Бурное «Не хочу!» («Нет!») постепенно преобразуется у детей в способность делать выбор и свободно отправляться в мир собственного воображения. Простые сказки про «нет», появлявшиеся в раннем возрасте, постепенно сменяются все более тонкими и искусными историями. Нам порой очень хочется навсегда уберечь детей от всех конфликтов, но мы ведь знаем, что дети будут бунтовать снова и снова, чтобы обретать независимость и уверенность в себе. Каждый ребенок, на пути к зрелости должен пройти через эту борьбу. «Одному принцу вдруг подарили мудрого волшебного коня…» – так может начаться сказка для непослушного пятилетнего ребенка. Или: «Жила-была юная принцесса, она стучалась во все двери старого замка, но никто ей не открывал…» – а так может начинаться сказка для шестилетнего ребенка, который чувствует себя недолюбленным и одиноким. Из своего неприятия мира родителей и других взрослых они частично строят себя. Их энергичное противоборство (часто не выраженное словами), движущей силой которого является идущая сквозь них эволюция, толкает к изобретательному поиску альтернатив. Им не нравятся наши взрослые манеры, условности, формы поведения – вот они и ищут то настоящее, что ближе их сердцам.
Дети, так же как сказки, часто сами и есть полем битвы той жизни, в которой родились. Почти во всех старых сказках есть противоположность поведения, просьб, выходов, и когда она разрешается, тогда-то и наступает счастливый конец. В сказке «Три лесных человечка» старшая сестра в ответ на просьбу помочь говорит человечкам «нет». А младшая, напротив, говорит «да», и из этого рождается человечность. Добрый третий сын, дурачок, во множестве сказок оказывается умнее и лучше своих умных братьев и в конце становится королем. Противоположные персонажи помогают детям переживать свои внутренние конфликты, помогают им с более ясным и открытым сердцем принять битвы в их собственных семьях, в школе и среди друзей. За волшебными сказками стоит вечная мудрость: в конце концов, тот герой, который решительно и благородно, сражает и получает большую любовь и силу. Эта сюжетная основа демонстрирует образец для пробуждения душевной жизни любого ребенка на очень глубоких душевных уровнях. Сказочные образы помогают детям здоровым путем понять свою способность выбора и ощутить свое взросление. Хорошо рассказанные сказки позволяют пережить четкое «нет», которое понадобится во многих жизненных ситуациях. Сила самозащиты, таящаяся в этом слове, даст этому «нет» прозвучать легко и естественно.
В районе, где жила мама с двумя сыновьями, пропал ребенок (по-видимому, его украли). Все родители тревожились, кто-то впадал в истерику. Эта мама решила сочинить сказку, чтобы хоть как-то помочь и себе и детям успокоиться. В сказке говорилось о девочке – мама специально сделала такой выбор, чтобы образы для сыновей были проще.
«Жила-была маленькая принцесса. Ей очень нравилось помогать всем, кому бывала нужна помощь. Родители очень любили ее, и жизнь ее была радостной и безмятежной. Принцесса часто оправлялась верхом на своей лошадке по холмам и долинам, а по дороге приветливо перекидывалась словечком со всеми, кого встречала. И все ее знали и заботились, чтобы с ней ничего не случилось. Появлялся где-то опасный зверь – предупреждали ее и показывали безопасную дорогу. Надвигалась гроза – предлагали свой кров, чтобы она могла переждать непогоду. А если принцесса заезжала чересчур далеко от дома и никак не могла поспеть к ужину – приглашали ее к себе и делились своим. И родителям ее всегда было известно, где она. Как-то раз принцесса увидела страшного, опасного незнакомца, но вдруг заметила маленького белого ангела, который сидел на ветке дерева и качал головой как бы предупреждая ее об опасности. Одним махом принцесса развернула лошадку, пришпорила ее, и они ринулись прочь. Всю ночь лошадка летела как ветер, не останавливаясь ни на секунду, пока они не добрались до замка. Когда принцесса рассказала, что случилось, король с королевой послали по всей земле гонцов, чтобы они нашли страшного незнакомца, но того нигде не было. И принцесса больше не уезжала так далеко от замка и перестала всем доверять.
Прошло много лет, и явился в замок бродячий музыкант-скоморох. Он поведал историю о человеке, который похищал детей, и сказано было о том, что будет этот человек так жить, пока кто-нибудь из детей не станет таким сильным и умным, что скажет «нет» и убежит домой. И тогда страшный человек должен потерять свою силу. “Может, кто-то сказал ему “нет”, – добавил скоморох. – Потому что уже очень давно не слыхал я об этом человеке”».
Сказка помогла успокоиться и детям, и родителям. Когда сказка отзвучала, мама дала всем посидеть в тишине и тем помогла детям свободно пережить их собственные эмоции и мысли. На следующий день, когда глубокая сила сказки уже оказала какой-то эффект, мама просто рассказала ее еще раз. А затем еще раз – теперь уже и для соседских детей. Ведь рассказать историю – это совсем не то, что будничным и тревожным голосом говорить мальчикам: «Никогда никуда не ходи с незнакомыми». В сказке присутствуют и доверие, и осторожность. Сказка помогает найти равновесие между «да» и «нет». На уровне образов сказка может содержать какие-то элементы тех противостояний, которые перекликаются и помогают разрешить реальные противостояния в жизни ребенка.
Неправда ли восхитительно то, какой силой обладают сказки?
Узнайте больше из новой книги Нэнси Мэлон “Расскажем детям сказку”.
педагогіка
Сила слова “Нет”
Каждый родитель стоит перед задачей научить ребенка взаимодействовать с окружающим миром, и в некоторых случаях это означает сказать твердое "нет". Кто бы мог подумать, что даже в таком вопросе нам на помощь приходят... сказки!