Сказка о Царевиче и Стране знаний

Вот-вот в школах отдохнувшие дети и учителя соберутся вместе, чтобы продолжить увлекательное и трудное путешествие в Страну знаний. А кто-то, как Царевич, отправиться туда впервые...

Наринэ Мальцева
1992 год, учитель первого класса вальдорфской школы
31 серпня, 2018, 12:41

1

В некотором царстве, в некотором государстве жил-был Царь — добрый человек, отец одного сына, царевича прекрасного, милого сердцу родителя.

И всего в этом царстве было видимо-невидимо. Златом-серебром подвалы забиты, шелками, бархатами сундуки. Были в том царстве прекрасные сады с деревьями тенистыми, цветами прекрасными, плодами всевозможными. Били в тех садах фонтаны чудесные, пели птицы заморские. Жилось в царском дворце припеваючи. Жизнь была райская.

Царь — добрый человек — правил своей страной, сидя на высоком троне, одетый в плащ багряный, увенчанный венцом из сапфиров и рубинов. Народ очень любил своего царя, потому что был он добрый, справедливый и мудрый.

Царевич же бегал по саду со своими друзьями, наслаждался жизнью, играл в разные игры; то в салочки, то в прятки, проказничал. Жизнь у него была беззаботная. Дни пролетали за днями в играх и проказах.

Царевич подрастал. И вот исполнилось ему семь лет.

Что-то начало с ним происходить. Стал царевич чахнуть, жаловался на скуку. Очень был обеспокоен царь-отец. Что же делать? Ребенок тает на глазах. Созвал докторов видимо-невидимо. И одно ему советовали, и другое. Ничего не помогает, царевич слег в постель и болеет.

Сады в королевстве завяли, птицы улетели, фонтаны высохли, злато-серебро потускнело, шелка и бархаты сгнили.

Печалился царь-отец, что же он будет делать без наследника… Кто после него будет править страной…

Слух о печали царя разнесся по земле. Но никто не мог ему помочь.

Но вот пришел как-то к царю мудрец. Он учился очень долго и умел читать в человеческих душах. И говорит:

— Я знаю, что тебя тревожит. И я попробую тебе помочь. Дай же мне взглянуть на твоего сына.

Пришел он к царевичу и, взглянув на него, завел с ним беседу о том, как он жил и чем занимался. Затем, подумав хорошенько, мудрец сказал:

— Это не совсем обычная болезнь, и вылечиться от нее можно только одним способом.

— Скажи же нам этот способ, — взмолился отец, — и мы сделаем все возможное и достанем лекарства.

— Нет, помочь царевичу может только он сам.

— Но как же, он ведь так слаб и болен…

— Иначе он будет лежать всю жизнь в постели. Отсюда видна вон та высокая гора, зовется она Гора Знаний. Путь к ней нелегок, но еще труднее путь наверх, на вершину. Тебя ждет много трудностей и препятствий, но ты должен их одолеть, подняться на гору и достать колокольчик, который висит на высоком дереве.

— Как же я пойду, ведь я не знаю дороги, — промолвил царевич.

— А ты послушай! Слышишь? — Это колокольчик, он звенит и будет указывать тебе путь.

— Смелее, сынок! — сказал Царь-отец. — В дорогу я дам тебе горсточку родной земли и волшебный мел. Все, что ты им нарисуешь, превратится в настоящее.

И царевич встал и пошел.

Долог и опасен был его путь к Горе Знаний. Сначала его встретила бурная река, через которую никак нельзя было перейти. Что было делать царевичу?

Начал он рисовать лодку, а она вся расползается. То в ней дырка, то неправильные размеры, плавать не может.

Долго царевич возился, но нарисовал, наконец. Переплыл через реку.

Подошел он к Горе. А там большие ворота и говорят из-за них:

— Покажи-ка нам, что ты умеешь!

— Вот лодку сам нарисовал, и она поплыла.

— Тогда проходи, — сказали ему.

И увидел царевич перед собой ступени, уходящие ввысь. Взошел он на первую ступень. А там была страна букв. Жили там разные буквы. Царевич хотел спросить дорогу, а как назвать букву, не знает. Пришлось ему выучить все буквы. Спросил дорогу, и они ему написали. Прочел он, как ему идти, и добрался до следующей ступени.

А там была страна арифметики, и для того чтобы ее пройти, пришлось царевичу выучить цифры и считать научиться. Прошел он на следующую ступень.

И так шел царевич, ступень за ступенью, проходя разные страны — географии и истории, математики и геометрии, даже страны, где только танцевали и только пели.

И всему ему пришлось научиться.

А колокольчик призывно звенел, и так хотелось до него быстрее добраться.

И вот, наконец, пришел тот день, когда царевич добрался до вершины горы.

Взглянул он вниз и ахнул. Какой прекрасный мир открылся перед ним! Вся мудрость людская, вся прелесть жизни, весь замечательный мир — вот он, вокруг него. И нет в этом мире места для болезни, хандры и скуки.

Ведь так много еще нужно сделать!

Счастливый, царевич хотел взять заветный колокольчик и побежать домой, приглашая всех своих друзей, которых он приобрел по дороге, с собой в гости. Дома же его ждал счастливый отец.

— Вот теперь я могу спокойно отдохнуть,— сказал бы он.

И отец ответил бы ему:

— Теперь ты можешь стать настоящим королем!

Но…

II

Тут царевич почувствовал, что за ним кто-то стоит. Царевич повернулся и… Велико было его удивление — это был ангел.

— Так это ты охранял меня на моем пути, ты помогал мне преодолеть препятствия, ты помог достать колокольчик! — промолвил царевич. — Спасибо тебе!

— Да, я все время был рядом с тобой. Я помогал тебе, но и ты помогал мне своей верой и надеждой, желанием и упорством. И поэтому сейчас, на первой своей вершине ты можешь увидеть меня. Но с этого момента я не смогу так много помогать тебе, я буду наблюдать за тобой издалека. Помни, я с тобой. Возьми это перышко. Пусть твои мысли будут такие же легкие и так же устремятся в небо, как оно.

И ангел растворился в воздухе.

А царевич остался стоять под деревом. Теперь у него было два дара — горсть земли от отца и перышко от ангела. И вдруг он увидел мудреца с посохом в руке.

— Молодец, ты преодолел свои первые ступени. Ты увидел волшебную страну. А значит, видишь и то, как много премудростей нужно тебе постичь, чтобы помочь отцу. Тебя ожидает длинный путь на новую вершину, которая до сих пор была скрыта от тебя за облаками.

Мудрец показал царевичу на вершину, которая открылась его взору.

— Но мне самому не справиться. Будьте моим учителем, пожалуйста. Я хочу научиться и пройти по ступеням вверх, я хочу помочь своему отцу.

— Хорошо, я буду твоим учителем, но помни: тебе нужно держать свои глаза и уши открытыми, а рот должен открываться только тогда, когда ты точно будешь знать, что тебе есть что сказать. Вот тебе от меня золотая ветвь как знак того, чтобы и ты тянулся к знаниям так же, как дерево тянется к солнцу.

III

Царевич остался с учителем. Он очень старался выполнить все его условия. Это не всегда получалось. Но какова была радость царевича, когда он смог держать себя в руках и понимать что-то новое! И в этом ему очень помогало перышко. Он научился устремлять свою мысль вверх.

Прошло время. Однажды царевич взглянул на свою зеленую веточку и увидел, что она пустила корешки. И тут он вспомнил о земле, которую дал ему отец, благословляя сына в путь-дорогу.

Царевич подумал, что зеленой веточке будет очень хорошо, если посадить ее в землю, подаренную отцом. Так он и сделал и полил ее водой.

Веточка прижилась, и выросла хорошая и крепкая виноградная лоза. Пройдет время, и взяв силы у земли, воды и солнца, виноградная лоза даст хорошие плоды…

 

Вперше опубліковано в електронному журналі «Дитина Waldorf+» №2, 2013




Читайте також