Бурное «Не хочу!» («Нет!») постепенно преобразуется у детей в способность делать выбор и свободно отправляться в мир собственного воображения. Простые сказки про «нет», появлявшиеся в раннем возрасте, постепенно сменяются все более тонкими и искусными историями. Нам порой очень хочется навсегда уберечь детей от всех конфликтов, но мы ведь знаем, что дети будут бунтовать снова и снова, чтобы обретать независимость и уверенность в себе. Каждый ребенок, на пути к зрелости должен пройти через эту борьбу. «Одному принцу вдруг подарили мудрого волшебного коня» – так может начаться сказка для непослушного пятилетнего ребенка. Или: «Жила-была юная принцесса, она стучалась во все двери старого замка, но никто ей не открывал» – а так может начинаться сказка для шестилетнего ребенка, который чувствует себя недолюбленным и одиноким. Из своего неприятия мира родителей и других взрослых они частично строят себя. Их энергичное противоборство (часто не выраженное словами), движущей силой которого является идущая сквозь них эволюция, толкает к изобретательному поиску альтернатив. Им не нравятся наши взрослые манеры, условности, формы поведения – вот они и ищут то настоящее, что ближе их сердцам.

Дети, так же как сказки, часто сами и есть полем битвы той жизни, в которой родились. Почти во всех старых сказках есть противоположность поведения, просьб, выходов, и когда она разрешается, тогда-то и наступает счастливый конец. В сказке «Три лесных человечка» старшая сестра в ответ на просьбу помочь говорит человечкам «нет». А младшая, напротив, говорит «да», и из этого рождается человечность. Добрый третий сын, дурачок, во множестве сказок оказывается умнее и лучше своих умных братьев и в конце становится королем. Противоположные персонажи помогают детям переживать свои внутренние конфликты, помогают им с более ясным и открытым сердцем принять битвы в их собственных семьях, в школе и среди друзей. За волшебными сказками стоит вечная мудрость: в конце концов, тот герой, который решительно и благородно, сражает и получает большую любовь и силу. Эта сюжетная основа демонстрирует образец для пробуждения душевной жизни любого ребенка на очень глубоких душевных уровнях. Сказочные образы помогают детям здоровым путем понять свою способность выбора и ощутить свое взросление. Хорошо рассказанные сказки позволяют пережить четкое «нет», которое понадобится во многих жизненных ситуациях. Сила самозащиты, таящаяся в этом слове, даст этому «нет» прозвучать легко и естественно.

В районе, где жила мама с двумя сыновьями, пропал ребенок (по-видимому, его украли). Все родители тревожились, кто-то впадал в истерику. Эта мама решила сочинить сказку, чтобы хоть как-то помочь и себе и детям успокоиться. В сказке говорилось о девочке – мама специально сделала такой выбор, чтобы образы для сыновей были проще.

«Жила-была маленькая принцесса. Ей очень нравилось помогать всем, кому бывала нужна помощь. Родители очень любили ее, и жизнь ее была радостной и безмятежной. Принцесса часто оправлялась верхом на своей лошадке по холмам и долинам, а по дороге приветливо перекидывалась словечком со всеми, кого встречала. И все ее знали и заботились, чтобы с ней ничего не случилось. Появлялся где-то опасный зверь – предупреждали ее и показывали безопасную дорогу. Надвигалась гроза – предлагали свой кров, чтобы она могла переждать непогоду. А если принцесса заезжала чересчур далеко от дома и никак не могла поспеть к ужину – приглашали ее к себе и делились своим. И родителям ее всегда было известно, где она. Как-то раз принцесса увидела страшного, опасного незнакомца, но вдруг заметила маленького белого ангела, который сидел на ветке дерева и качал головой как бы предупреждая ее об опасности. Одним махом принцесса развернула лошадку, пришпорила ее, и они ринулись прочь. Всю ночь лошадка летела как ветер, не останавливаясь ни на секунду, пока они не добрались до замка. Когда принцесса рассказала, что случилось, король с королевой послали по всей земле гонцов, чтобы они нашли страшного незнакомца, но того нигде не было. И принцесса больше не уезжала так далеко от замка и перестала всем доверять.

Прошло много лет, и явился в замок бродячий музыкант-скоморох. Он поведал историю о человеке, который похищал детей, и сказано было о том, что будет этот человек так жить, пока кто-нибудь из детей не станет таким сильным и умным, что скажет «нет» и убежит домой. И тогда страшный человек должен потерять свою силу. “Может, кто-то сказал ему “нет”, – добавил скоморох. – Потому что уже очень давно не слыхал я об этом человеке”».

Сказка помогла успокоиться и детям, и родителям. Когда сказка отзвучала, мама дала всем посидеть в тишине и тем помогла детям свободно пережить их собственные эмоции и мысли. На следующий день, когда глубокая сила сказки уже оказала какой-то эффект, мама просто рассказала ее еще раз. А затем еще раз – теперь уже и для соседских детей. Ведь рассказать историю – это совсем не то, что будничным и тревожным голосом говорить мальчикам: «Никогда никуда не ходи с незнакомыми». В сказке присутствуют и доверие, и осторожность. Сказка помогает найти равновесие между «да» и «нет». На уровне образов сказка может содержать какие-то элементы тех противостояний, которые перекликаются и помогают разрешить реальные противостояния в жизни ребенка.

Неправда ли восхитительно то, какой силой обладают сказки?
Узнайте больше из новой книги Нэнси Мэлон “Расскажем детям сказку”