В наше время, говоря о становлении учителя, не останавливаются на этом интересном выражении надолго, почти сразу переходят к теме образования, будто это само собой разумеется, что учителями становятся тогда, когда получают педагогическое образование. Затем возникают вопросы, как сделать педагогическое образование привлекательным финансово, дает ли эта профессия возможность карьерного роста от воспитателя до классного руководителя, далее до учителя старшей школы и, в конце концов, до директора.

То, что становление учителя первой вальдорфской школы в 1919–1920 учебном году состоялось «под другой звездой», является очевидным фактом, и сымитировать это было бы смешно и самонадеянно. Ведь звезда существует не для того, чтобы ее достичь, но, быть может, для того, чтобы мы могли когда-нибудь с благодарностью взглянуть на нее и позволить ее едва заметному нежному свету осветить нашу собственную ситуацию.

Основание вальдорфской школы не было подготовлено заранее ни руководителем сигаретной фабрики «Вальдорф-Астория» Эмилем Мольтом, ни Рудольфом Штайнером. Известно, что о необходимости совершенно нового школьного образования Рудольф Штайнер указывал уже за несколько месяцев до этого события, но он сам не инициировал основания школы.

Эмиль Мольт

23 апреля 1919 года Эмиль Мольт выразил намерение финансово поддержать фабричную школу, основанную на видении Рудольфа Штайнера, и 25 апреля состоялось первое заседание по этому вопросу. Кроме Штайнера и Мольта на нем присутствовали еще два учителя, Карл Штокмайер и Герберт Хан, которых Мольт еще ранее просил оказать помощь в деле образования взрослых на фабрике или в обучении и воспитании их детей. На этом заседании было решено открыть школу в сентябре, в начале нового учебного года. Это происходило в самый разгар революционного хаоса после поражения Германии. В июне 1919 года Карлу Штокмайеру пришлось «пуститься на поиски как театральному режиссеру, который собирает труппу». За три месяца нужно было найти хотя бы десять учителей, готовых оставить свое прошлое — обучение и карьеру — и последовать этому внезапному призыву из Штутгарта. С такого изменяющего жизнь решения начиналось их становление как учителей.

 

Карл Штокмайер
Герберт Хан

Подготовка учителей должна была пройти в течение двух недель, после чего тех, кто решился, ждали более 200 детей в восьми классах. Большинству из них было предложено стать учителями, некоторые вызвались сами. Рудольф Штайнер добился в министерстве в Штутгарте соглашения о том, что вальдорфская школа будет свободна в выборе учителей независимо от дипломов или ученых званий. Мало кто был опытным учителем. Но тем более они могли стать таковыми, не оглядываясь на прошлое. Назовем имена тех решительных людей, без которых вальдорфская педагогика не состоялась бы:

Леони фон Мирбах изучала биологию и философию. Об основании школы она узнала накануне выпускного экзамена, завершая свое художественное образование. Она была принята Рудольфом Штайнером.

Йоханес Гайер был пастором евангелической церкви. В свои 37 лет он был самым старшим в кругу учителей.

Ханна Ланг была одной из немногих, кто имел разносторонний педагогический опыт работы с детьми в народной школе, и она же была единственной, кто не был знаком с антропософией. Она была принята спонтанно, присутствуя на открытии подготовительного курса.

Герта Кегель по настоянию отца сдала экзамен по педагогике, но затем стала художницей.

Каролина фон Гейдебранд изучала германистику и, несмотря на то, что никогда не преподавала, имела тайное намерение основать школу исходя из антропософии. Как только она узнала об основании школы в Штутгарте, она тут же вызвалась там работать.

Каролина фон Гейдебранд

Фридрих Ульшлегель имел опыт преподавания в школах США и в последнее время преподавал английский в университете.

Рудольф Трейхлер после изучения романистики и германистики не нашел места для воплощения своих педагогических и художественных идеалов в государственной школе. Он давал частные уроки, пока не вызвался стать сотрудником в вальдорфской школе.

Карл Штокмайер был первым из тех, кто из собственного импульса и запроса Эмиля Мольта был причастен к идее новой школы. После обширного естественнонаучного образования, дополненного архитектурным, он несколько лет преподавал естественные науки, но осмелился стать классным учителем только после совета Рудольфа Штайнера.

Вальтер Йоханнес Штайн изучал физику и защитил докторскую работу по философии. В день открытия школы Рудольф Штайнер попросил его подменять при надобности классных учителей, затем он получил задание разработать уроки немецкого и истории.

Вальтер Й. Штайн

Герберт Хан благодаря изучению языков смог познакомиться со многими европейскими культурами, особенно с Россией, пока Эмиль Мольт в начале 1919 года не попросил его заняться образованием рабочих сигаретной фабрики.

Пауль Бауман завершил к тому времени свою карьеру музыканта и стал первым учителем музыки в школе; его жена Элизабет Доллфус принадлежала к тем первым, кто, едва повзрослев, влились в искусство эвритмии — она была призвана быть первой учительницей эвритмии. В свои 24 года она была самой юной в коллегии учителей.

В течение учебного года присоединились Хелена Роммель, первая учительница рукоделия, она искала свой путь через школу ремесел и искусства как художник, Карл Шуберт как учитель вспомогательного класса, Ойген Колиско как  школьный врач и Нора Штайн как эвритмистка.

Ойген Колиско

Двухнедельный вводный курс в новое человековедение и развиваемый из него курс методики и дидактики, проведенные для коллегии основателей школы Рудольфом Штайнером, не могли сделать из участников «вальдорфских учителей». С первого дня курса было ясно, что такой профессии в истории человечества еще никогда не было. Было бы сложно разработать для нее такой диплом, который можно было бы выдавать чиновнику, основываясь на сведениях об уровне знаний и результатах обучения человека. Дать образование учителю можно и нужно. Но вальдорфским учителем можно стать лишь самому.


 

Учительская коллегия Свободной вальдорфской школы. Штутгарт, сентябрь 1926 г.

 Первые 12 учителей вальдорфской школы: Элизабет Бауман-Доллфус (эвритмия), Пауль Бауман (музыка и гимнастика), Йоханес Гайер (классный учитель), Герберт Хан (немецкий, история, французский и религия), Каролина фон Гейдебранд (5 класс и иностранные языки), Герта Кегель (4 класс), Ханна Ланг (3 класс), Леони фон Мирбах (1 класс), Фридрих Ульшлегель (6 класс), Вальтер Йоханес Штайн (администратор, литература и история), Карл Штокмайер (7 и 8 классы) и Рудольф Трайхлер (7 и 8 классы). В первый учебный год присоединились: Элизабет фон Грюнелиус (детский сад), Ойген Колиско (школьный доктор, английский, естественные науки), Берта Мольт (рукоделие и переплетное дело), Эдит Рерле (эвритмия), Хелена Роммель (рукоделие), Карл Шуберт (вспомогательный класс) и Нора Штайн фон Бадитц (эвритмия). Фридрих Ульшлегель ушел.

Использованы фото из фотоархива БДН www.bdn-steiner.ru

Впервые опубликовано в электронном журнале «Дитина Вальдорф+» №1, 2012