Работа с тетрадями занимает значительное место в деятельности учеников любой образовательной системы. Для вальдорфской школы эта работа является важной составляющей урока. Обучаясь без стандартного набора учебников, дети сами создают свои, собственноручно написанные книги-учебники. Рассматривая такую тетрадь, можно понять, насколько глубоко ребёнок воспринял изученное, нашёл ли материал урока отклик в его душе, как ученик лично связался с пришедшим к нему знанием. Такие тетради создаются в ходе изучения различных предметов (язык, математика, история, физика, химия и др.). Они содержат главные идеи, выводы и правила изучаемого материала, снабжены иллюстрациями, выполненными учениками, их творческими работами, стихами и прочее. Таким образом, дети пишут свой индивидуальный учебник.
Тексты, как правило, до 5 класса диктуются учителем, формулируются совместно всеми в классе или появляются в тетради как результат творческой работы ученика. Постепенно, становясь старше, дети всё больше начинают самостоятельно записывать сообщаемый учителем материал и соответственно художественно оформлять его.
Изложить текст (составить своего рода конспект урока) ясно, понятно и сжато – чрезвычайно важное умение. Включить в этот текст цитату или некоторые сведения из дополнительного источника – полезное умение для подростка, которое понадобится ему и в дальнейшем. Ученикам удаётся (конечно, не без помощи учебной и самостоятельно найденной специальной научной литературы) выполнять записи в тетрадях весьма индивидуально и с удивительной оригинальностью.
Иллюстрации к текстам – всецело творчество учащихся, превращающих наброски, сделанные учителем на доске, в законченные изображения. В начальной школе иллюстрации делаются крупными, дети рисуют вслед за учителем, шаг за шагом. Становясь старше, они проявляют большую самостоятельность, основная часть работы по оформлению тетради переносится на домашнюю работу. Рисунки становятся меньше в размере, усиливается их детальная проработка.
В результате тетрадь ученика становится такой рукописной книгой, которую не только интересно читать, но и приятно держать в руках. Год за годом учитель учит ребёнка созданию такой книги, проверяя как содержание, так и оформление, обращая внимание учеников на качество их работы.
Итак, всё начинается в первом классе.
Первый класс
В 1 классе тетради ученикам делают из листов ватмана. Страница тетради сориентирована горизонтально и имеет большой размер (формата А2 – А3). Дети пишут восковыми яркими мелками. В начале работы они оформляют поля на странице – делают рамку. Необходимо следить, чтобы рамка выполнялась качественно, не спеша, и была ровной, чтобы страница “дышала”. Как в любой книге, поля сверху и снизу рисуются чуть шире полей сбоку. Для оформления рамки используют светлые цвета мелков. При изучении новой темы рамку можно выделять определённым цветом. Всё записанное и нарисованное на странице располагается внутри рамки, не пересекая её границ.
Во втором полугодии рамку делают со скруглёнными углами. У некоторых детей поначалу это вызывает трудности и нужно следить, чтобы скруглённые уголки не были непропорционально большими. Вся рамочка выполняется с одним нажимом и проводится без отрыва от угла к углу.
Дети в тетрадях пишут и рисуют по-разному, поэтому учителю важно располагать свои записи на доске так, как они должны быть расположены на странице детской тетради. Как у учителя проработана доска, так у детей – их страница в тетрадях.
Выбирая цвет мелков для работы, важно учить детей видеть и чувствовать гармоничные сочетания. В рисовании форм, в выполнении иллюстраций, учитель показывает, какие цвета надо взять, чтобы достичь гармонии. С другой стороны мы должны обращать внимание на то, в какой мере тот или иной цвет способствует концентрации внимания и использовать эти цвета для записей на доске и в тетрадях.
Письмо букв и цифр требует особого усердия. Перед письмом в тетради дети пишут в воздухе руками, носом, головой, ногой и вышагивают ту букву или цифру, с которой знакомятся, а потом уже переносят в тетрадь знакомый образ. В первый раз все дети пишут светлым лимонно-жёлтым мелком. Учитель помогает исправить недостатки и лишь затем дети обводят написанное более ярким цветом.
Первые буквы и цифры достаточно велики. Со временем они становятся меньше. Учитель записывает слово на доске, дети проговаривают его, а затем букву за буквой переносят запись с доски в тетрадь, соотнося размер букв с размером написанного на доске.
Письмо слов и маленьких предложений в 1 классе не слитное, каждая буква выписывается отдельно. В момент письма не должно быть спешки. Работа выполняется с любовью и прилежанием.
Второй класс
Дети продолжают писать восковыми мелками всё первое полугодие. Во втором полугодии у них появляются толстые цветные карандаши с мягким грифелем. В момент перехода на письмо карандашами нужно следить, чтобы дети не мельчили. Рамку на странице в тетради они продолжают выполнять восковыми мелками.
Во втором классе дети знакомятся со слитным письмом. Необходимо обращать внимание на красивое и правильное соединение букв, стремиться к каллиграфическому письму, содержащему ритм дыхания: нажимаю, когда веду линию вниз, – отпускаю, когда веду наверх.
Иллюстрации, по-прежнему, занимают большое место в оформлении тетради.
Вся работа в тетрадях 1-2 классов занимает 20-25 минут урока.
Третий класс
В 3 классе дети начинают писать перьевыми ручками. Формат страницы тетради сокращается (до А4). Необходимо следить за тем, чтобы ученики не мельчили, соблюдали ровность строки, писали каллиграфически правильно. Рамку в 3 классе многие предпочитают делать уже цветными карандашами. Иллюстрации появляются при изучении новой темы, они становятся меньше, соответствуют размерам листа. Новую тему выделяют особо, начинают её с новой страницы.
Некоторые учителя в 3 классе заводят две тетради – тетрадь по эпохе (для нового материала) – своеобразную тетрадь-книгу с образцами выполнения типичных заданий и тетрадь для практических работ, где ученики отрабатывают пройденный материал и выполняют домашние задания.
Требования, предъявляемые к тетрадям, остаются неизменными – аккуратность, красивое оформление, соблюдение определённого расположения материала. Время работы в тетрадях на уроке увеличивается до 30 минут.
Четвертый класс
В четвёртом классе дети уже достаточно уверенно пишут перьевыми ручками, рамку продолжают оформлять цветными карандашами. Остаётся необходимость следить за каллиграфией, ровностью строк и расстоянием между ними, преодолевать трудности в почерке.
Формат тетради А4. Лучше, если тетрадь с вертикальным расположением страниц, так детям легче контролировать горизонтальность строк.
В 4 классе уже происходит окончательное разделение на тетрадь-книгу для нового материала и тетрадь для практических работ.
Для оформления заголовков и иллюстраций, по-прежнему, используются цветные карандаши. Ими же выделяются орфограммы, главные слова в тексте, имена, названия и т.п.
Время работы с тетрадью на уроке увеличивается до 40 минут.
Пятый класс
В пятом классе дети работают в тетрадях с вертикально расположенной страницей, размещая текст на одинаковом расстоянии от краёв листа, оставляя белые поля. До 5 класса дети добивались этого, рисуя рамочки.
Теперь необходимо некоторое время следить за началом и концом строки, обращать на это внимание, особенно в начале года, поскольку у многих детей это может вызывать трудности.
По основным эпохам имеются два вида тетрадей. В тетрадях по практике выполняются и домашние и классные задания: решаются примеры, задачи, разбираются предложения, пишутся самостоятельные работы и т.д. В классной тетради по эпохе вместе с учителем ученики записывают основные выводы, правила, законы, орфограммы, которые они выводят в процессе практики на уроках и дома. Иногда детям даётся задание описать процесс того или иного решения или выявить какую-либо закономерность в написании слов или их частей самостоятельно (в черновиках). Потом это читается всеми в классе, дополняется и переносится в тетрадь по эпохе.
По окончании эпохи в тетради-книге делается оглавление, в котором перечисляются все основные темы эпох по страницам. Это вносит определённый порядок и облегчает процесс повторения при использовании тетради как справочного материала. При составлении оглавления ребёнок охватывает сознанием весь материал эпохи целиком, при этом структурируя его.
Дети много работают в тетрадях, используя цветные карандаши, выделяя ими названия, основные мысли, выводы. Кроме того, в тетрадях пятиклассников много рисунков к задачам, рассказам и т.д. Большим количеством иллюстраций сопровождаются тетради по истории, географии, растениям. Необходимо следить, чтобы рисунки являлись необходимым и удачным дополнением к письменной работе, занимали определённое место, выражали суть и характер работы, не перегружали страницу и не отвлекали внимания от нового материала.
Дети должны иметь представление о титульном листе своей тетради.
Шестой-седьмой классы и старше
В старших классах в тетрадь ученики могут вклеивать копии таблиц, карт, схем и т.п. Они продолжают работу над стилем оформления тетради-книги, например, подбирать шрифт для заголовков, выносить на поля тетради орнамент, соответствующий содержанию, или на титульном листе располагать эпиграф к эпохе.
Орфографические ошибки в тетради по эпохе учитель исправляет или указывает карандашом, после чего ученики аккуратно их исправляют.
К тетради по предмету предъявляются следующие требования:
- обложка тетради имеет название предмета, имя ученика, класс;
- страницы имеют поля;
- заголовки выделяются цветным карандашом и определённым шрифтом;
- есть необходимые иллюстрации;
- гармоничное соотношение письменного текста и рисунка;
- самостоятельные, в том числе и творческие, работы выделяют особо;
- страницы нумеруются и составляется оглавление.
Результат работы учеников в тетради очень зависит от степени проработанности урока учителем. Если эпоха или отдельный урок хорошо предварительно простроены, то индивидуальность учителя будет проявлена в уникальной работе ученика – в созданном им самим рукописном учебнике по предмету. Такой учебник нельзя не любить. Трудно забыть тот учебный предмет, который ты согрел своей заботой, сделал его образ красивым и привлекательным.
Фотографии взяты из открытых интернет источников.
педагогіка
Школа без учебников
Как это?