У нас, к сожалению, только один вечер, и я хотел бы в этот вечер сказать о вальдорфской педагогике в более общей форме. Если вы размышляли над вопросом, что такое «хорошая педагогика», то в результате, вероятно, пришли к выводу, что сказать это трудно, потому что настоящая хорошая педагогика связана с потребностями времени в двух различных смыслах. Во-первых, в различные культурные эпохи существовало разное понимание хорошей педагогики. Во-вторых, когда ребенок растет, хорошая педагогика должна расти вместе с ним.

В настоящую эпоху тоже можно найти старые педагогические методы, в дзэнбуддистском монастыре, например, вы увидите, что начинающий монах, послушник два года работает в саду: чистит, убирает и т.п. Но пока он занят подобными делами, он вблизи учителя, мастера. В этом вся суть. Он может наблюдать за мастером, подражать ему – как он ходит, как бегает, как берет чашку чая, – все, что видит вокруг мастера. Но это не внешнее подражание. Он изучает, каков мастер внутри, подражает ему внутренне. Так же подражает и хороший актер. Ведь хороший, настоящий актер не только наблюдает в каждом отдельном случае подробности поведения, но у него развивается чувство – каков другой человек. И он знает, как этот человек будет смеяться, плакать, жестикулировать.

И вот ребенок также подражает в течении семи лет и еще немного позже. Хорошая педагогика для такого возраста состоит в том, что при ребенке присутствует хороший человек, и это переносится на ребенка. С годами многое изменяется, ребенка надо научить писать и читать, маленькие дети очень одаренные. Каждый здоровый маленький ребенок необычайно одарен. Это можно видеть на примере того, как любой нормальный ребенок научается языку. Всем известно, как трудно изучить иностранные языки взрослому. Но здесь хотя бы уже есть родной язык и умение мыслить. А представьте, что перед вами стоит задача выучить иностранный язык, когда у вас нет родного и вы не умеете думать. И ведь каждый ребенок это может. Вот почему я говорю, что он невероятно одарен.

Вопрос стоит скорее так: каким образом взрослые теряют способности? Куда уходит одаренность маленького ребенка и почему? Как сделать, чтобы она сохранялась для дальнейшей жизни или хотя бы ее части? Это-то и есть цель вальдорфской педагогики.

Обычная педагогика во всем мире совсем другая. Она рассматривает ребенка как маленького взрослого, который просто глуп и не умеет делать многое из того, что умеет делать взрослый. Поэтому такая педагогика старается сообщить «маленькому взрослому» как можно больше знаний. А что, собственно, происходит, когда слишком рано хотят сообщить ребенку много знаний? Я поверну вопрос немного по-другому: как можно воспрепятствовать развитию способностей? Например, у ребенка есть математические способности. Как можно воспрепятствовать их развитию? У вас есть предположения?

Из зала:
– Надо заставить его как можно больше заниматься математикой, причем все время проверять, хорошо ли он это делает.

Это приблизительно так, но можно еще более ярко сформулировать.

Из зала:
– Дать материал в наиболее усложненной форме.
– Дать в очень сухом виде эти цифры без всяких образов, оторванных от жизни.

Это прекрасные предложения, но широко используется вот такой способ. Математика развивалась долгое время и очень надежно можно подавить математические способности ребенка, преподавая ему при изучении математики только последнее слово. То есть не проходить с ним все то развитие, которое прошла математика.

Из зала:
– Понятно, что это плохо, но есть противоположный ход. Ребенку, например, начинают давать аксиоматику Эвклида или изучение языкознания начинают с самых древних языков – латыни, древнегреческого.

Это тоже распространено и тоже плохо, но не настолько ужасно. Я продолжу и, быть может, моя мысль будет вам яснее. В антропософии мы говорим о том, что мы живем в эпоху души сознательной, и особенность души сознательной состоит в способности человека наблюдать процессы, протекающие в его собственном мышлении. С маленьким ребенком невозможно говорить о процессах, происходящих в его сознании: о мышлении, о слове и т.п. У него нет еще души сознательной.

Душа сознательная принесла много плодов. Так, современное естествознание – ее плод, хотя и не самый лучший. Чтобы заниматься естествознанием, нужно иметь определенную развитость душевной жизни. Например, нужно достаточно хорошо мыслить. Наука, в свою очередь, породила технику. Многие люди пользуются различными аппаратами. Вот, скажем, утюг. Однако знает ли домашняя хозяйка, пользующаяся им, как он устроен? Или знаем ли мы, как изготовлена ванна? Мы окружены вещами, мы используем их, но не представляем, как они сделаны, что составляет их сущность.

Сравним эту ситуацию с той, что существовала в эпоху Петра Великого. У него тоже была ванна, но по всей вероятности, древняя. Глядя на нее, на простое деревянное корыто, человек знал, как оно сделано, хотя бы приблизительно. Ныне люди приобретают готовые вещи и не задумываются о том процессе, который привел к этому результату – конкретной вещи. Мы, так сказать, одаряемся плодами души сознательной. Иными словами, мы не проходим того пути, который привел к развитию души сознательной. Это значит, что мы живем как бы в плохой школе.

Основной принцип вальдорфской педагогики начинает прилагаться уже тогда, когда ребенок получает куклу, свернутую из простой салфетки. У нее есть голова и какое-то тело, а все остальное, что еще есть в человеке и что можно видеть в кукле, доверено фантазии ребенка. И для ребенка подобная ситуация нормальна. По сути дела, ему и этого не надо – можно дать просто, к примеру, кусок дерева. Ребенок прекрасно будет с ним играть и скажет: «Это ведьма». Он способен даже испугаться ее, только взрослый не должен говорить: «Нет, у тебя просто кусок дерева». Ребенок это и так знает, но у него есть фантазия. В следующий момент тот же кусок дерева станет лошадью, а взрослый и не заметит этого.

В России есть прекрасный кукольник Образцов. Он много раз бывал в Будапеште, и я был поражен его искусством. У него много сложных в техническом отношении вещей, но меня увлекло другое. Он взял простой деревянный шарик с дыркой, надел его на палец, и это стало ребенком. Он спеленал его, спел ему, ребенок заснул, проснулся, надо было менять ему пеленки… потом тот же шар сделался злой собакой и артист «сдерживал» собаку, чтобы она не укусила зрителей, кормил ее и т.д. Это – как в вальдорфской педагогике, сущность ее – никогда не давать что-то готовое. Не говорят: «Дело обстоит так и это надо выучить». Дается очень мало, и ребенок должен сам восполнить остальное фантазией, мышлением, чувством.

Со временем я вообще пришел к идее, что мир создан по принципам вальдорфской педагогики. Просто мы этого не замечаем. Я имею ввиду теорию познания Штайнера. Я не буду ее сейчас объяснять, но на одном примере сделаю ее понятной для вас.

Представьте, у вас есть хорошая содержательная книга, к примеру, изречения Будды, Библия, может быть, «Философия свободы» Штайнера. Мы читаем ее, что-то понимаем и на время откладываем. Через года два начинаем читать снова и восклицаем: «Я никогда не читал эту книгу!», но мы видим в ней свои пометки… Однако теперь она говорит нам совершенно другое, не потому, что мы забыли свое прежнее понимание: просто способность понимания повысилась. Снова читаем книгу, откладываем, а через два года читаем ее опять. Раньше этого предложения не было… И так повторяется десять, двадцать раз.

Что же составляет действительность книги? Каждый раз мы думаем: вот оно! Ведь черным по белому написано, но при новом чтении книга говорит иное. И опять с пеной у рта мы утверждаем: вот содержание! Когда подобное происходит в пятый раз, мы уже не совсем уверены. Мы на опыте убедились: что-то с этой действительностью не так, она меняется, меняется в зависимости от того, как мы ее понимаем. Что-то в нас восполняет ее. Из чего состоит книга? Для тех, кто не умеет читать, – из бумаги и краски, что-то черненькое на бумаге. Кто немного научился читать, тот видит буквы. Кто умеет больше – найдет слова, затем предложения, затем текст, содержание. Увидит вначале основную мысль, а потом и скрытый смысл все глубже и глубже… Действительное содержание книги зависит от того, насколько мы ее можем дополнить – это суть штайнеровской теории познания, ничего другого.

Мир восприятий, в котором мы живем, природа – такая же книга. Мы способны прочесть в ней очень много. Мы можем назвать в ней какие-то «буквы» – дуб, береза, трава, медведь, волк… Буквы. Больше ничего. Постепенно мы, быть может, научаемся прочитывать больше. Тогда, встретив человека, который видит камень, растение, слона, мы скажем: ты еще не научился читать то, что существует на самом деле, здесь нечто другое.

И так мы живем в окружающем мире, как в вальдорфской школе. То, что к нам приходит «не готовым», мы должны восполнять, и чтобы лучше понимать, мы должны все больше восполнять из нас самих. Почему мы не замечаем этого? Мы делаем мало усилий, чтобы лучше понимать. Если человек остановился на буквах, ему не приходит в голову, что их можно сложить в слова, и мы не осознаем, что постоянно восполняем – скажем, понятиями. Вот почему вальдорфская школа – не что-то выдуманное. Это естественное воспитание, потому что так устроен мир.

Если вы это понимаете – вы понимаете, почему уроки в вальдорфских школах проходят именно так. Чтобы вникнуть в их суть, нужно еще знать, как в ребенке связаны между собой мышление, чувство и воля. У взрослых познание по большей части протекает в мышлении. У ребенка не так. И у древних народов тоже. И у тех народов, которые живут сегодня как древние. Например, в Бразилии еще встречаются народности, у которых «чувствующее» отношение к природе. Если спросить такого индейца, как выглядит лист дуба в сравнении, скажем, с листом розы, он не знает. И нарисовать не сможет. Как же – ведь он так близко с природой живет, почему?

Из зала:
– Зачем ему это рисовать, когда он в этом живет?

Он чувствует. Мы способны узнать дерево, например дуб, только посмотрев на форму листьев, кору. Индеец же подходит ближе и чувствует: дуб. Нечто подобное происходит у детей, когда они рисуют дерево. Можно сказать: ребенок недостаточно хорошо наблюдает. И это действительно так. Он воспринимает что-то существенное, и это совсем не реалистично.

Плохой педагог скажет, что рисунок нехороший и неточный. И рисунки древних народов похожи на детские. Выделяется именно что-то характерное, остальное дополняется фантазией и чувством. Внутренне он знает, о чем идет речь, это разумное чувство, оно не оторвано от мышления. В таком чувстве мышление растворено. В ходе развития мышление высвобождается из чувства, но очень важно, когда и каким образом. Вот почему в первые годы преподавание ведется так, чтобы понимание сопровождалось чувством. Точнее, понимание должно быть ведомо чувством. Поэтому в вальдорфских школах много занимаются искусством. Именно в искусстве мы понимаем чувством. Взрослые тоже. Одним лишь мышлением нельзя ни создать, ни понять произведение искусства.

В вальдорфской педагогике по сравнению с другими методами разделение чувства и мышления задерживается. Иногда это немного пугает родителей, поскольку дети начинают писать и читать позже. Родителям лучше знать о подобных вещах заранее. Для ребенка это означает, что он дольше живет в чувстве звуков, букв, слов, предложений.

Наблюдая ребенка, который только научился или учится говорить, вы заметите, что он обращается со словами, как с реальными предметами. Играет с ними, создает свои собственные. Удивительно, но, «сочиняя» их, он делает это вполне в соответствии с грамматическими и фонетическими законами родного языка. По словам, созданным ребенком, можно судить, какие они – русские, немецкие или венгерские.

Законы языка строги: об этом много известно, но дети-то этого не знают, однако соблюдают их. Один пример. В венгерском языке слово не может начинаться с двух согласных. И венгерский ребенок не создаст слово с двумя согласными в начале. Это великолепно! Это чувствующее отношение к языку, к речи, к слову. Оно тотчас исчезнет, если ребенок рано учится читать, писать и т.д.

Вопрос:
– Есть методика, по которой рано учатся читать и писать. Говорят, результаты хорошие.

Это хорошо, лишь когда преследуется цель – научить абстрактно мыслить. Подобная методика дает только результат, но не процесс. Наше письмо алфавитное, ему предшествовали другие формы – в картинках, например. А здесь развитие от картинок до алфавитного письма у ребенка отнимается. Такое воспитание с подчеркнутым интеллектуализмом имеет значительные последствия. Я-мышление быстро освободится от разумного чувства, о котором мы говорили. Чувство это становится неразумным, и тогда всем известно, что происходит: рождается эгоизм. Не чувствование, обращенное вовне, а чувство самого себя.

Если же это высвобождение протекает медленно и позже, то чувство не останется без мышления, остается резонанс в чувстве для истины, для первичных интуиций человечества – истины, красоты, добра. Если мышление покидает чувство, силы, содержащиеся в чувстве, уходят в область подсознательного, того, что в психологии называется бессознательным.

Вопрос:
– Как поступить, если ребенок в два с половиной года спрашивает, что это за буква? Отвлекать внимание?

Можно назвать букву, не надо отвлекать внимание. Если оно естественно – пусть ребенок наблюдает. Вообще возникают большие проблемы, когда родители не знают сути вальдорфской педагогики, тогда они могут вне школы делать с ребенком то, что не соответствует духу вальдорфской педагогики. Вот почему перед основанием вальдорфской школы надо долго работать с родителями будущих учеников. Школа – это не только учителя и ученики, это и родители. У нас много публичных лекций, моя первая задача – как можно сильнее испугать родителей. Я говорю: «Если вы отдали ребенка в вальдорфскую школу, это для вас еще большая авантюра, чем для ваших детей. Не думайте, будто, устроив ребенка в такую школу, вы можете ничего не делать с ним дома. Родителям предстоит учиться больше, чем детям».

Еще проблема – соседские дети, они в первом классе хорошо читают и пишут, много смотрят телевизор, у них необыкновенные игрушки, например, кукла с закрывающимися глазами и т.д. Родителей еще можно как-то воспитать, но соседей!.. Эта проблема также падает на плечи родителей. Должен ли ребенок ходить в гости к соседям? Запрещать нехорошо, но там он усядется перед телевизором…

Что делать? Родители должны больше времени проводить с детьми. Рассказывать хорошие сказки, петь, музицировать. Тогда ребенка не будет притягивать к себе телевизор, а позднее рок-музыка. Если в школе или в семье не позаботились ввести в обучение хорошую современную музыку, ребенок в определенном возрасте обязательно увлечется рок-музыкой. Ребенок с музыкальными способностями, воспитанный на Шуберте и Чайковском, обязательно впадет в это увлечение. Избежать этого можно, только давая хорошую современную музыку, тогда рок будет скучен. Но даже когда ребенок увлекся рок-музыкой, не надо делать из этого трагедии. Если он хорошо воспитан, то со временем все пройдет.

Вопрос:
– Что такое хорошая современная музыка?

Шостакович, Прокофьев, много есть современных хороших композиторов. Барток, его цикл «Микрокосмос» – школа игры на фортепиано от начала до первого концерта. Кто занимался на таком материале, не увлечется рок-музыкой, это известно по опыту.

Несколько слов об учителе: педагогика есть инструмент. Если я не умею играть на скрипке, зачем мне скрипка Гварнери? То же и с педагогикой. Вальдорфская педагогика ничего не может без хорошего учителя. Я вам скажу по секрету… Если бы я был отцом и выбирал школу для своего ребенка, то выбрал бы государственную школу, где гениальный учитель первого класса, а не вальдорфскую, где учитель первого класса слаб. Идеал, конечно, – гениальный учитель в вальдорфской школе.

У гениального учителя есть способности, не знания, а именно способности. То, что он изучает на семинаре, он потом не должен все время припоминать. Знания изменяются, трансформируются в способность. Подобные вещи можно сравнить с умением писать. Мы же не вспоминаем при письме того, что делали, когда этому учились. Учителю нужно быть в известной степени ребенком. Точнее, снова стать им из собственной сознательной работы. Что это за работа? Есть методы преподавания, но очень хороший венгерский педагог сказал: «Нам необходимы не методы, а установки». Однако такие установки лишь тогда станут реальностью, когда за ними стоит личность.

Гениальный учитель должен уметь импровизировать. Знать, что нужно каждому ребенку в данный момент, и о любом предмете знать, как преподавать его, чтобы не нарушить способности ребенка. Этому можно научиться только на практике. В нашей вальдорфской школе я наблюдал подобное у одной учительницы. До начала преподавания она была столь скромна и неуверена, что я боялся, справится ли она с работой. Но начав, она развила такую способность к импровизации, на какую я и не надеялся! Позже я прочел у Штайнера (цитирую приблизительно): «Ваше знание не пригодится, если в начале года вы не знаете, как преподавать. Удача придет, если во время учебного года вы поймете, что это такое – хорошо преподавать. А с начала следующего года все должно начаться заново».

Что ждет вас как вальдорских учителей? Если вы станете хорошим учителем, вы никогда в духовном смысле не уйдете на пенсию. Никогда не скажете: «Я уже знаю, как надо». Этого никогда нельзя знать, конечно, надо заниматься методикой, но методы необходимо забыть, чтобы они превратились в способности. Если, выводя каждую букву, человек вспоминает, как она пишется, – значит, он еще не научился писать.

Существует важная вещь, которой я хочу закончить. Воспитывая учителя, мы много занимаемся искусством, я бы вообще не стал называть это учительским семинаром, скорее – воспитанием учителя. Но наряду с ним существует и школа сознания, она необходима по трем причинам.

Первая состоит в том, что сознание современного человека нездорово, поскольку мышление оторвано от чувств, а значит, больны и чувство, и воля. Вторая причина: приходя в школу сознания, человек развивает интуицию, у него возникает больше творческих идей. Есть еще и третья причина: приобретение познаний более высокого рода.

Но мы должны быть скромными людьми – и говорим, что занимаемся упражнениями для оздоровления своей внутренней жизни и развития интуитивных способностей. До сих пор только в немногих учительских семинарах по вальдорфской педагогике занимаются этими упражнениями практически…

Вот то, что я хотел сказать вам, я желаю вам успеха.

Впервые издано Философско-антропософским издательством «R.O.S.», 1991