Что поддерживает Дух человека в обращении к Духовному миру, что дает возможность сопротивляться глупости и косности?  Ученичество.

В первую очередь взрослому человеку, ставшему на этот путь и обретшему статус студента вальдорфского семинара, необходимо согласиться с несколькими внутренними условиями:

  • я хочу меняться;
  • я сам отвечаю за свое обучение;
  • я сам принимаю решение стать вальдорфским учителем, или воспитателем, или тем, кто им помогает как родитель, или администратор, или…

Собеседования с приходящими ныне студентами, как правило, проходят в этом ключе.

Имея за плечами уже почти двадцатилетний опыт активной работы в семинарах для взрослых, я с удивлением и отчасти с внутренним почитанием отмечаю, что к нам приходят очень талантливые люди. С каждым новым курсом мы встречаемся со все более зрелыми и осознанными вопросами.

Все эти годы наша украинская коллегия сотрудничает со Швейцарской коллегией поддержки вальдорфской педагогики в Киеве, в которую объединились прекрасные опытные учителя: Петер Люти, Экхарт Дёнгес, Урсула Лохер, Эдуард Хассельберг, Дитер Босхарт, Урсула Босхарт, Петер Бюхи, Кристиан Барт, Томас Лёсли и Кристина Экштайн.

Нельзя не отметить уникальный курс Варвары Чахотиной «Феноменология языка», который проходит эпохами по одной в год. На этом курсе нам, кроме всего прочего, удалось рассмотреть вопросы уникального для нашей страны двуязычия и его важности в воспитании детей в Украине.

Каждый из приезжающих преподавателей минимум два раза за три года дает свой курс на семинаре. Таким образом, мы добиваемся последовательности в преподавании, которую можно назвать «системой слоеного пирога», — первое знакомство, восприятие, год внутренней работы и «новое» восприятие, наложенное на собственный опыт ученичества.

Основным вопросом для коллегии нашего семинара является то, что мы, работая со взрослыми людьми, желающими так или иначе связать свою жизнь с вальдорфской педагогикой, сопровождаем их собственный процесс обучения. Мы не просто делимся опытом, рассказывая, как вести предметы, как поступать в том или ином случае, а предоставляем поле, в котором ты можешь внимательно наблюдать, благодаря чему крепнешь в своих вопросах и можешь проявлять собственное творчество.

 

Структура обучения

Учеба на семинаре длится три года. Это связано не только с объемом информации, которую должны получить студенты, но в первую очередь с тем, что, входя в первый год обучения, взрослый человек осваивается в новом для себя пространстве. На смену вопросу: «Зачем и как это вы делаете?» приходит вопрос «Что стоит за тем, что они делают?» и приближается к вопросу «Что я должен сделать в себе, чтобы научиться действовать?».

Первый курс — знакомство, вхождение в тему. На первом общепедагогическом году мы объединяем всех, кто хочет познакомиться с вальдорфской педагогикой: будущих учителей, воспитателей или тех, кто изберет для себя в дальнейшем другое направление. К концу года студенты должны определиться, какой статус и какую специальность они для себя выбирают: студент или слушатель, воспитатель детского сада, учитель вальдорфской школы или сознательный родитель.

 

Первый год — общепедагогический. Он условно поделен на три возрастные эпохи — дошкольную (возраст 0–7), основную школу (возраст 7–14) и старшую школу (возраст 14–21). Таким образом мы пытаемся, хоть и достаточно крупными мазками, дать представление и переживание того, что происходит с ребенком определенного возраста и как это последовательно развивается. И будущим воспитателям, и будущим учителям, и, возможно, будущим лечебным педагогам это необходимо.

Параллельно идет работа с новым способом познания — курс феноменологии (работа с четырьмя природными царствами), чтение и проработка одного из трудов Штайнера, например, «Теософии», работа с ритмами года и праздниками.

Важнейшими курсами в течение года являются художественные — живопись, музыка, искусство речи, эвритмия. Они в этот год больше направлены на оживление творческих сил студентов, на саморазвитие.

Сменяют друг друга также занятия рукоделием, ремеслом и рисованием форм.

Еще один важный момент и в каком-то смысле «ноу-хау» этого семинара (апробирование чего прошло на Всеукраинском семинаре по старшей школе) — это введение как теоретического, так и практического метода «Обучения взрослых», который дает возможность студентам активно принимать участие в собственном процессе обучения, сознательно перерабатывать собственные переживания, впечатления и формулировать вопросы по отношению к себе как ученику. Практически это затем воплощается в определенном способе ведения собственного дневника обучения. Ведь способность сознательного ученичества — это одна из самых важнейших способностей вальдорфского педагога.

 

Второй год обучения мы называем «методическим» — упор делается на методику преподавания. На этом году происходит специализация — воспитательская и учительская группа разделяются для занятий методикой. Но мы видим ценным и необходимым, чтобы все остальные занятия проходили совместно.

Таким образом, кроме экономии в преподавании, студенты приобретают ценнейший социальный опыт и цельность взгляда на воспитание и обучение от детского сада до старшей школы. Ведь даже несмотря на раздельное преподавание методики, в общей группе постоянно происходит обмен.

Основной принцип планирования в течение года таков: интенсивы 3 или 4 раза в году (ежедневные занятия в течение всей недели с погружением в тему и художественным сопровождением) и 11-12 микроинтенсивов (занятия в пятницу вечером и субботу утром 2 раза в месяц между интенсивами).

Таким образом мы сочетаем эпохальное погружение с еженедельной проработкой.

Отказавшись от просто субботних занятий раз в месяц и перейдя к занятиям «пятница—суббота», мы достигли, на наш взгляд, необходимого для студентов дыхания «через ночь», что дает возможность активизировать их собственную внутреннюю работу.

 

Третий год обучения мы называем исследовательским. Занятия идут своим чередом, методика и общие предметы продолжаются, но все, что там делается, носит окраску исследования. Силы студентов уже достаточно окрепли для собственного исследования.

Вопросы «Что это значит для меня? Как я могу это исследовать? В чем мое творчество? Как я могу это применить?» перемежаются с вопросами «Какое влияние это оказывает на ребенка? Как ребенок это воспринимает? В каком возрасте это уместно? Что это ему дает?».

На третьем году проводятся также курсы по коллегиальной работе, основам медицинского взгляда в разрезе сотрудничества со школьным врачом, биографии человека и т.д.

 

Практика

Очень важным моментом для студентов является практика, которую мы планируем вместе с вальдорфскими школами и детскими садами — огромная им за это благодарность.

На первом году практика пассивная. Студенты должны провести хотя бы один день в группе детского сада и один учебный день в школе. Их задача — наблюдать за происходящим, формировать вопросы, обсуждать их с преподавателями и в кругу студентов.

На втором году — активная практика. Сначала студенты внимательно наблюдают класс или группу детского сада, а затем по согласованию с ведущим педагогом проводят какой-либо элемент занятия. Их задача — найти контакт с классом или группой, а затем опять же сделать самооценку и задаться вопросами: «Что мне надо освоить? Чему мне надо научиться?»

И третий год — практика методическая. Студенты уже должны провести ряд занятий — часть эпохи или всю эпоху — и проследить восприятие детьми материала, определить, что было достижением, а что необходимо доработать.

Так из года в год строятся отношения между студентом и детьми, студентом и учителями и воспитателями.

Это важное столкновение с самим собой как учителем и воспитателем подвергается серьезной самооценке, и важно, что есть круг, в котором это можно открыто обсудить. Ведь только сталкиваясь с препятствиями мы можем взглянуть на себя по-новому, преобразовать себя.

Еще одним важным моментом работы на семинаре являются курсовые работы.

Результатом первого года является работа «Наблюдение за деревом», которым завершается курс феноменологии. С осени до осени студенты наблюдают, описывают и зарисовывают все видимые изменения, которые произошли в выбранном ими дереве. 

Второй год завершается большой работой «Наблюдение ребенка» — что составляет важнейшую часть работы вальдорфского педагога и педагогической коллегии вальдорфской школы.

И хотя студентам сначала не очень понятно, почему мы настаиваем пока только на рассмотрении физических феноменов — подробном телесном описании ребенка, — в презентациях, которые обычно происходят в сентябре по завершении первого года, явно можно увидеть облик ребенка.

И если все складывается удачно и группа работает активно, перед нами проступает нечто из его сущности, скрытой за тем видимым, что мы способны детально описать. Этот процесс — таинство открытия ребенка. Не раз мы с коллегами замечали, что иногда на семинаре он проходит намного качественнее, чем в еженедельной коллегиальной работе школы. Вдруг сущность ребенка начинает проступать и говорить с нами, раскрывая, каких действий она хочет от нас как педагогов. И часто в течение второго и третьего года обучения мы слышим от студентов: «Вот сейчас я понимаю, зачем это так делалось, зачем это нужно».

Курсовая работа третьего года делается обычно по заданной методической теме и может вылиться в дипломную работу — работу, предполагающую собственное исследование.

Все чаще студенты перед тем, как приступить к практической деятельности, пытаются обратиться и к вопросам собственной биографии, собственной судьбы. Работа с биографией — это дополнительный курс по запросу, в нем предоставляется возможность взглянуть на собственный жизненный путь, упорядочить его, увидеть его закономерности и подойти к вопросу о собственном жизненном намерении.

Все же становление вальдорфским учителем в Украине — это вопрос жизни, вопрос биографии, собственной судьбы. В этом процессе ведущие семинара могут быть только тем, кто помогает ему осуществиться. Вальдорфским же учителем человек становится сам. Я думаю, это связано с глубоким духовным намерением, которое постепенно опускается в земную реальность.

Принять участие