Седьмой класс для детей – время «земной зрелости», начало подросткового возраста. Программа вальдорфской школы направлена на то, чтобы здоровым образом поддерживать и сопровождать изменения в душевной жизни ребенка, которые происходят в этот непростой период. В 6 классе ученики только начинают осознавать те закономерности (объективные или конвенциональные), на которых строится внешний мир, а семиклассники уже готовы обратиться к собственному внутреннему миру и начинать строить отношения с окружением исходя из собственной точки зрения. Кульминацией программы 7 класса в этом смысле можно считать знакомство с перспективным рисунком, где вся картина зависит от положения наблюдателя – то есть меня самого. А в течение года эта возможность индивидуальной точки зрения подготавливается с нескольких направлений. Углубление в астрономию, знакомство с географией материков и Земли в целом, история эпохи Великих географических открытий – это расширение взгляда за пределы своего ближайшего окружения, начало формирования целостной картины мира.

Но целостный взгляд на мир невозможен, если одновременно не формируется внутренняя целостность душевной жизни.

Конечно, полное самоосознание для семиклассника еще не возможно (строго говоря, оно вряд ли возможно и для взрослого), но многого можно достичь, если формировать целостный образ душевной жизни средствами художественно-практической еятельности. Именно с этой точки зрения я и рассматриваю проект «Средневековый город», которым в нашей школе сопровождается соответствующая эпоха истории.

В этом проекте отчетливо выделяются несколько планов. Во-первых, чисто познавательный, как иллюстрация того, о чем говорится и пишется в учебниках. Во-вторых, образ города позволяет воочию увидеть трехчленность средневекового общества: как говорили в то время, laboratores, bellatores, oratores, то есть трудящиеся, воюющие и молящиеся. Понимание этой трехчленности ценно не само по себе, но как прообраз той трехчленности социального организма, которую Рудольф Штайнер видел желательной для здорового развития человечества. Здесь, в Средние века, мы впервые можем наглядно познакомиться с разделением общественной жизни на экономическую, административно-правовую и духовную; позже, в 9 классе, мы познакомимся с идеалами Французской революции, и уже со старшеклассниками сможем обсудить, как правильно соотнести эти идеалы с реальностью. И, наконец важно увидеть, что в своем развитии средневековый город проходит путь, во многом схожий с тем, что происходит и в душе ребенка этого возраста. Сначала мы переживаем множество едва упорядоченных побуждений, затем – внешние закономерности, которые организуют нашу жизнь, и на следующем шаге – формирование самоконтроля, «закругление» всех жизненных аспектов в целостной, замкнутой, самоуправляемой и саморазвивающейся структуре.

Один из наших проектов (классный учитель Алиса Кропивка) мне удалось пошагово зафиксировать в фотографиях, и на этом примере я расскажу, как мы выполняем эту работу. Я сосредоточусь дальше на методических и технических вопросах – надеюсь, что иллюстраций и коротких пояснений будет достаточно, чтобы понять, каким образом мы с классным учителем в этой работе добиваемся тех дидактических целей, что описаны в предыдущих абзацах.

Итак, приступаем к лепке средневекового города.

Село

Сначала – местность. Большой планшет покрываем глиной, создаем ландшафт. Для нашей работы важно, чтобы на местности были хотя бы две реки и два холма. Обживаем местность, рассматриваем ее. Представляем себе: откуда и куда кто будет там ходить, где остановится, натаптываем тропинки, места стоянок (у детей в 6 классе уже богатый опыт походов). Так возникают дороги, а потом вдоль дорог – село. В центре села, на пересечении дорог – базарная площадь; потом она станет городским рынком.

В самом начале мы договариваемся о том, что наш город будет развиваться, и развиваться по своим правилам. Каждый ученик может проявить собственную инициативу в общем строительстве, но каждый знает, что завтра плоды его работы могут исчезнуть или измениться до неузнаваемости. Хочешь построить не домик в селе, а хутор на отшибе, с садом, огородом и коровами? Сегодня – пожалуйста, но не обижайся, когда завтра в этом месте пройдет городская стена. В конце концов, это не игра, а урок.

Итак, село – это основа. Это место, где живут люди, создающие материальные ценности, где начинается торговля – место, откуда развивается экономическая жизнь. Теперь

можно приступать к формированию двух других центров: административного и духовного.

Замок

Административная, государственно-правовая жизнь в Средневековье начинается с замка. Замок – это укрепленное, хорошо защищенное сооружение. Мы строим его на холме у слияния двух рек. Сначала донжон, потом первое кольцо стен и башен – цитадель, потом замковый двор – еще одно кольцо стен. В донжоне живет рыцарь, в цитадели – его дружина, замковый двор – это маленький город. В этом дворе располагаются и мастерские, и дома замковых ремесленников. Иерархия как основной принцип построения любой административной структуры. Под конец замок окружается рвом (двор пока не застроен, но мы это наверстаем позже, увидите).

Монастырь

Одновременно с крепостью на другом холме возникает монастырь. В центре монастыря – большой, тяжеловесный собор «романского стиля». А вокруг – тоже стены с башнями. Монастырь – не менее укрепленное место, чем замок. И в монастыре тоже есть свой «внешний двор» – перед входом в собор, и «внутренний» – за собором, за отдельной стеной, где располагаются кельи, хозяйственные постройки, монастырский сад. На следующих фотографиях это будет лучше видно. Но иерархия монастыря – другого толка, здесь нету «вертикального» подчинения младших старшему, тут скорее речь идет о «ступенях посвящения». Духовная жизнь открывается тому, кто стремится к ней, и открывается пошагово: сначала ты можешь приблизиться к собору, затем войти в него, а потом – если стремишься к еще большему углублению – стать членом монастырской общины. Исходя из этой разницы, замок и монастырь у нас никогда не бывают одинаковыми в плане: замок строится на основе треугольника, в вершине которого расположен донжон, а монастырь обычно круглый или квадратный, с собором в центре.

Село становится городом

На следующих фотографиях видно замок, монастырь и село. Между ними глубокая речка, а вдали – наверное, уже море. Один раз мы тему «Средневековый город» изучали после темы «Великие географические открытия» – уж не знаю, почему учитель так построил эпоху, но, в конце концов, хронология – это ведь не единственный способ понимания истории. Так вот, с тем классом мы пришли и к тому, как в конце средних веков город раскрывается к морю и «выпускает из себя» корабли, уплывающие в дальние страны. Но, конечно, это будет только после того, как город полностью «закроется», а нам еще до этого далеко. Так что – продолжим.

Село постепенно начинает превращаться в город. Вместо маленьких домиков, разбросанных среди полей и огородов, понемногу, улица за улицей, вырастают плотно стоящие дома в несколько этажей и высокими крышами. Задача каждого ученика – слепить 10 домиков. Или 15. Или кто больше. Кому удастся полностью создать собственную улицу? И что это будет за улица, какой цех располагается на ней – кузнецов, ткачей, пекарей? Хотя не всем интересны такие очевидные решения – и тогда в наших городах возникают улицы магов, колдунов и ведьм.

Город разрастается и тоже требует оборонительных стен. Конечно, помимо «обязательной программы» ученики непременно дают волю собственной… то ли фантазии, то ли эрудиции. Чуть вдали видно, что и в городской застройке кто-то стремится разбить огородик. Поближе – очевидно, кладбище, которое тоже почему-то оказалось в городской стене. А небольшой объект на самом переднем плане, уже за стеной – даже не знаю, что это. Может быть, хижина рыбака, а может быть, враги подкатили осадное орудие – или из пещеры под горой вылез дракон. Это еще ничего, редко какой город обходится без виселиц – ну, а как же иначе, ведь именно с описания виселиц при въезде в город начинается самый популярный, всеми учителями используемый текст из хрестоматии по истории Средних веков…

 

Городская рыночная площадь на пересечении всех дорог: справа замок, слева монастырь, вблизи мост через реку, вдали – дорога уходит вдаль…

Итак, город со всех сторон обнесен крепкой стеной, и мы наглядно видим трехчленность средневекового общества – laboratores, bellatores, oratores. Круглый в плане, тяжеловесно-основательный монастырь. Треугольный, остроконечный, иерархически построенный замок. Город неправильной формы, будто бы неупорядоченный, но на самом деле живущий собственной закономерной жизнью, которая струится потоками вдоль улиц.

 

На переднем плане – городские ворота

Самоуправление

И тут наступает новый этап – городское самоуправление. До сих пор административным центром был замок, а теперь на рыночной площади строится ратуша. Сначала это просто большой дом, но обязательно с высокой башней (надо ведь составить конкуренцию и замку, и монастырскому собору). Чуть дальше вы увидите, как ратуша разрастается на целый квартал.

И наконец, самый масштабный проект – это городской собор. На следующей фотографии видно самое начало строительства огромного готического собора. Иногда для такой постройки приходится снести чуть ли не половину уже построенных жилых домов – вполне жизненная ситуация, в истории тоже так бывало. Я стараюсь, чтобы каждый из учеников класса слепил по одной вот такой древовидной конструкции – это столб с нервюрами будущих сводов. Потом мы расставляем их на площадке и соединяем друг с другом. Городской собор – коллективная постройка, плод общих усилий всех жителей города. И в истории, и в нашем проекте.

Потом у собора появляется кровля и, конечно, башни – самые высокие постройки в городе. На их фоне несколько теряется и ратуша, и даже башни замка. Кстати, собор – единственная постройка в нашей модели, которая имеет полноценное внутреннее пространство – до сих пор мы всё лепили из массива.

Итак, город построен. Что важно для меня – сделать видимой «двойную трехчленность» средневекового мира (конечно, семиклассникам мы это описываем другими словами). Сначала – трехчленность замка, монастыря и города, а затем в самом городе – трехчленность рынка, ратуши и собора. В этом проекте у нас они даже сформировали две перпендикулярные оси, что еще нагляднее. На одной оси расположились «старые», «внешние» центры: монастырь и замок. На второй оси – «новые» центры городского самоуправления: городской собор, а напротив него – ратуша. И на пересечении этих осей, в самой сердцевине – рыночная площадь. Так мы создаем наглядный образ очень важного для семиклассников процесса: мы видим, как внешний контроль превращается в самоуправление. Сначала жизнь города направляется извне, из замка и монастыря, а затем уже в самом городе возникают центры не только «обмена веществ», но и самоконтроля (ратуша), и саморазвития (собор). Насколько глубоко и подробно можно и нужно обсуждать с учениками такие аналогии – знает классный учитель, а мы на уроках искусства предоставляем возможность наглядно пережить это в собственной деятельности.

Вопросы техники

В нашей школе классы довольно большие, 25-30 человек. Мы работаем по группам (половина класса). Для этой работы нам нужно:

– планшет-основание. Жесткий, такой, чтобы можно было всю работу на планшете приподнимать и сдвигать. Например, этот город построен на листе 2-сантиметровой OSB, обтянутом пленкой (чтобы не размокал). Для наших классов мы берем планшет размером примерно 1*1 м. Вокруг планшета такого размера могут работать 10-12 человек, и «застроить» такую площадь им вполне по силам. Если взять планшет большего размера, его середина становится недоступной для работы. А если класс меньше, то, разумеется, и «площадь застройки» нужно уменьшать, но минимальный размер – 50*50 см, иначе город «по полной программе» просто не поместится. В одной небольшой школе коллега «застроила» 50-сантиметровый планшет с классом из 8 учеников – и это было хорошо и правильно. Если вас меньше, то нужно просто делать меньшее количество домиков, но не уменьшать размеры построек. Миниатюризм – нездоровая техника для работы с глиной.

– хорошо подготовленная глина – для нашего объема это два-три больших таза, килограмм, наверное, 50, а то и 70. Было дело, мы забрали всю глину, которая была в коле, и несколько классов остались без уроков лепки. А в другой раз, наоборот, мы сами чуть не остались без города, потому что вдруг на середине нашего проекта оказалось, что 11-классники лепят головы, и всю глину забрали они. Вывод: надо планировать и договариваться. Или иметь неисчерпаемый источник глины.

– время и место. Мы работали в разных режимах. Если класс небольшой и не делится на группы – направлять процесс лепки города должен сам классный учитель. Этот вариант будет самым лучшим, потому что тогда содержание эпохи и настрой художественно-практического проекта полностью совпадут. Но лепить одновременно больше чем с 15 учениками неэффективно, и потому большие классы мы делим на группы, и работу ведет учитель искусства. Некоторые классные учителя отводят под этот проект часть главного урока – по 15 минут поочередно для каждой половины класса. Тогда надо лепить в мастерской – в классе в это время вторая группа выполняет какое-то другое задание с классным учителем. Если же главный урок классный учитель оставляет полностью за собой, лепить город можно на уроках искусства. Хотя отведенных обычным расписанием уроков может не хватить, и надо договориться о нескольких заменах. Но вообще слишком много времени этот проект не требует, при активной воодушевленной работе бывает достаточно пяти-шести подходов (по три полных урока в каждой из групп, или понемногу, но ежедневно на главных уроках).  Если мы делаем это на отдельных уроках, то работать можно и в классе – если в классной комнате есть место, где наш город может стоять, не мешая в течение дня проводить другие занятия.

И да, не забывайте, что, закончив очередной урок, нужно сбрызнуть город водой и плотно затянуть пленкой, завернув ее края под планшет. Иначе до следующего урока все обратится в камень, и продолжать работу будет невозможно. А после окончания работы мы на неделю выносим наше произведение в коридор, где его с интересом изучают ученики младших классов. Хотя, конечно, «выносим» – это громко сказано. Как правило, выволакиваем.

Впервые опубликовано в электронном журнале «Дитина Waldorf+» №3, 2015