребенка, чтобы оценить, как она действительно может утешить его, например, при разлуке с матерью или отцом. Иногда это определенное расстояние, которое необходимо.

Клавиши означают знакомства и открытия – даже противоположного пола.

Ситуация в туалете в детском саду: Михаил, трех лет, стоит в умывальной комнате, трусики на нем еще не подтянуты. Из туалетной кабинки выходит четырехлетняя Лена, также еще не полностью одетая. Оба осматривают друг дружку глазами, Михаил слегка ухмыльнулся, на что Лена сказала: «Ага, попался, у моего отца есть что-то вроде того, что есть у тебя, и тебе совсем не обязательно так смотреть». Таким образом, этот процесс познания был завершен. Можно также часто наблюдать как дети играют со своими половыми органами на тихом часе, что связано с исследованием собственного тела. Не следует придавать этому слишком большое значение, как как правило это прекращается само по себе. Чем больше взрослые беспокоятся по этому поводу, тем больше смущается ребенок, так как он не осознает вины. Лучше будет самому сесть на краю кроватки, положив руку на одеяло, не смущая ребенка.

Прикосновение – это разделение и связь одновременно, говорит Новалис, и, таким образом, определяет реальную задачу чувства осязания, с помощью которого ребенок может ощутить дифференциацию мира и показать свое уважение к нему.

Для внутренней и внешней подвижности маленького ребенка действия, жесты и ужимки важнее произнесенного слова. Поэтому во всем ритмическом лежит особая сила. Ритмичное движение – один из самых оригинальных способов выражения, который может удовлетворить потребность ребенка придать форму его фантазийным переживаниям. Как интересно бывает наблюдать за свободной игрой в детском саду: когда дети становятся цирковыми артистами, пассажирами большого корабля, которые борются с ветром на палубе или в летнее время ставят «Спящую красавицу».

Кстати, в такой постановке, Спящую красавицу пробуждают ласково и нежно, но обычно не с помощью поцелуя. Хотя сказка известна детям, в этой сцене они не следуют точному содержанию, так, к примеру, принцу было бы важно просто прийти и пригласить потанцевать принцессу.

Предыдущий взгляд на развитие чувств должен был прояснить, насколько важно принять ребенка, который ведет себя, соответствующе своему возрасту, и уважать его – во всех жизненных ситуациях и положении. В частности, это также относится к правильному времени для просвещения.

В сказке Братьев Гримм «Рапунцель» говорится, что после того, как принц лишился зрения от прыжка с башни, он бродил и плакал из-за потери своей дорогой жены:

В течение нескольких лет он скитался по городу и, наконец, пришел в пустыню, где Рапунцель жила с близнецами – мальчиком и девочкой – которых она родила. Он услышал голос, и тот показался ему таким знакомым: так что он решил подойти ближе, и, когда он приблизился, Рапунцель тут же узнала его, бросилась на шею и заплакала. Две ее слезы попали ему в глаза, и они стали прозрачными – он смог снова видеть мир, как прежде. Он привел их в свое царство, где их приняли с радостью, и жили они долго и счастливо.

Еще ни один ребенок, прослушав эту сказку, которая нацелена на детей старшей группы, не спросил, откуда взялись близнецы. Можно было бы истолковать, что они, вероятно, просто родились от любви, отраженной в тексте, и пришли с небес. Также можно предположить, что излюбленные вопросы о том, как и где происходило событие, еще попросту не существует, и что картин, описывающих любовь между двумя людьми и сильное желание иметь ребенка, как это описано вначале «Рапунцель», ребенку в этом возрасте действительно достаточно. В большинстве сказок братьев Гримм изображена общая картина развития человеческой души, формирования общества и любви двух, встретившихся и познающих друг друга людей, которые в сказочной мифологии могут быть даже одним целым. Здоровая духовная пища для растущего ребенка детсадовского возраста!

Так нужно ли нам просвещение в этом возрасте?  Вообще это, как многие вещи в сфере образования, нельзя исключить. Может быть, что «опытный» соседский ребенок постарше посчитает, что может рассказать младшему взрослые тайны, или вопросы могут возникнуть у старших братьев/сестер. Это могут быть сами родители, у которых в детстве был плохой опыт с познанием, в любой форме. Но самая подходящая причина заключается в том, что в вашей собственной семье – а часто также у кого-то в вашей группе детского сада – ожидается родной брат/сестра. В вопросах недостатка нет, и хорошо, когда на них отвечают, в соответствии с возрастом ребенка.

Сперва ответом на вопрос есть такой, с помощью которого взрослые делятся с ребенком личным опытом, сквозь который (ответ) видно, что у них на душе. Конечно, ребенку не нужно знать самые интимные подробности родителей. Это, кстати, поднимает вопрос о том, должны ли дети и, если да, то как долго спать в родительской спальне. Этот вопрос следует хорошо обдумать, и, как многое другое, он рассматривается индивидуально. Далее, как уже упоминалось ранее, образы народных сказок позволяют ребенку создавать/рисовать собственные образы в соответствии со своим уровнем развития, своим собственным пониманием. Подготовкой к последующему разговору обо всем, что касается не только сексуальности, но и любви, могут быть также наблюдение за тем, что происходит в природе. Все дети любят наблюдать как птицы строят свои гнезда весной. И если повезет, вы даже обнаружите маленькие клювики, пищащие от голода, а также изведаете, как однажды они полетят в большой мир… Такие и подобные совместные наблюдения и открытия способствуют доверию к взрослым, что является необходимым условием для проведения таких наблюдений в мире людей.

Просвещение должно включать не только чисто физическое слияние мужчины и женщины, а все, что связано с сексуальностью. Существенным и важным является то, чтобы этот союз был облачен в любовь и уважение между мужчиной и женщиной, в ментальное и духовное строение любви, в любовь к миру в целом и в почтение к творению. И когда в семье ожидается братик или сестричка – а это счастливое время, которое всегда немного напоминает Адвент – ребенок детсадовского возраста наверняка будет готов к этому событию, слушая в садике историю дня рождения, которую воспитатель рассказывает каждый раз, когда у кого-то в группе день рождения. В основном каждый воспитатель находит «свою» историю, одну из которых нужно рассказать здесь:

Я расскажу вам о месте, где не идет снег и дождь, где не бывает грозы и не дует ветер, а только светит яркий свет. Там стоит Замок Золотого Света, который так прекрасен, что только солнце могло построить его своими лучами. Когда-то давным-давно одно дитя этого замка вошло в большой дворцовый сад. Оглядевшись, ребенок обнаружил колодец посреди сада. Он подошел к нему и оказалось, что можно смотреть вниз в восхитительную глубь. И увидел он там что-то воистину чудесное. Пока он обдумывал, что же это может быть, он почувствовал, что кто-то нежно гладит его по голове. Он обернулся и увидел, да, он увидел ангела! Тот улыбнулся и запел:

 

Я знаю звезду одну, она удивительна!
Там можно заняться чем хочешь, воистину.
Тысячью тысяч забавных вещей:
пением, танцем, прыжками и смехом.
 
Знаю я мир один, совершенно красивый!
Ты его видел в колодца глубинах. 
Обрести там ты сможешь верных друзей,
начать много новых, чудесных вещей…

 С тех пор ребенок день за днем ​​ходил в сад, заглядывал в колодец и вспоминал слова ангела.

Но в конце концов его желание стало настолько велико, что он решил пойти к Богу-Отцу, чтобы спросить его, не находится ли это место на Земле. Бог улыбнулся и посмотрел на своих ангелов – те были радостны и дружно кивали. Затем Он сказал: «Да, это Земля, ты посетить ее сможешь, но многие вещи об этом забудешь.  Ты больше не вспомнишь ни Замка Золотого света, ни сада с колодцем. Но каждая звезда подарит тебе свет и силу свою. И ты постоянно будешь носить это с собой на Земле».

Тогда вышел ангел из колодца и взял ребенка за руку. И началось долгое, долгое путешествие – они прошли мимо всех звезд, которые дали ребенку свои дары, а также мимо солнца и луны. Наконец они пришли к большой воде. Уставший ребенок уселся на водяную лилию и уснул. Ангел осторожно поднял его и перенес через радужный мост на землю.

Во сне ребенок забыл все, что знал о Замке Золотого Света. На Земле он был крошечным, отдыхал и рос в утробе матери, становясь человеческим ребенком. И сегодня… много лет спустя, небесный ребенок родился на свет в своем новом земном облике. Мать с отцом держали своего ребенка на руках. Они обрадовались и сказали: «Питер», – отныне тебя зовут так, мы дарим тебе это прекрасное имя.

На этом моменте воспитательница вставляет что-то индивидуальное о ребенке-имениннике, например: «А к родителям пришел еще один небесный ребенок. Как же он радовался, когда прижимался своим носиком к колыбели и смотрел, как там лежит Питер с маленькими носиком и крошечными пальчиками» и так далее. Или: «Не прошло много времени, как появился еще один небесный ребенок, и он уже многому может научиться у Питера». Или: «Из этой тайны мы все знаем, что есть еще небесный ребенок, который идет дорогой Питера и хочет присоединится к нему». Сияние в глазах именинника в этот момент неописуемо и заразительно. Сколько знаний часто кроется в этих горящих глазах!

И история дня рождения заканчивается:

Но иногда, когда Питер совершенно тих, он может услышать тихое пение, которое рассказывает ему историю, историю об Ангеле и Замке Золотого Света.

Например, рассказать историю дня рождения на родительском вечере на тему «Вечеринка по случаю дня рождения в детском саду» – отличный способ начать разговор с родителями по вопросу просвещения. Часто родители приходят к этому вопросу самостоятельно, и тогда можно рассматривать индивидуально ситуацию ребенка вместе с его семейной. Если некоторые родители не осознают, что ребенок детсадовского возраста и его душа еще ближе к небесным событиям, хорошо бы объяснить им, что такие слова, как «небеса» или «рай», дают ребенку чувство безопасности. Точно так же, когда взрослые знают и уверены, что дети воплощаются как существа из духовного мира на Земле. Большинство людей не сомневаются в том, что после смерти жизнь продолжается в неопределенной форме, так почему же не может быть жизни до рождения? Даже в этом можно установить логику.

Важно, чтобы к вопросам детей относились серьезно, чтобы их внимательно слушали, что они действительно хотят узнать; иногда ожидается только первый намек, а иногда у ребенка в глазах остается вопрос, и тогда можно осторожно дальше объяснить, или возможно даже лучше рассказать – с помощью сказки:

Затем он (принц) пошел дальше, и было так тихо, что можно было слышать собственное дыхание, и, наконец, принц подошел к башне и открыл дверь в маленькую комнату, в которой спала Спящая красавица. Она лежала и была такой красивой, что он не мог отвести глаз. Он наклонился и поцеловал ее…

Свадьбу принца со Спящей красавицей сыграли во всем великолепии, и жили они долго и счастливо.

Из книги “Здоровое половое сексуальное воспитание и сексуальное развитие”,
готовится к изданию в издательстве “НАИРИ”