Представление игр детям

В целом можно обозначить три основных способа объяснения правил игры:

 

Абстрактное объяснение

Некоторые дети хорошо воспринимают правила игры, преподносимые им абстрактным, интеллектуальным путем. Чаще это подростки и старшеклассники, у которых способность к абстрактному пониманию уже достаточно развита.

 

Образное объяснение

Другие дети более склонны к восприятию правил, которые сопровождаются образами, рисунками или даже историей, раскрывающей, что необходимо в игре делать. Игровое поле может в таком объяснении превратиться в джунгли или море, где обитают тигры или акулы. Дерево, стена могут стать замком или же иметь магические свойства: если к ним прикоснешься – станешь невидимым и не можешь быть пойман. Благодаря такому подходу душевная жизнь детей от 4-5 до 11-12 лет обогащается, а игра становится более живой и яркой.

На первый взгляд может показаться, что детям не стоит преподносить пугающие образы, такие как акулы или гиганты, которые гонятся за ними, – потому что этим им может быть причинен вред. Однако дети самостоятельно создают в своей свободной игре множество подобных образов – мифологических монстров и чудовищ, вызывающих глубокие подсознательные эмоции. Когда такие персонажи привносятся в игру, у детей появляется возможность поднять до уровня осознания эмоции, скрытые в глубинах душевной жизни, – чтобы пережить и проработать (конечно, по-детски) таящиеся там страхи и желания.

Другое преимущество образного объяснения заключается в том, что оно смещает акценты в область душевного и отводит внимание от чисто физической стороны игры. Это дает детям широкие возможности для поиска своей роли, стимулирует творческую фантазию, помогает преодолеть страх перед использующимися в игре предметами. Например, многие дети боятся играть с мячами; но когда мяч превращается в меч, от которого нужно увернуться, или в прекрасное сокровище, которое нужно защитить, – они на удивление бодро вступают в игру.

Дети, внимание которых слишком рано было обращено на физическую действительность, не обогащенную образными переживаниями, часто расстраиваются, когда у них не получается играть так же хорошо, как подростки и взрослые, которым они подражают. Они тогда могут стать фанатичными, слишком заинтересованными в победе, а временами анти­социальными и срывающими игру. Образное представление помогает этим «скороспелым» детям расслабиться и получать удовольствие от самого процесса игры, а не от ее результата.

 

Подражательное объяснение

Некоторые дети предпочитают, чтобы игра была им продемонстрирована. Они нуждаются в руководителе, который покажет, что именно нужно делать. Или же им хотелось бы вначале расположить игроков на их игровых местах и просто «прогуляться» по площадке, прежде чем начнется настоящая игра. Это очень укрепляюще действует на детскую волю: ребенок видит, что нужно делать, а затем приступает к достижению этой цели.

Подобная способность к подражанию наиболее сильна в первые 5-6 лет. Дети часто обучаются сложным пальчиковым или веревочным играм в течение считанных минут, тогда как у взрослых на это уходят часы. В этом возрасте дети часто подражают работам по дому, например, мойке посуды или подметанию пола. Это очень здоровый вид «игр», который должен всецело поощряться (даже если работа в таком случае займет в два раза больше времени!). Все это является основой для здорового развития воли, которое жизненно важно для будущей внутренней крепости человека.

 

В целом

Здесь были обозначены и соотнесены с различными возрастами три аспекта объяснения правил игры, однако обычно они не бывают строго разделены. Например, разъясняя некую особенность игры подросткам – скажем, забрасывание мячей в корзину в баскетболе, – руководитель использует все три метода. Он может объяснить техническую сторону дела – положение тела и рук при броске; привести образ – например, сравнить ободок баскетбольного кольца с игольным ушком, куда игрок пытается вдеть нитку; и, наконец, продемонстрировать сам бросок. Тогда его объяснение будет понятно всем ученикам.

Конечно, каждый ребенок несет в себе все три качества восприятия. Поэтому вопрос более в том, какая способность восприятия является доминирующей в определенном возрасте и в конкретной ситуации.

Трудности могут возникнуть здесь еще и из-за того, что мы, взрослые, тоже имеем в себе определенные доминирующие качества; наша задача – осознать их, чтобы научиться затрагивать всех детей в группе, а не только тех, кто имеет сходные с нами наклонности. Например, у нас есть тенденция объяснять все в абстрактной форме; и когда некоторые дети в группе «не схватывают» объяснения, мы конечно начинаем подбирать другие слова, но все же остаемся в области абстрактного. Если ребенок продолжает не понимать, он может почувствовать себя «выпавшим» или начнет отвлекать других. Тогда мы часто раздражаемся и наказываем ребенка, хотя проблема лежит в нас самих и в недостатке нашей сознательности.

 

Творчество учителя

Как можно больше используйте в объяснениях правил игры знакомую детям окружающую обстановку – не только образы сельской природы, рек и гор, но и образы города и городской жизни, ведь детям она намного ближе. Дети часто придумывают игры, относящиеся к их окружению, семье или школьным ситуациям.

Очень хорошо будет обучить детей различным стишкам и песенкам. Мы можем вернуться в собственное детство и вспомнить какие-нибудь традиционные детские стишки или выдумать новые. Это доставляет удовольствие и нам самим – дарить детям песенки, которые мы придумали специально для них, а потом слышать, как в течение дней и недель они их распевают.

Также стоит использовать особенности времен года: можно придумать множество игр с осенними листьями, а зимой – со снегом. Например, вспомните, как дети играют в прятки осенью. Один спрятался в листьях и накрылся ими, а другие осторожно к нему подкрадываются. Представьте себе волнение от малейшего шороха листьев, а потом радостное возбуждение, когда спрятавшийся вдруг вскакивает, листья разлетаются, и он стремглав бежит к «дому»!

 

Процесс описания игры

Если вы описываете правила игры маленьким детям (обычно это стоит делать образно), они могут сесть вокруг вас в кружок. Тогда вы сможете говорить тихо и спокойно, будто рассказывая им сказку.

Более старшим детям можно описывать игру и в кругу, где все стоят. Скажем, попросите детей сформировать «круг из ботинок» – стоя в кругу, внимательно пронаблюдать, чтобы носки ботинок образовывали точную окружность. Благодаря тому, что дети фокусируются на этих мелких деталях, форма получается намного быстрее, чем обычно.

При объяснении игры с мячом держите мяч в руках. Можно использовать так называемый «говорящий мяч»: только один человек, держащий мяч, имеет право говорить; все остальные должны сидеть тихо и слушать. Когда он заканчивает говорить или задавать вопрос, мяч возвращается к учителю, который затем может передать его другому ребенку. Это очень помогает – дети учатся уважать право другого высказать свое мнение и, что еще важнее, учатся его слушать.

Язык игры

При современном натиске телевидения, видео и компьютерных игр многие дети начинают забывать старые стихи, песенки и традиционные игры, которые играли такую важную роль в нашем собственном детстве, развивая творческую фантазию и способность здорового социального взаимодействовия. То, что мы называем «культурой детской игры», – сейчас являет собой лишь туманные отголоски богатой и бурной деятельности, еще не так давно наполнявшей городские дворы. Устная традиция, через которую передавались игры и стишки, прерывается. Дети забывают, как взаимодействовать и разговаривать друг с другом. Поколение, рожденное в 50‑х, 60-х и даже 70-х, возможно, последнее, которое помнит что-то из старых традиционных игр. Даже в Азии и в африканских культурах народные игры начинают теряться.
Поэтому на нас, взрослых, ложится задача вновь научить наших детей этой культуре. Это означает, что нам нужно «засучить рукава» и найти время на игры с детьми. Когда дети войдут в курс дела, мы сможем тихонько удалиться, и они сами начнут распространять забытую культуру.

Например, вначале вам нужно будет помогать детям разбираться в игровых конфликтах, но после, когда они вновь обучатся «искусству игры», хорошо будет отойти в сторону. Споров и конфликтов, возможно, не станет меньше, однако решения будут уже намного справедливее и чище.

Традиционные игры – прыжки со скакалкой, «классики», множество «догонялок», борьба и поединки, игры с мячом вроде «квадрата» – быстро собирают жаждущую сыграть аудиторию. Вначале дети недолго способны сохранять интерес к игре и концентрироваться на ней, ведь они часто привыкли проводить свой досуг праздно; но постепенно будет приходить «исцеление».

Мы можем возвратить детям детство, и один из способов сделать это – вновь научить их забытому, но когда-то очень любимому языку, языку игр.
 

Задиры и их жертвы

Почему игры помогают противодействовать агрессии детей по отношению друг к другу? Игра работает с этой проблемой на более глубоком уровне, нежели наши обычные методы: строгий разговор или наказание. Существует множество игр, в которых можно помочь как задире, так и его жертве социальным путем взаимодействия. Это не означает, что игры – единственный путь улучшения ситуации; но мы знаем, что они реально могут изменить социальные отношения внутри группы детей, включая нездоровые проявления вроде поддразнивания, запугивания или издевательства. Разумно подготовленные и проведенные игры позволяют координировать степень взаимодействия между задирой и его жертвой без разжигания конфликта; в то же время вся группа переживает социальную динамику игры. Внимание переключается с личного конфликта на более объективное видение общей ситуации.

Например, появляется возможность трансформировать категоричное высказывание «Я терпеть не могу Ваню» в «Я терпеть не могу, когда Ваня делает так». В игре можно работать над проблемой, а не сразу исключать агрессивного ребенка из игры.

Игры также дают задире (как и другим детям) возможность пережить позитивные стороны его сил лидерства. Ребенок, который часто запугивает других, на самом деле имеет скрытую неуверенность, ощущение небезопасности – он жаждет самоутверджения, одобрения сверстников. Поэтому он будет пытаться причинить боль кому-то перед лицом других. Он выберет для этого ребенка, который в чем-то слабее его – обычно физически, но возможно и в интеллектуальном плане. Игры могут использовать эту силу и энергию здоровым образом. Сущестсвует множество игр, где задира использует свою силу как раз для защиты кого-то более слабого.

Дети, издевающиеся над другими, приобретают склонность к таким действиям множеством различных путей: это агрессивное окружение в школе или во дворе, семейный кризис, неожиданная серьезная жизненная перемена, трудности в обучении, подражание агрессивному поведению взрослых, будь то родители или звезды спорта и эстрады. Игры могут указать таким детям, как направлять агрессию в позитивное русло. Ребенок, который постоянно действует агрессивно, часто разрушает игру и таким образом рискует потерять уважение сверстников. Интересно заметить, что игровой двор может быть как наихудшим окружением, пестующим все виды нездорового поведения, так и наилучшим – где дети учатся социальным качествам. Игровой двор и домашние игры могут быть преобразованы, если учителя и родители активно заинтересованы в новом, правильном представлении игр детям.

Кроме того, что жертва издевательства является более слабой в какой-то области, она часто еще и отличается от других своим видом: например, носит очки, страдает от лишнего веса и т.д. В играх, которые тщательно спланированы, внимание может быть отвлечено от этих различий – или может быть подчеркнут их позитивный аспект. Например, толстого ребенка можно поставить в качестве якоря в перетягивании каната – он будет иметь там большой успех! Маленькие дети, которые обычно шустры и быстры, могут получить задание, которое нуждается в таких качествах (например, в играх-догонялках вроде игры в «Кошки-мышки», где требуется быстрое, неожиданное изменение направления). Медленно думающие дети часто имеют способность к образному восприятию: они схватывают описанные в образах игры намного быстрее, нежели «интеллектуалы», поэтому им можно предоставить преимущество, описав игру образно. Застенчивый, замкнутый ребенок обычно является хорошим наблюдателем – и может блеснуть в игре как тюремный стражник или наблюдатель на сторожевой башне.

Если вы играете в игры, позволяющие потенциальной жертве проявить ее скрытые таланты, это поможет сверстникам увидеть силу этого ребенка и он завоюет больше уважения в их глазах. Недостаток самоуважения и потеря уважения сверстников являются корнем множества антисоциальных поступков.

Жертве также помогает четкая структура игры: часто случаи издевательства имеют место именно в неупорядоченное, вольное время – на переменах, после школы и т.д. Если представляемая учителем игра детям нравится, они продолжают играть в нее и на переменах – а это означает, что вероятность издевательств уменьшается.

Однако, если конфликт таки случился:

  • Немедленно сгладьте инцидент, отвлеките от него внимание. Иначе возникнет дальнейшая поляризация. Вместо этого обратите внимание на чувства и скрытый смысл происходящего.
  • Не наказывайте и не упрекайте задиру. Это только увеличит изоляцию и давление на жертву, так что издевки станут скрытыми.
  • Не ругайте задиру перед его сверстниками. Это только прибавит ему престижа и укрепит его имидж «плохого мальчика».
  • Не проводите часы за разговорами. Лучше организуйте что-нибудь вроде экскурсии или пикника с задирой, его жертвой и парой друзей.

В школе должна развиваться культура разговора и открытого общения. Каждый, кто видит издевательство или является его жертвой, должен почувствовать, что он может ясно и громко сказать об этом и не подвергаться за это преследованиям. Такое ощущение может быть достигнуто только тогда, когда каждый знает, что учителя и родители защищают и уважают его, и что проблема будет ими тщательно разобрана и разрешена до конца.

Работайте в маленьких группах и прислушивайтесь к тому, что дети хотели бы сами сделать для улучшения ситуации.
 

Как формировать команды

Если предоставить двум капитанам выбирать свои команды самостоятельно, часто получается, что сильнейшие или популярнейшие игроки выбираются первыми, а слабейшие – последними. Эта ситуация может оказаться сложной для многих детей; поэтому стоит использовать и другие методы формирования команд, например:

  • Простейший путь – это попросить детей стать в круг и пусть затем каждый второй игрок (или каждая вторая пара) сделает шаг вперед. Таким образом получается два круга – две команды. Чтобы образовать первоначальный круг, постройте всех детей в колонну позади вас и просто идите или бегите трусцой вместе с ними, постепенно выстраиваясь в круг.
  • При работе с 11-12-летними и более старшими детьми можно поступить следующим образом. Вначале один капитан выбирает себе игрока, а другой капитан пусть затем выберет себе кого-то с такими же способностями и качествами, как и у игрока, только что выбранного первым капитаном. Если вы сможете тонко намекнуть капитанам варьировать их выбор (например, не выбирать сразу всех сильнейших игроков), вся группа получит хорошее социальное переживание. Если такой способ не работает, в качестве альтернативы дети могут сами организоваться по парам с одинаковыми способностями. Если капитан выбирает одного из пары, то оставшийся партнер идет в противоположную команду. При этом капитаны чередуются в выборе первого игрока из пар.
  • Можно также использовать традиционные считалки. Дети становятся в круг, и один из детей проходит вдоль нее, на каждое слово считалки дотрагиваясь или указывая по порядку на каждого игрока. Игрок, на котором считалка заканчивается, идет в первую команду. Затем считалка повторяется, но на этот раз игрок, который оказался последним, идет в другую команду, и так далее.

 
Выход из игры

В определенных играх ребенок, который не смог выполнить некоторых условий (перепрыгнуть через скакалку, поймать мяч и т.д.), выходит из игры. Не стоит оставлять его сидящим в сторонке всю остальную игру, особенно, если она потом еще долго длится. Многие игры позволяют возвращать вышедших игроков обратно. Можно использовать некую очередь выбывших: например, Андрей выходит из игры и становится первым в очереди; затем выходит Катя и становится второй; когда выходит Лена, она становится второй, Катя первой, а Андрей опять вступает в игру. Таким образом, выбывших всегда будет лишь двое, сколько бы детей ни выходило из игры.

«Штрафы» – тоже традиционный вид реакции на игровые ошибки. Они часто принимают форму некоего установленного взыскания. Например, если ты ошибся в прыжках со скакалкой, тебя могут попросить прыгнуть три раза через скакалку на одной ноге. Если у тебя это получилось, ты можешь вернуться обратно в игру и прыгать на двух ногах.
 

Окончание игры

Для детей, особенно для маленьких (3–9 лет), очень важно, чтобы игра имела определенное окончание. Как история имеет окончание, путешествие имеет точку назначения, а письмо – заключительное привествие, так и из игры должен быть определенный выход. Учитель должен до игры пояснить детям, каким образом она закончится. Часто игры, которые начинались с большим энтузиазмом, заканчиваются вяло или, что еще хуже, в спорах и конфликтах, потому что с самого начала окончание не было четко определено.

Для детей старше 10 лет очень важно будет после окончания сделать обозрение прошедшей игры. Это позволяет им развивать рефлективное мышление, успокаивает их и обеспечивает сознательное окончание игры и в следующий раз. Можно предложить сделать маленькую паузу (10-15 секунд) полной тишины в самом конце игры. Она помогает молодому человеку «впитать» в себя и опустить на более глубокий уровень всю развитую во время игры телесную активность. Для более маленьких подобной цели служит простенькая история, вторящая характеру игры. Дети, которые непринужденно играют в свое свободное время, обычно проводят такой послеигровой обзор очень естественно. По дороге домой они живо обсуждают ошибки и победы прошедшей игры.

 

Впервые опубликовано в газете «Дитина»,
№7-8, 2002 г.