В первую очередь хочется обратить внимание на то, что в воспитательном процессе всегда участвуют двое — взрослый и ребенок. И возникает вопрос — кто кого воспитывает?

Взрослый, как правило, считает себя безусловным авторитетом — это он воспитывает ребенка. Но любая мама, любой папа, имеющие большой опыт в этом деле, скажут: не только они воспитывают, но и дети воспитывают их.

Второе. Сегодня родители стремятся как можно раньше отдать своего ребенка на воспитание в чужие руки. Это может быть няня, или домработница, или детский сад, куда дети все чаще приходят в совсем раннем возрасте, в два с половиной года и даже раньше. Или в руки узких специалистов, работающих с разными методиками раннего развития и раннего обучения.

Мы можем говорить об объективных социальных причинах этого явления: финансовых затруднениях, нежелании матери потерять хорошую работу или отсутствии времени. Но если мы действительно любим своего ребенка, хотим помочь ему в его развитии и заботимся о его воспитании, то мы вправе и должны задаться вопросом приоритета.

Приоритетом для нас, родителей и для всей семьи в целом является ребенок. И очень сложно нам — взрослым, имеющим свои сложившиеся привычки, хобби, профессиональные интересы и возможности, —вдруг после рождения малыша перестроить жизнь таким образом, чтобы приоритетом жизни теперь стал наш ребенок, а не эти самые интересы, привычки и жизненные устои. Речь не идет об отказе от самого себя — мы не должны ставить себя в положение раба своих детей.

Речь идет об отказе именно от тех норм и привычек, которые пагубно отражаются на развитии ребенка. К примеру, если вредность курения и алкоголя и необходимость отказа от них с рождением ребенка бесспорны для каждого взрослого, то осознать вредность иных привычек без внешнего побуждения иногда оказывается довольно сложно. Таким «возбудителем» для взрослого становится сам ребенок.

Взрослый человек имеет тенденцию к «отвердеванию» в своем телесном, психическом и духовном развитии. В этом есть его физиологическая особенность, которая постепенно, при отсутствии сознательного душевно-духовного развития, становится доминирующей. Ребенок, наоборот, существо активно развивающееся. Природа ребенка такова, что для него проявление своего собственного душевно-духовного есть идентификация с активно развивающейся (как того требует ребенок) природой взрослого, в первую очередь нас родителей.

Из сказанного становится ясным: то, что идет к нам от нашего ребенка, чрезвычайно важно для развития как самого ребенка, так и нас, взрослых. Поэтому в современном воспитании важен тезис: сегодня не только родитель заботится о воспитании ребенка, но и ребенок заботится о воспитании родителя. Ребенок «подводит» нас к осознанию наших проблем, «побуждает» нас к духовному росту, постоянно требует от нас стремления к активной духовной жизни. Для ребенка это является большой современной задачей.

В возрасте до 3 лет ребенок развивается здоровым образом только в окружении своей семьи, когда рядом с ним находятся мама и папа. В первую очередь тепло и любовь создают вокруг ребенка оболочку, которая формирует его здоровым образом. Это мы — родители — даем своему малышу необходимые силы для его душевного и физического развития. Ничто и никто не может заменить в этот период ребенку маму. Если же находится человек, няня или бабушка, который заменяет маму, тогда он на самом деле должен стать для этого ребенка мамой.

Поэтому стремление родителей как можно раньше отторгнуть ребенка от себя, отдать в чужие руки негативно отражается на его развитии.

Причины, побуждающие родителей как можно скорее видеть ребенка самостоятельным, как говорилось, могут лежать в социальной области. Но если рассматривать вопрос глубже, то следует говорить также и о психологическом аспекте. Родители сегодня в буквальном смысле слова убегают от своих детей. Почему? Основная причина подобного отношения к своим детям — стыд и страх перед ними.

Наш ребенок — это наше зеркало, он открывает нам самих себя, открывает нам наши дурные склонности, дурные намерения, дурные поступки. Наш ребенок активизирует в нас совесть, пробуждает ее, подводит к осознанию наших грехов. Ребенок — это нравственный обличитель нашей жизни.

Если вслушаться в ребенка, вчувствоваться в него, в его внутреннее существо, мы увидим, насколько безмерно и бесконечно он любит нас. Это выражается в его высоких требованиях к нам, взрослым, как духовным личностям.

Ребенок приходит в нашу жизнь, выбирает и принимает нас как родителей для того, чтобы развить себя, свое духовное начало, и опорой ему являются родители. Но это также духовный импульс и для развития родителей. Ребенок — это видимая проявленная помощь духовного мира нам, взрослым. В духовном мире мы — равные друг другу духовные существа; такими же равными друг другу личностями, мы становимся постепенно и на Земле. Это процесс постоянного становления семьи как единого духовного организма.

Как родитель помогает ребенку в развитии и становлении еще так слабо проявленного «Я» ребенка, так и ребенок помогает становлению «Я» взрослого, часто надломленного или заблудившегося в поисках духовного, нуждающегося в побуждении и поддержке.

Великое благоговение и благодарность охватывает меня как родителя перед тем, что ребенок «взваливает» на себя ради меня, какую силу любви он несет мне, приходя в этот мир. Эти чувства — благоговения и благодарности — являются основой всей моей ответной любви к нему, всей моей сознательной работы над собой.

Вспомним библейские слова: «Пустите детей приходить ко Мне и не препятствуйте им, ибо таковых есть Царствие Божие. Истинно говорю вам, кто не примет Царствия Божия, как дитя, тот не войдет в него» (Матф. 19:13_15; Марк, 10:14_15; Лука:18.15_17).

Для нас, родителей, эти слова являются воистину пророческими. Вслушаться в детей, вслушаться в своего ребенка, услышать, что он хочет сказать нам, к чему он нас призывает. И главное, к чему ребенок нас призывает — это к изменению, духовному изменению. А это означает отказ от наших необдуманных поступков, ложных чувств, дурных намерений и мыслей. Отказ от нашего бесчувствия, грубости, лжи, от той неправды, в которой мы живем каждый день.

Для ребенка мы «открытая книга». Ничто не скрывается от его духовного взора. Поэтому наш ребенок — любящий нас, желающий нам помочь, каждый день взывает к нам: «Изменись! Измени свои мысли, настрой свои чувства и живи по правде и любви. А я тебе помогу. Направь свой взор на меня — и увидишь, постигнешь многое, что до сегодняшнего дня было для тебя закрыто. Для этого я и пришел к тебе».

Из вышесказанного можно сделать вывод: нам, взрослым, в вопросах воспитания в первую очередь необходимо учиться у своего ребенка.

Воспитание ребенка есть перманентный процесс. Его невозможно остановить. Мы всегда, в каждую минуту и секунду находимся в процессе воспитания своего ребенка. Даже если у нас нет физического, визуального или
речевого контакта с ним, тем не менее, мы всегда находимся в процессе воспитания. Ведь воспитание — это в первую очередь духовный процесс. Если понимать его так, тогда устанавливаются именно те необходимые
духовные связи между взрослым и ребенком, к которым ребенок нас и призывает и которые помогают нам контролировать себя в области наших чувств, поступков и мыслей.

Процесс воспитания не есть процесс каких-то логических умозаключений, исходящих от взрослого. Он акцентируется не только на ребенке, но и на взрослом человеке как развивающейся личности.

Глубочайшим заблуждением является понимание воспитания только как суммы педагогических теорий и дидактических приемов. Заучил — применил — воспитал. В современном воспитании такой подход не проходит, он устарел. Современное воспитание не строится только в «уме» взрослого.

Воспитывать ребенка — значит изучать процесс его физического, душевного и духовного развития «вживую», а не по учебникам. Тогда изученное переходит в нашу плоть и кровь. Воспитывать ребенка — значит попытаться понять, как, каким образом взаимодействует его развитие с моим личным душевным и духовным ростом и опытом.

Воспитывать ребенка — значит взглянуть глубоко в себя, в свою сущность, и там увидеть нечто совершенно новое, то, что живет во мне и что исходит от ребенка. Именно здесь мы встречаемся с ребенком без масок и лжи. Именно здесь мы можем разговаривать друг с другом с абсолютной откровенностью, в полном согласии и любви. Но это также значит и то, что мы должны постоянно учиться переносить эти духовные отношения в повседневную реальность наших отношений с ребенком в ежедневном физическом и душевном уходе за ним.