Социальные формы вальдорфских школ и самоуправление

По материалам конференции в педагогической секции Гетеанума (Швейцария)

Наринэ Мальцева
г. Киев
21 листопада, 2019, 8:00

«Социальная форма вальдорфской школы и самоуправление» – такова была тема рабочих дней с педагогической секцией Гетеанума, которые проходили в Дорнахе (Швейцария) с 6 по 9 ноября. В это же время международные организации Гаагский круг, Европейский Совет Вальдорфского образования, ИАО (Международной ассоциации в поддержку вальдорфской педагогики в странах Средней и Восточной Европы), Международное объединение детских садов и Друзья искусства воспитания провели свои очередные заседания.

Уже сам факт, что такое количество людей способны сойтись именно в коллегиальной работе, на которой основывается вальдорфская школа, удивителен. Поражало и представительство Мирового вальдорфского движения: Англия, Америка, Австралия и Новая Зеландия, Южная Африка, Германия, Швейцария, Австрия, Франция, Голландия, Швеция, Дания, Финляндия, Норвегия и, наконец, Чехия, Венгрия, Румыния, Словения, Украина, Россия, Литва, Латвия, Эстония, где вальдорфская педагогика достаточно молода.

Тема для обсуждения выбрана не случайно. При основании вальдорфской школы Рудольф Штайнер говорил о том, что область культуры, куда относится и школа, должна быть в сфере самоуправления. По этому вопросу всегда было много дискуссий, велись поиски новых форм управления, некоторые из них даже требовали полного разделения на управление педагогическим процессом и управление школой.

Рудольф Штайнер, говоря о самоуправлении, имел в виду не только то, что связано с управлением с духовной точки зрения, но и сугубо педагогические мотивы. Поэтому вопрос, который обсуждался на встрече, имел такой характер: Заложена ли уже в самой Вальдорфской педагогике форма самоуправления? Кристоф Вихард, председатель педагогической секции Гетеанума, приветствовал собравшихся и представил мысль о том, что идея о самоуправлении школ существовала еще до возникновения вальдорфской школы. В 1918 году на педагогическом конгрессе в Гамбурге было высказано, что нет свободы для ребенка в школе, если в ней нет места для свободы учителя. «Управление образовательными организациями, организация курсов, программ и описание целей должны быть в руках людей, которые одновременно и преподают, и продуктивно вовлечены в культурную жизнь. В любом случае, эти люди должны разделить свое время между актуальным преподаванием (или другой формой культурной деятельности) и административным контролем (управлением) образовательной системы» . говорил Рудольф Штайнер в цикле лекций о Трехчленности социального организма и свободе в образовании (GA 24).
В этом контексте можно говорить не только о педагогической задаче, основанной на принципе человековедения, но и о социальной задаче вальдорфских школ, основанной на принципе трехчленности социального организма: свобода в духовной сфере, равенство в правовой и братство в экономической.
Габриэла Фриш, профессиональный управляющий (директор), рассказала о своем опыте работы в вальдорфской школе. Речь шла об организации с мощной инфраструктурой, – бывшей изначально гимнастической школой у которой позже возникли возможности интернатской и школьной деятельности. После смерти своего основателя организация переживала серьезный социальный кризис. Как часть проекта экономического выживания была введена коллегиальная работа над созданием образа организации, который совместно вырабатывался на протяжении долгого времени всеми сотрудниками. И образ, к которому в конце концов пришли – был образ вальдорфской школы, так как именно эта форма позволяла реализовать намерения и устремления, которые были высказаны.

Огромным подарком для всех собравшихся было специально поставленное эвритмическое представление, в центре которого звучал «социально-этический девиз» Рудольфа Штайнера: «Целительным является только, если в зеркале человеческой души формируется все сообщество, и в сообществе живет сила отдельной души»

«Для меня управление и самоуправление означает осознание актуальной ситуации и себя в этой ситуации, т.е. самоосознание» – завершила свой доклад Габриэла.

Поставленные на пленуме вопросы носили достаточно жесткий характер: «Действительно ли вопрос о самоуправлении все еще актуален сегодня?» «Что понимать под самоуправлением сейчас?». «Не стоит ли полностью разделить процесс хозяйственно-экономического управления, передав его в руки профессионалам, и педагогическое управление, которое должно быть в руках учителей?» И конечно, приводилось много примеров из практической жизни, в том числе и отрицательных. Всем нам знакомы ситуации, когда бывает сложно прийти к единому мнению и сформулировать решение, а также дилетантство и непрофессионализм, при принятии решений по тому или иному специфическому вопросу. Недоверие к группе, выработавшей какое-либо решение и, наоборот, полное слепое доверие, а вернее равнодушие и нежелание погрузиться глубоко в вопрос. Ну и, конечно, вновь и вновь возникающий вопрос власти или инициативности и компетенции, обсуждение уже принятых решений и того, кто их принимал.

Конечно, сталкиваясь с такими ситуациями впору задаться вопросом: а зачем это самоуправление нужно, если хорошо отлаженная иерархическая система распределения должностных обязанностей работает без этих проблем? Вечерний доклад Пола Маккея, руководителя социальной секции Гетеанума, был посвящен социальной миссии вальдорфских школ, как предприятий будущего. При этом, речь идет о том, что форма самоуправления, исходящая из принципов социальной трехчленности, должна быть всякий раз промыслена и осознана в актуальности настоящего момента. Эпоха Михаила, отмечена тем, что многое передано в руки человека, и в первую очередь, возможность упорядочивания кармы. Свободные индивидуальности, осознающие себя и идентифицирующие себя с духовным импульсом, могут достичь в социальном единства, соединясь в работе над одним вопросом. Таким образом, естественно становится вопрос о самоуправлении в смысле самообразования.

Следующий день был начат докладом Бернда Руфа. Вальдорфский учитель из Карлс-Руе, очень активно участвующий в управлении, а также во многих международных организациях, одна из которых «Друзья искусства воспитания». Он говорил о антисоциальных и асоциальных явлениях, которые в том числе, затрагивают и каждого человека. Антисоциальное – желание извлечь выгоду для себя, получить, асоциальное же, полярно -погружение в себя, замкнутость, нежелание выйти в социум.
И то, и другое уместно в определенных случаях, но несбалансированность между этими двумя процессами, приводит к проблемам. Адекватное ощущение себя в ситуации и соединение с другими может позволить прийти к истине.
И вновь перед нами предстал образ, данный Рудольфом Штайнером: индивидуальность, ощущая за плечами действие своего ангела, круг индивидуальностей, сошедшийся во имя истины и образующий при помощи архангелов чашу мужества, в которую может войти свет мудрости. «В чашу мужества попадает капля света, дарованная водителем Духа Времени».
И вновь можно вернуться к мысли Рудольфа Штайнера: «…искусство воспитания основано на самопознании, которое связано с личностью учителя. Он должен иметь возможность свободного педагогического самовыражения. Это возможно только тогда, если управление школой базируется на автономии; когда практикующие учителя (воспитатели) имеют дело только с другими практикующими учителями (воспитателями) в отношении управления (администрирования). Суть искусства воспитания, требует того, чтобы учителя распределили свое время между воспитанием, обучением и управлением (администрированием)». Второй пленум, несмотря на то, что было приведено много позитивных примеров из практики разных школ и разных стран, участники покинули с вопросом: Требует ли удачная форма самоуправления, найденная когда-то, постоянного пересмотра и актуализации? Насколько она должна быть описана и прозрачна для всех?

Интересно, что в разных странах, вопрос об управлении школой стоит очень по-разному. Например, во Франции, где господствуют академические традиции и мощная структура контроля образования, очень важна четко описанная структура, документация. В Голландии, наоборот, традиция демократического управления развита настолько, что каждая школа сама выбирает себе способ управления. В последнее время там пришли к форме младших школ-спутников, которые собираются вокруг одной старшей школы. Управление несколькими школами берет на себя одно общее правление, состоящее из родителей и учителей этих школ и имеющих одного директора (управляющего). Характерная форма работы различных коллегий, с распределением круга вопросов и разных мандатных групп (в том числе эстетических, гостевых и т.д.), представленная датскими школами возможна только в том случае, если большинство учителей активно вовлечены в процесс управления.

Доклад Джеймса Петерера, председателя Северо-Американской ассоциации вальдорфских школ был посвящен будущему. Самоуправление сегодня и завтра: Ученики, Родители, Учителя – круг людей, готовых соединить свои мысли и волю, смотря в будущее. «Только свободные школы могут выпускать в мир учеников, умеющих развивать свои способности в политической или экономической жизни, потому что они приобрели это умение в таких школах» Р. Штайнер.

И, в завершении, хочется отметить, что три дня работы были отражением работы хорошей коллегии, где индивидуальности из разных стран сошлись в круг без должностей и званий с желанием разделить ответственность в нелегком деле, которое они свободно выбрали в этом мире.

Впервые опубликовано в журнале «Дитина Вальдорф» №7-8, 2003

 





Читайте також